Курсовая теория Гуманитарные науки История России

Курсовая теория на тему Александр 1 как дипломат.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ АЛЕКСАНДРА I КАК ДИПЛОМАТА 6
1.1 Детские годы Александра I 6
1.2 Формирование мировоззрения Александра I 7
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЛЕКСАНДРА I НА РУБЕЖЕ XVIII – XIX ВЕКОВ 13
2.1 Внешняя политика России в период с 1801 – 1812 годы 13
2.2 Отечественная война 1812 года 16
2.3 Внешняя политика России в период с 1813 – 1825 годы 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 34

  

Введение:

 

Актуальность исследования в отечественной историографии сложился противоречивый образ императора Александра I. Революционно‐демократическая и советская историография подчеркивали лицемерие и притворство императора, а проводимые им реформы объясняли желанием обмануть общественное мнение и сохранить существующий порядок. Но особенно распространенным стал миф о слабости характера Александра Павловича, являющейся причиной незавершенности его реформ. Что же касается его поведения во время Отечественной войны, то отмечалось, что он «вел себя далеко не героически», «не был похож на орла».
Еще в молодости попробовав свои силы в качестве главнокомандующего под Аустерлицем, Александр стал адекватно оценивать свои способности полководца, понимая, что это не самая сильная его сторона. Зато в дипломатии он был способен поспорить с Наполеоном. Впервые это проявилось в Тильзите. Александр был одним из первых европейских монархов, кто понял необходимость использования политических средств для борьбы с Наполеоном. В Тильзите Наполеон стремился к союзу с Россией. Согласно его концепции политического устройства Европы, Россия должна была стать одним из зависимых государств. Зависимость России должна была быть минимальной. – присоединение к континентальной блокаде и невмешательство в дела Центральной Европы. По мнению Наполеона, у России должен был быть именно такой монарх – мягкий, образованный, слушающийся «старшего брата» – императора Франции. Ведя переговоры в трудных условиях побежденной стороны, Александр сознательно поддерживал такое мнение Наполеона о себе.
Он тонко льстил Наполеону, восхищался его гениальностью, сохраняя при этом собственное достоинство. В итоге ему удалось не допустить уничтожения Пруссии, своего будущего союзника. В 1808 г., в Эрфурте Александр проявил твердость и сумел отстоять свою известную самостоятельность внешней политики России, несмотря на приступ напускной ярости Наполеона. Разочарованный Наполеон назвал его «истинным византийцем – тонким, притворным, хитрым». В предвоенные годы Александр проявил большую политическую твердость в отстаивании интересов России. Александр смотрел сквозь пальцы на нарушения континентальной блокады, очень тонко отказал Наполеону в его сватовстве к своим сестрам Екатерине Павловне и Анне Павловне, отстаивал интересы России в «таможенной войне».
Важную роль сыграл император Александр и в планомерной военно‐технической подготовке к войне. Александр раньше других понял неизбежность военного столкновения Франции и России и начал готовиться к нему, назначив военным министром неизвестного общественности М.Б. Барклая‐де‐Толли. Под руководством венного министра была реформирована артиллерия, началась подготовка кавалерийского резерва, в том числе посылка казачьих полков в армию. Необходимо отметить, что Россия проигрывала в ресурсах наполеоновской Франции. Особенно острый недостаток испытывала русская армия в кавалерии, которая играла в войсках того времени огромную роль. Развитие кавалерии требовало большого времени и огромных затрат. По меткому выражению Д. Ливена, подготовка тысяч кавалеристов может сравниться с созданием массовой танковой промышленности в СССР во время Великой Отечественной войны. Поэтому с 1806 г. в армию стали привлекаться иррегулярные войска, а именно 50 казачьих полков.
Эта практика была продолжена уже после начала войны, когда были созданы новые казачьи полки, начали активно привлекаться башкирские и мещерякские полки Высокую политическую твердость и волю проявил Александр уже в самом начале войны. И он сдержал слово, несмотря на то, что Наполеон, находясь в Москве, четырежды посылал к нему с предложением мира. Отметим, что все окружение Александра Павловича, включая императрицу Марию Федоровну, великого князя Константина Павловича, оказывали сильнейшее давление на императора, высказываясь за заключение мира. И в дальнейшем Наполеон не раз пытался установить отношения с Александром. Последний раз он писал ему во время «Ста дней» в 1815 г., заверяя о своем миролюбии. Во время заграничного похода русских войск в 1813–1814 гг. вновь блестяще проявился талант Александра как дипломата и государственного деятеля. Он первым понял, что безопасность России и безопасность Европы неразрывно связаны. Александр продемонстрировал политическую твердость и волю, незаурядное дипломатическое мастерство, создав европейскую коалицию и возглавив ее на пути в Париж. В 1813 г. Александр искусно сыграл на национализме в Германии, особенно в Пруссии, и нашел в ней верного союзника. В 1814 г. он выдвинул и пропагандировал идею о том, что союзники ведут борьбу не против Франции, а против Наполеона. Весной 1814 г., бросив армию Наполеона, Александр приказал идти на Париж и положил конец войне, заняв его и создав новое правительство.
Цель исследования: изучить Александр 1 как дипломат.
Объект исследования: внешняя политика Александра 1.
Предмет исследования: политика Александра 1 как дипломата.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Изучить детские годы Александра I;
2. Рассмотреть формирование мировоззрения Александра I;
3. Изучить внешнюю политику России в период с 1801 – 1812 годы;
4. Проанализировать Отечественную войну 1812 года;
5. Рассмотреть внешнюю политику России в период с 1813 – 1825 годы.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав теоретического анализа, заключения, списка литературы. Объем работы составляет 35 страниц. Количество литературных источников – 25.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В браке с принцессой Луизой (Елизаветой Алексеевной) у Александра I родились две дочери: Мария и Елизавета (обе умерли в младенчестве). Со своей супругой император был более чем холоден, несмотря на то, что современники называли Елизавету Алексеевну самой красивой императрицей всех времён и народов. Тайной оставались отношения императрицы и А. С. Пушкина. Лишь недавно были опубликованы документы, свидетельствующие о том, что с 14 лет Пушкин был влюблён в супругу императора, и она отвечала ему взаимностью. Не будучи русской по крови, любовь к России Елизавета Алексеевна пронесла через всю свою жизнь. В 1812 г., в связи с вторжением Наполеона, ей было предложено выехать в Англию, но императрица ответила: «Я русская, и с русскими погибну». Весь императорский двор обожал свою повелительницу, и только мать Александра Мария Фёдоровна, за жестокость и коварство прозванная «чугунной», ненавидела невестку. Вдова Павла I не могла простить Елизавете Алексеевне вмешательства в события, последовавшие после смерти супруга. Узнав о гибели Павла I, Мария Федоровна потребовала корону себе, и Александр I склонялся к отречению. Но в самый критический момент Елизавета Алекксеевна воскликнула: «Мадам! Россия устала от власти жирной немки. Дайте ей порадоваться молодому царю». С 1804 г. Александр I сожительствовал с княгиней М. Нарышкиной, родившей императору нескольких детей. Однако и тогда законная супруга оставалась самым преданным Александру I человеком. Елизавете Алексеевне неоднократно предлагали совершить государственный переворот и взойти на престол. При её популярности сделать это было легко (даже возникло «Общество друзей Елизаветы»). Однако Елизавета Алексеевна упорно отказывалась от власти.
Под давлением Александра I возведённый на французский престол, в том числе русскими штыками Людовик XVIII был вынужден вскоре дать своим подданным конституционную хартию. Но дело тут, считает российский историк В. В. Дегоев, «не только в либеральных фантазиях царя, как думал К. Меттерних, но и в весьма прагматическом желании со временем видеть Францию лояльным партнёром России в её внешней политике». Однако, по оценке декабриста И. Д. Якушкина, «хартия Людовика XVIII дала возможность французам продолжать начатое ими дело в 89-м году». Участие России в создании Священного союза знаменовало окончательный переход императора от либерализма к консерватизму и идее неограниченной монархии. С 1816 г. в России стали создаваться военные поселения — особая организация войск, имевшая целью сократить расходы государства на армию. Здесь солдаты совмещали военную службу с занятиями сельским хозяйством. Систему военных поселений возглавил генерал от артиллерии Аракчеев. К этому времени он уже был всесильным временщиком России, полностью оправдавшим свой гербовый девиз «Без лести предан». Александр I передал Аракчееву ведение всех внутренних дел, а сам предпочел заниматься внешней политикой. Контрреформы, осуществленные во второй половине правления Александра I, были радикальными. Министерство народного просвещения преобразовывалось в Министерство духовных дел, начались гонения на печать, из Петербургского университета изгонялись «профессора-либералы». В 1821 г. была создана тайная полиция, в 1822 г. запрещены все тайные общества, а со всех военных и гражданских лиц собраны подписки о неучастии в таковых. Эта эпоха получила название в истории «аракчеевщина». Несмотря на принимаемые меры, в стране неоднократно создавались заговоры с целью низложения императора.
Самое серьёзное готовилось на осень 1825 г. — зиму 1826 г. Император знал об этом, но не принял никаких превентивных мер. В августе 1825 г. Александр I выехал в Таганрог, чтобы подлечить больную чахоткой супругу, но неожиданно заболел сам и 19 ноября 1825 г. скончался. В народе сохранилась легенда, что император не умер, а ушёл в Сибирь, где жил под именем старца Федора Кузьмича до своей кончины в 1864 г. в Томске. При вскрытии гробница Александра I в соборе Петропавловской крепости оказалась пустой. Однако в ногах гроба его супруги Елизаветы Алексеевны была обнаружена урна с прахом. По наиболее распространённой версии, склонный к мистике Александр I хотел своим уходом в Сибирь и жизнью старца-подвижника искупить свою вину за гибель своего отца Павла I, в заговоре против которого он принимал самое непосредственное участие. Внезапная загадочная кончина императора Александра I оставила Россию без законного наследника престола. В соответствии с Законом о престолонаследии на престол должен был взойти второй по старшинству сын Павла I — Константин, но он отказался от императорской короны, и на престол взошёл третий сын Павла I — Николай I.
Однако главной заслугой императора Александра Павловича является та роль, которую он сыграл в превращении войны 1812 г. в войну народную, Отечественную. В стране, где подавляющее большинство населения было под властью традиционной идеологии, главными составляющими которой являлись бог, царь, православная вера, позиция императора, главы православной церкви была очень важной, хотя, разумеется, были и другие факторы превращения войны 1812 г. в войну народную. Александр Павлович действовал в этом направлении решительно и быстро. Трижды Наполеона подвергли православной церковной анафеме (в 1806 г., 1812 г., 1815 г.). 6 июля 1812 г. император подписал Манифест о создании ополчения с призывом ко всем сословиям о защите Отечества. 8 июля в Смоленске Александр Павлович в беседе с архиепископом заявил о необходимости создания партизанских отрядов, а 12 июля в Москве он выступил перед дворянским собранием и купечеством. Купечеству он говорил о необходимости жертвовать деньги на нужды войны, дворян же призвал жизнь положить на алтарь Отечества. 18 июля был подписан Манифест о создании округов народного ополчения. На время войны был утвержден двойной рекрутский набор (десять человек с 1000 вместо прежних пяти). 8 августа император утвердил решение военного ведомства о привлечении башкирских и мещерякских полков на войну. Каждый кантон снаряжал от 1 до 3 полков. Манифест императора от 6 июля с призывом всем верноподданных встать на защиту Отечества был прочитан во всех кантонах.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ АЛЕКСАНДРА I КАК ДИПЛОМАТА

1.1 Детские годы Александра I

Александр I – самодержец, император Всероссийский с 1801 года. Старший сын императорской четы Павла I и Марии Федоровны. За заслуги перед Россией получил имя Благословенный. Александр I остался в истории, как великий реформатор. Буквально с первых дней своего правления он провел министерскую, сенатскую, университетскую и школьную реформы. Стал создателем Государственного совета, издал указ о «вольных хлебопашцах». Его запомнили искусным политиком и дипломатом, он мог заключить любое соглашение, если это сулило выгоду Отечеству. В годы правления Александра I Россия стала могущественной страной, может быть, именно поэтому он получил звание «Благословенного».
Родился Александр I 23 декабря 1777 года в Санкт-Петербурге. Его отец император Павел I, мама — принцесса Софья Доротея Вюртемберг-Мемпельгардская, прошла обряд православного крещения и с тех пор носила имя Мария Федоровна. Бабушка мальчика – Екатерина II, которая просто боготворила своего первого внука. Это она назвала его Александром в честь двух прославленных Александров – Невского и Македонского [3]. Она очень хотела, чтобы внук достиг не меньших высот, чем его именитые тезки. В то время для рода Романовых это имя было в диковинку, но спустя годы его внесли в именослов императорской семьи.
Бабушка фактически разлучила мальчика с его родителями, сама занималась его воспитанием. Он по нескольку часов в день проводил в ее комнате, тогда как родители могли не видеть его совсем. Екатерина не видела в своем сыне Павле достойного преемника трона, и хотела передать бразды правления внуку, минуя слабовольного отца. Бабушка не хотела, чтобы Павел оказывал на мальчика большое влияние, но, несмотря на ее старания, отец и сын все же нашли общий язык и интересы. Александр перенял у отца его способности к воинской науке. Мальчик с детства был смышленый, ласковый, легко обучался новым знаниям. Однако при этом был крайне ленив и самолюбив, ему не нравилось заниматься кропотливым и изнуряющим трудом.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы