Курсовая теория Юриспруденция Административное право

Курсовая теория на тему Актуальные вопросы правового регулирования применения сотрудниками полиции спецсредств.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Административно-правовые основы применения сотрудниками полиции спецсредств как средств правомерного силового воздействия 6
1.1. Понятие и виды спецсредств 6
1.2. Правовые основы, условия и пределы применения спецсредств 9
Глава 2. Анализ практики применения сотрудниками полиции специальных средств 17
2.1. Типичные ситуации незаконного применения спецсредств 17
2.2. Пути совершенствования порядка применения спецсредств 20
Заключение 24
Список использованной литературы 26

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования характеризуется, прежде всего тем, что правоохранительная служба представляет собой самостоятельный вид государственной службы, который имеет сходство, в свою очередь, с военной службой. К таким сходствам, в частности, следует отнести: более жесткую, приближенную к военной дисциплину; в сравнении с гражданской службой присутствует больше возможностей отступления от гарантий, предусмотренных трудовым законодательством; правомочность служащих правоохранительных органов применять, в установленных законодательством рамках, физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие.
Деятельность различных правоохранительных органов, в частности полиции, направлена на реализацию внутренних функций государства и непосредственно связана с определенными законом ограничениями прав и свобод, а также применением силовых мер воздействия, в том числе, с использованием физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Из трех названных видов силовых мер воздействия, самые строгие требования предъявляются законодателем к порядку применения сотрудниками правоохранительных органов огнестрельного оружия. Однако в настоящее время, и практика применения сотрудниками полиции специальных средств наглядно демонстрирует, что в некоторых случаях уровень подготовки у них является недостаточным для эффективного выполнения правоохранительных задач с их применением.
Статистика, приведенная в аналитических материалах показывает, что на сегодняшний день до 30 % сотрудников полиции недостаточно понимают норму ст. 22 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее – ФЗ «О полиции») , у более чем половины из них отмечена недостаточная правовая компетентность в понимании норм Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) о необходимой обороне, крайней необходимости и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление. Наконец, более 80 % сотрудников полиции отмечают нежелание быть обвиненным в незаконном применении не только огнестрельного оружия, но и спецсредств, что в частности выражается тем, когда те же участковые уполномоченные полиции, практически никогда «не торопятся» использовать свои силовые полномочия в предкриминальной ситуации во время обхода подведомственной территории.
В Российской Федерации статистику применения специальных средств сотрудниками правоохранительных органов, как впрочем, физической силы и огнестрельного оружия, как правило, официально не обнародуют. Однако по данным правозащитников, правоохранители регулярно причиняют вред гражданам не по назначению, особо не разобравшись в ситуации.
Из вышесказанного следует, что неумелое применение сотрудниками полиции силовых средств, влечет за собой не только невыполнение поставленной задачи, но и приводит к причинению вреда здоровью и даже гибели граждан и самих сотрудников полиции.
Именно поэтому, законодателем предусмотрен не только особый порядок реализации применения силовых средств, но и ответственность соответствующих должностных лиц за нарушение порядка их применения в виду той опасности, которую они несут в себе окружающим лицам.
Приведенное, безусловно, указывает на актуальность избранной темы и необходимость дальнейших исследований данного направления.
Степень научной разработанности. Избранная тема достаточно подробно исследована и раскрыта в работах таких авторов как Арипшев А. М., Демидов Ю. Н., Кардашевский В. В., Магомедов Ф. Б., Макаров М. И., Молянов А. Ю., Морозов Д. А., Уразалин И. М. и др.
Целью настоящей работы, является комплексное рассмотрение актуальных вопросов правового регулирования применения российской полицией специальных средств для чего были определены и поставлены на разрешение следующие задачи:
1. Определить понятие и виды используемых сотрудниками полиции спецсредств.
2. Раскрыть содержание правовых основ, условий и пределов применения сотрудниками полиции спецсредств.
3. Проанализировать типичные ситуации незаконного применения сотрудниками полиции спецсредств.
4. Предложить пути совершенствования порядка применения сотрудниками полиции спецсредств.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в сфере осуществления сотрудниками полиции своих должностных обязанностей по поводу применения специальных средств.
Предметом исследования, являются нормы действующего законодательства, регулирующие порядок применения специальных средств, а также проблемные аспекты, выявленные практикой их применения.
По своей структуре настоящая работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, которые расположены, согласно поставленным задачам, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Авторское определение специальных средств проходит в понимании таковых как некоего компромиссного (промежуточного) решения в арсенале полиции в виде оружия нелетального действия и технических средств, а также служебных животных, используемых для целей принудительного воздействия на правонарушителей и объекты, связанные с необходимость пресечения правонарушения.
Специальные средства характеризуются своей обширной номенклатурой, своими, правовыми особенностями, как по основаниям применения, так и по ограничениям и запретам на применение.
Порядок применения специальных средств, из-за их большей по сравнению с физической силой в силу функциональной специфики опасности, зарегулирован законодателем в максимально возможной степени. Например, правомерность применения специальных средств сотрудниками полиции законодатель связывает с конкретными видами пресекаемых противоправных деяний, которые достаточно четко определены в положениях ФЗ «О полиции» и для которых предусматриваются свои виды спецсредств.
При применении какого-либо вида специальных средств, сотрудник полиции действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, характера и силы оказываемого ими сопротивления, а также стремиться к минимизации любого ущерба.
Проблемный подход к рассмотрению правового регулирования порядка применения сотрудниками полиции специальных средств позволил выявить условия формирования типичных ситуаций незаконного их использования:
— при исполнении служебных обязанностей – только если нарушены требования УК РФ, ФЗ «О полиции»;
— если не связано с исполнением служебных обязанностей: нахождение в состоянии необходимой обороны и крайней необходимости – если превышены пределы необходимой обороны; либо когда совсем отсутствуют признаки необходимой обороны и крайней необходимости.
Конкретными примерами, может служить: «выбивание» нужных показаний у потерпевшего, конфликт, возникший с потерпевшим на почве личной неприязни, убийство, совершенное в условиях преследования невооруженного потерпевшего и т. п.
Вышеприведенное обозначает дальнейшие перспективы по научной и практической работе в направлении разрешения проблем правового регулирования порядка применения сотрудниками полиции специальных средств.
Однако, уже по итогам проделанной работы, в связи с проведенным исследованием и его результатами, возможно предложить некоторые пути совершенствования названого направления, которые пролегают, в первую очередь, через уточнение соответствующих положений ФЗ «О полиции».
Помимо конкретных правок действующих норм, предложенных и рассмотренных в рамках настоящей работы, с целью закрытия некоторых законодательных пробелов, видится также вполне обоснованным разработать и принять обобщающий нормативный акт ведомственного значения, в котором необходимо не только четко прописать все аспекты силового воздействия специальными средствами на субъектов правоотношений, но регулярно обновлять в нем примеры из судебной практики рассмотрения типовых ситуаций применения специальных средств.
В виду того, что официальная статистика применения всех видов средств воздействия фактически не ведется сегодня в нашей стране, было бы целесообразно выпускать специальный статистический сборник (как в печатном, так и в электронном виде) по различным критериям (регион, количество, правомерность и т. д.) применения средств воздействия, включая и специальные спедства, и распространять его среди руководителей структурных подразделений правоохранительных органов и отдельных сотрудников полиции.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Административно-правовые основы применения сотрудниками полиции спецсредств как средств правомерного силового воздействия

1.1. Понятие и виды спецсредств

Номенклатура специальных средств находящихся в арсенале полиции, как следует из их названия, представляется достаточно разнообразной и специфичной.
Как отмечается в источниках, спецсредства разрабатывались как компромисс между эффективностью воздействия и нелетальностью исхода для правонарушителя. Именно поэтому в спецсредствах просматриваются некоторые сходства с оружием. А некоторые образцы, вообще, пришли из армейских арсеналов (шлем, противогаз и др.).
Однако, прежде чем переходить к непосредственному рассмотрению отдельных видов специальных средств, следует разобраться, что включено в само понятие «специальные средства». К сожалению, как и в случае с физической силой, ни нормативные акты, ни другие источники не дают ответа на этот вопрос.
Анализ положений ст. 21 ФЗ «О полиции» позволяет сделать вывод, что у спецсредств прослеживаются следующие признаки:
— это могут быть химические вещества (газы и окрашивающие средства), технические устройства и приспособления, а также животные;
— они несут в себе определенную степень опасности физическому лицу;
— проходят процедуру, в ходе которой определяется степень и характер их воздействия (процедура допуска);
— их использование возможно исключительно в разрешенных законодателем ситуациях и только для целей борьбы с правонарушениями.
Таким образом, находит свое подтверждение определение, данное Сильниковым А. М. о том, что специальные средства (спецсредства) – это «технические изделия (устройства, предметы), химические вещества, приспособления, оружие, боеприпасы, технические средства (в т. ч. транспортные), специальные механизмы и животные, которые предназначены для оказания принудительного воздействия и допущенные к применению в борьбе с правонарушениями в соответствии с законом».

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы