Курсовая теория на тему Актуальные вопросы правового регулирования применения сотрудниками полиции спецсредств.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА.. 5
1.1. Применение сотрудником
полиции специальных средств их виды и значение 5
1.2. Запреты и ограничения, связанные с применением сотрудниками полиции специальных средств. 8
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ
ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ 14
2.1. Основы применения специальных
средств. 14
2.2. Право
сотрудника полиции на ношение, хранение и применение специальных средств,
состоящих на вооружении органов внутренних дел. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 27
Введение:
Правоохранительная система не стала исключением. А
вместе с самой системой изменилась и правовая база, которая ее регулирует: 1
марта 2011 г. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (с
изменениями, внесенными 28 июня, вступил в силу) 2013 г.), заменяющий
действовавший ранее Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О
полиции» (в редакции от 27 июля 2010 г.). Законодатель уделил особое внимание
правам и обязанностям сотрудников полиции с учетом нескольких факторов. Таким
образом, с учетом того, что сотрудники полиции должны гарантировать
безопасность граждан, общества и государства, Федеральный закон «О полиции» в
гл. 5 дает право полиции использовать специальные средства и огнестрельное
оружие.
Проблема законодательного противодействия узурпации
свободы граждан Российской Федерации при противодействии полиции.
Главный непосредственный объект применения спецсредств
— люди, оказавшие сопротивление полиции.
Актуальность проблемы заключается в том, что
применение специальных средств и огнестрельного оружия является наиболее
жесткой и крайней мерой административного принуждения, применяемой полицией. Он
используется довольно часто, так как в последние годы в России повысилась степень
общественной опасности криминальных вторжений, возросли агрессивность и
жестокость преступлений, активизировалось противодействие полиции. От решения
этой проблемы во многом зависит характер будущего российского государства и
темпы его интеграции в мировое демократическое сообщество.
Цель работы: исследовать причины применения
спецсредств сотрудниками правоохранительных органов.
Объект изучения курса: общественные отношения,
возникшие в случаях необходимости применения спецсредств и огнестрельного оружия
сотрудниками полиции.
Предметом исследования курса является уголовное
законодательство Российской Федерации, регулирующее порядок применения
специальных средств полицией, опубликованная судебная практика, труды ученых,
занимающихся смежными вопросами, материалы судебной практики.
Методы исследования: комплексный подход и системный
анализ. В ходе исследования использовались следующие частнонаучные методы:
функционально-структурный, аналитический, логический, монографический и
графический.
Теоретической и информативной основой послужили законы
Российской Федерации, материалы для специальных юридических изданий и текущих
периодических изданий по проблемам законного применения специальных средств
сотрудниками полиции.
Заключение:
организованной преступностью,
хорошо оснащенной средствами нападения (различные виды огнестрельного и
холодного оружия). Наибольшую опасность представляет огнестрельное оружие
отечественного и зарубежного производства, используемое преступниками:
пулеметы, пистолеты, револьверы, дробовики.
Показан анализ
практической деятельности органов внутренних дел по пресечению беспорядков в
населенных пунктах, местах содержания под стражей, при задержании вооруженных
преступников в различных условиях, ликвидации бандформирований, освобождении
заложников и пресечении захвата самолетов. что выполнение поставленных задач
достигается за счет высокого уровня знаний личного состава, своих обязанностей
и прав, неукоснительного соблюдения законов и иных нормативных актов, владения
основными тактическими приемами действий в различных ситуациях, высокой
морально-психологической подготовкой, полным и своевременным
материально-техническим обеспечением знание тактико-технических характеристик
оружия и специальных средств.
Задача органов
внутренних дел сводится к пресечению преступных действий, подавлению их
сопротивления и, в крайнем случае, уничтожению. Таким образом, защита
правопорядка, защита конституционных прав граждан постоянно сопряжена с риском
для жизни сотрудников органов внутреннего управления. Одним из важных
направлений успешного выполнения служебных задач является правильное и умелое
использование и применение средств индивидуальной защиты и активной
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
1.1. Применение сотрудником полиции специальных средств их виды и значение
Специальные средства — это те,
которые находятся на вооружении полиции и используются ими в случаях и в
порядке, предусмотренных законом, технические изделия (устройства, предметы,
вещества) и служебные животные, основной задачей которых является
непосредственное обеспечение обязательного физического материального
воздействия. о человеке или любых материальных предметах.
Обеспечение сотрудников
органов внутренних дел Российской Федерации специальными средствами, порядок
выдачи, использования, учета, хранения, транспортировки и уничтожения
специальных средств, а также сроки их опытной эксплуатации определяются
Министром внутренних дел. Дела Российской Федерации.
У сотрудников ОВД есть комплект
специальной защиты. Необходимость в этом обусловлена разными ситуациями, в
которых они выполняют свои служебные функции[1].
Например, для задержания вооруженного
преступника, укрывшегося в помещении, необходимы такие специальные средства,
обеспечивающие безопасность персонала, участвующего в этой операции, и в то же
время позволяющие заставить агрессора покинуть это место. Другие средства
необходимы на случай подавления хулиганских выступлений. Ликвидация беспорядков
также требует применения комплекса из нескольких специальных средств.
Все специальные
инструменты в зависимости от [1]
Административная деятельность полиции. Беженцев А.А.,
Ваганов А.Э., Вашкович Н.Ю., Воронина О.В., Ермолаев В.Г., Лампадова С.С.,
Лиховенков С.И., Николаенко А.А., Овчинников Г.А., Попова Е.С., Стульнова Т.В.,
Стурза К.И., Тарасов А.В., Темников А.Ю., Ткачук В.Н., Холманский В.И.,
Шельпяков А.А. Курс лекций / Санкт-Петербург, 2014.
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Административно-правовые основы применения сотрудниками полиции спецсредств как средств правомерного силового воздействия 6
1.1. Понятие и виды спецсредств 6
1.2. Правовые основы, условия и пределы применения спецсредств 9
Глава 2. Анализ практики применения сотрудниками полиции специальных средств 17
2.1. Типичные ситуации незаконного применения спецсредств 17
2.2. Пути совершенствования порядка применения спецсредств 20
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Введение:
Актуальность темы исследования характеризуется, прежде всего тем, что правоохранительная служба представляет собой самостоятельный вид государственной службы, который имеет сходство, в свою очередь, с военной службой. К таким сходствам, в частности, следует отнести: более жесткую, приближенную к военной дисциплину; в сравнении с гражданской службой присутствует больше возможностей отступления от гарантий, предусмотренных трудовым законодательством; правомочность служащих правоохранительных органов применять, в установленных законодательством рамках, физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие.
Деятельность различных правоохранительных органов, в частности полиции, направлена на реализацию внутренних функций государства и непосредственно связана с определенными законом ограничениями прав и свобод, а также применением силовых мер воздействия, в том числе, с использованием физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Из трех названных видов силовых мер воздействия, самые строгие требования предъявляются законодателем к порядку применения сотрудниками правоохранительных органов огнестрельного оружия. Однако в настоящее время, и практика применения сотрудниками полиции специальных средств наглядно демонстрирует, что в некоторых случаях уровень подготовки у них является недостаточным для эффективного выполнения правоохранительных задач с их применением.
Статистика, приведенная в аналитических материалах показывает, что на сегодняшний день до 30 % сотрудников полиции недостаточно понимают норму ст. 22 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее – ФЗ «О полиции») , у более чем половины из них отмечена недостаточная правовая компетентность в понимании норм Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) о необходимой обороне, крайней необходимости и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление. Наконец, более 80 % сотрудников полиции отмечают нежелание быть обвиненным в незаконном применении не только огнестрельного оружия, но и спецсредств, что в частности выражается тем, когда те же участковые уполномоченные полиции, практически никогда «не торопятся» использовать свои силовые полномочия в предкриминальной ситуации во время обхода подведомственной территории.
В Российской Федерации статистику применения специальных средств сотрудниками правоохранительных органов, как впрочем, физической силы и огнестрельного оружия, как правило, официально не обнародуют. Однако по данным правозащитников, правоохранители регулярно причиняют вред гражданам не по назначению, особо не разобравшись в ситуации.
Из вышесказанного следует, что неумелое применение сотрудниками полиции силовых средств, влечет за собой не только невыполнение поставленной задачи, но и приводит к причинению вреда здоровью и даже гибели граждан и самих сотрудников полиции.
Именно поэтому, законодателем предусмотрен не только особый порядок реализации применения силовых средств, но и ответственность соответствующих должностных лиц за нарушение порядка их применения в виду той опасности, которую они несут в себе окружающим лицам.
Приведенное, безусловно, указывает на актуальность избранной темы и необходимость дальнейших исследований данного направления.
Степень научной разработанности. Избранная тема достаточно подробно исследована и раскрыта в работах таких авторов как Арипшев А. М., Демидов Ю. Н., Кардашевский В. В., Магомедов Ф. Б., Макаров М. И., Молянов А. Ю., Морозов Д. А., Уразалин И. М. и др.
Целью настоящей работы, является комплексное рассмотрение актуальных вопросов правового регулирования применения российской полицией специальных средств для чего были определены и поставлены на разрешение следующие задачи:
1. Определить понятие и виды используемых сотрудниками полиции спецсредств.
2. Раскрыть содержание правовых основ, условий и пределов применения сотрудниками полиции спецсредств.
3. Проанализировать типичные ситуации незаконного применения сотрудниками полиции спецсредств.
4. Предложить пути совершенствования порядка применения сотрудниками полиции спецсредств.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в сфере осуществления сотрудниками полиции своих должностных обязанностей по поводу применения специальных средств.
Предметом исследования, являются нормы действующего законодательства, регулирующие порядок применения специальных средств, а также проблемные аспекты, выявленные практикой их применения.
По своей структуре настоящая работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, которые расположены, согласно поставленным задачам, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Авторское определение специальных средств проходит в понимании таковых как некоего компромиссного (промежуточного) решения в арсенале полиции в виде оружия нелетального действия и технических средств, а также служебных животных, используемых для целей принудительного воздействия на правонарушителей и объекты, связанные с необходимость пресечения правонарушения.
Специальные средства характеризуются своей обширной номенклатурой, своими, правовыми особенностями, как по основаниям применения, так и по ограничениям и запретам на применение.
Порядок применения специальных средств, из-за их большей по сравнению с физической силой в силу функциональной специфики опасности, зарегулирован законодателем в максимально возможной степени. Например, правомерность применения специальных средств сотрудниками полиции законодатель связывает с конкретными видами пресекаемых противоправных деяний, которые достаточно четко определены в положениях ФЗ «О полиции» и для которых предусматриваются свои виды спецсредств.
При применении какого-либо вида специальных средств, сотрудник полиции действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, характера и силы оказываемого ими сопротивления, а также стремиться к минимизации любого ущерба.
Проблемный подход к рассмотрению правового регулирования порядка применения сотрудниками полиции специальных средств позволил выявить условия формирования типичных ситуаций незаконного их использования:
— при исполнении служебных обязанностей – только если нарушены требования УК РФ, ФЗ «О полиции»;
— если не связано с исполнением служебных обязанностей: нахождение в состоянии необходимой обороны и крайней необходимости – если превышены пределы необходимой обороны; либо когда совсем отсутствуют признаки необходимой обороны и крайней необходимости.
Конкретными примерами, может служить: «выбивание» нужных показаний у потерпевшего, конфликт, возникший с потерпевшим на почве личной неприязни, убийство, совершенное в условиях преследования невооруженного потерпевшего и т. п.
Вышеприведенное обозначает дальнейшие перспективы по научной и практической работе в направлении разрешения проблем правового регулирования порядка применения сотрудниками полиции специальных средств.
Однако, уже по итогам проделанной работы, в связи с проведенным исследованием и его результатами, возможно предложить некоторые пути совершенствования названого направления, которые пролегают, в первую очередь, через уточнение соответствующих положений ФЗ «О полиции».
Помимо конкретных правок действующих норм, предложенных и рассмотренных в рамках настоящей работы, с целью закрытия некоторых законодательных пробелов, видится также вполне обоснованным разработать и принять обобщающий нормативный акт ведомственного значения, в котором необходимо не только четко прописать все аспекты силового воздействия специальными средствами на субъектов правоотношений, но регулярно обновлять в нем примеры из судебной практики рассмотрения типовых ситуаций применения специальных средств.
В виду того, что официальная статистика применения всех видов средств воздействия фактически не ведется сегодня в нашей стране, было бы целесообразно выпускать специальный статистический сборник (как в печатном, так и в электронном виде) по различным критериям (регион, количество, правомерность и т. д.) применения средств воздействия, включая и специальные спедства, и распространять его среди руководителей структурных подразделений правоохранительных органов и отдельных сотрудников полиции.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Административно-правовые основы применения сотрудниками полиции спецсредств как средств правомерного силового воздействия
1.1. Понятие и виды спецсредств
Номенклатура специальных средств находящихся в арсенале полиции, как следует из их названия, представляется достаточно разнообразной и специфичной.
Как отмечается в источниках, спецсредства разрабатывались как компромисс между эффективностью воздействия и нелетальностью исхода для правонарушителя. Именно поэтому в спецсредствах просматриваются некоторые сходства с оружием. А некоторые образцы, вообще, пришли из армейских арсеналов (шлем, противогаз и др.).
Однако, прежде чем переходить к непосредственному рассмотрению отдельных видов специальных средств, следует разобраться, что включено в само понятие «специальные средства». К сожалению, как и в случае с физической силой, ни нормативные акты, ни другие источники не дают ответа на этот вопрос.
Анализ положений ст. 21 ФЗ «О полиции» позволяет сделать вывод, что у спецсредств прослеживаются следующие признаки:
— это могут быть химические вещества (газы и окрашивающие средства), технические устройства и приспособления, а также животные;
— они несут в себе определенную степень опасности физическому лицу;
— проходят процедуру, в ходе которой определяется степень и характер их воздействия (процедура допуска);
— их использование возможно исключительно в разрешенных законодателем ситуациях и только для целей борьбы с правонарушениями.
Таким образом, находит свое подтверждение определение, данное Сильниковым А. М. о том, что специальные средства (спецсредства) – это «технические изделия (устройства, предметы), химические вещества, приспособления, оружие, боеприпасы, технические средства (в т. ч. транспортные), специальные механизмы и животные, которые предназначены для оказания принудительного воздействия и допущенные к применению в борьбе с правонарушениями в соответствии с законом».