Логопедия Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Акустическая дисграфия у младших школьников с задержкой психического развития

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Процесс формирования письма у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 4
1.1 Задержка психического развития, понятие и основные особенности 4
1.2 Научно-теоретические аспекты проблемы формирования письменной речи у детей 11
Глава 2. Акустическая дисграфия и пути ее преодоления у школьников с задержкой психического развития 16
2.1 Понятие и классификация дисграфии 16
2.2. Устранение акустической дисграфии у младших школьников на логопедических занятиях 18
Заключение 22
Список литературы 23

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В современных образовательных условиях по-прежнему актуальны вопросы школьного обучения, социализации и адаптации детей, которые во многом определяются уровнем речевого развития ребенка.
На сегодняшний день сложилась такая тенденция, что дети, приходя в первый класс, характеризуются трудностями в чтении и письме. Поэтому возникает необходимость логопедического обследования по выявлению дисграфии, которая представляет собой отклонения с частичным нарушением письма.
Причинами дисграфии интересуются многие исследователи, однако ее появление до сих пор не объяснено. Интерес к вопросам раннего обнаружения и предупреждения дисграфии, а также проблеме ее преодоления, обуславливается так же тем, что письмо как вид деятельности занимает важное место в жизни человека, стимулируя психическое развитие личности, обеспечивая общеобразовательную подготовку и влияя на формирование индивида в целом.
У школьников имеются трудности овладения письменной речью (А.Н. Корнев). Особую озабоченность вызывают дети с ЗПР. Задержка психического развития читается одной из самых распространенных форм психической патологии детского возраста. Зачастую она обнаруживается с началом обучения ребенка в подготовительной группе дошкольного учреждения или в начальной школе, особенно заметной становится к возрасту 7-10 годам, так как именно в этот период существуют большие диагностические возможности.
В медицине задержка психического развития относится к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности, главными особенностями которой выступает замедленный темп психического развития, личностная незрелость, грубые нарушения познавательной деятельности. Однако в большинстве случаев ЗПР имеет стойкую, хоть и слабо выраженную, тенденцию к обратимому развитию, которое возможно лишь при условии специального обучения и воспитания.
Степень изученности темы. Значимость изучения проблем психического развития, в частности коммуникативного, детей с ЗПР отмечают такие исследователи как Т.А. Власова, К.С. Лебединская, У.В. Ульенкова, Л.М. Шипицына и другие.
Данный вопрос глубоко изучали П.К. Анохин, Л.С. Выготский, В.К. Вилюнас, В.С. Дерябин, У. Джеймс, А.В. Запорожец, В.В. Зеньковский, К.Е. Изард, В.А. Лабунская, А.Н. Леонтьев, А.Н. Лук, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов и др.
Цель исследования заключается в изучении особенностей проявления акустической дисграфии у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Поставленная цель определяет решение следующих задач:
1. Изучить понятие и основные особенности задержки психического развития.
2. Охарактеризовать научно-теоретические проблемы формирования письменной речи.
3. Определить понятие дисграфии и ее основных видов.
4. Выявить особенности акустической дисграфии и методов ее преодоления у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – процесс формирования письма у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования – проявление акустической дисграфии у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость работы заключается в уточнении понятий по теме исследования, обобщение научной литературы по теме исследования и проведенном теоретическом анализе существующих исследований по преодолению акустической дисграфии у детей.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Понятие дисграфии представляет собой нарушение письма. Ее появление обуславливается недоразвитием высших психических функций, которые осуществляют процесс письма в норме. Симптомы дисграфии характеризуются стойкими и повторяющимися ошибками при письме, которые могут быть сгруппированы таким образом: искажение и замена букв, искажение звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания некоторых слов в предложении, аграмматизмы при письме.
На сегодняшний день мы можем видеть острую необходимость упорядочения терминологии, которая используется при изучении и описании нарушений письма у младших школьников, поскольку постоянно происходит накопление новых данных.
Психофизиологическая основа письма, которая заключается в овладении письменной речью, представляется установлением новых связей между произносимым и записываемым словом. Поэтому для правильного овладения навыков письма важно наличие таких компонентов как переработка слухоречевой, кинестетической, зрительной и полимодальной информации, проведение регуляционного контроля акта письма и включение серийной организации артикуляционных движений и тонких движений рук ребенка.
Наиболее общей классификацией дисграфии является ее разделение на пять основных форм, каждая из которых зависит от того, какая конкретно письменная операция нарушена или не сформирована.
Выделяют артикуляционно-акустическую, акустическую, дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическую, и оптическую дисграфию.
Акустическая дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания встречается, как правило, у детей с сохранным произношением звуков, но испытывающих затруднения в дифференциации на слух как отдельных звуков, так и фонетических групп.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Процесс формирования письма у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
1.1 Задержка психического развития, понятие и основные особенности
Формы психических расстройств разделяются на два больших класса, которые представлены ретардацией (запаздывание или приостановка психического развития того или иного происхождения) и недоразвитием (разнообразные формы умственной отсталости). Ретардация может быть либо тотальной, либо частичной, когда проявляется незрелость отдельных функций, сторон психики, навыков чтения, письма или свойств личности.
ЗПР представляет собой группу расстройств, которые могут быть различными по этиологии, патогенезу и клиническим представлениям, выражающиеся в состоянии легкой интеллектуальной недостаточности, занимающее среднее положение между олигофренией и интеллектуальной нормой [7].
Основными особенностями ЗПР является то, что она проявляется в снижении темпа развития, однако, при работе с которой возможна положительная динамика, вплоть до выравнивания, достижения возрастной нормы. При этом признаки нарушения зачастую обнаруживаются только при подготовке к поступлению в школу, и отставание при ЗПР может проявляться не обязательно во всех сферах [10].
Определим причины отставания в развитии, среди которых следует выделить следующие:
• Органические повреждения;
• Функциональная недостаточность центральной нервной системы;
• Нарушения во внутриутробном развитии либо во время родов;
• Хронические соматические заболевания;
• Длительная депривация.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы