Курсовая теория на тему Актуальные вопросы деятельности мировых судей.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
1. Теоретические основы и общая характеристика правового статуса мировых судей в Российской Федерации. 4
1.1 Понятие, особенности и нормативно-правовое регулирование статуса мировых судей в Российской Федерации. 4
1.2 Конституционно-правовые принципы и гарантии правового статуса мировых судей. 10
2. Анализ работы судов по отбору кандидатов на должность мирового судьи, наделения полномочиями и прекращения полномочий мирового судьи 17
2.1 Организация работы судов и органов судейского сообщества по отбору кандидатов на должность мирового судьи 17
2.2. Проблемы, правового статуса мирового судьи и реализации его прав 22
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Введение:
Актуальность темы исследования обусловлена ролью суда в современном правовом государстве и демократическом обществе. Взятый курс на построение правового государства требует необходимости внедрения эффективного механизма взаимодействия ветвей единой государственной власти, способной обеспечить надлежащие условия для реализации права граждан на защиту своих прав и интересов, в частности, путем обращения в суд.
С этого момента началась системная деятельность, направленная на формирование судебного органа, который отвечал бы и международным стандартам в деле обеспечения гарантий права на судебную защиту, и социально-правовые возможности государства создать надлежащие условия для его функционирования, и общественным представлениям о его самостоятельности, независимости, способности осуществить справедливое решение общественно-правового конфликта.
Такая многогранность судебного органа требует системного подхода к определению его правового статуса, формулировки основных принципов его надлежащего функционирования, способов обеспечения самостоятельного и независимого положения в системе правоотношений — как государственно-правовых, так и общественно-правовых.
К сожалению, годы судебных реформ так и не смогли создать в РФ сильного и авторитетного суда как мощного механизма защиты права. Степень доверия общества к судьям остается низкой, а судебная власть не является паритетным участником государственно-правовых отношений. Одной из причин такого положения является в том числе и недостаток комплексного теоретического исследования условий соответствующего обеспечения правового статуса мировых судей, что должно было бы стать предпосылкой судебно-правовой реформы и обоснованием содержания многочисленных законопроектов, направленных на формирование государственного устройства страны.
Цель работы — сформулировать целостную концепцию правового статуса мировых судей. Для ее достижения ставились следующие основные задачи:
— установить степень теоретической разработанности в отечественных и зарубежных правовых научных источниках концептуальных положений, касающихся понятия, сущности, структуры и содержания правового статуса мировых судей, и сформулировать авторское видение структуры и содержания правового статуса мировых судей;
— обобщить стандарты по обеспечению надлежащих условий для реализации права на судебную защиту, определить квалификационные признаки мировых судей и определить степень их имплементации национальным законодательством;
— установить статус мировых судей в системе государственно-правовых отношений, выявить недостатки в государственном механизме взаимодействия суда с органами других ветвей власти и научно обосновать рекомендации, направленные на оптимизацию этого механизма;
— выяснить статус мировых судей в системе органов судебной власти, охарактеризовать механизм их взаимодействия как с элементов судебной системы;
— определить статус мировых судей в системе общественно-правовых отношений, дать оценку недостатков в обеспечении взаимосвязи суда с обществом и его институтами и предложить пути их решения.
Объектом исследования выступают государственно-правовые и общественно-правовые отношения, возникающие в процессе деятельности мировых судей.
Предметом исследования является правовой статус мировых судей и механизм обеспечения их работы.
Методы исследования. Методологическим основанием диссертации послужили положения теории познания, общей теории судебной власти и судоустройства, теорий государственного управления и управления организаций.
Заключение:
Учитывая указанные изменения в процессе судебно-правовой реформы, государство в первую очередь должно обеспечить эффективную реализацию международных стандартов правого статуса мировых судей. Кроме того, это обеспечит улучшение позиции создания независимого органа, ответственного за формирование судейского корпуса, большинство членов которого должны составлять судьи, избранные самими судьями.
Воплощение указанных предложений требует не только изменений но и политической воли правящей власти. Следующим, шагом который необходимо сделать, необходимо реализовать международный стандарт о независимости правосудия, который заключается в том, что судьи должны иметь гарантированный срок нахождения в должности до времени обязательного выхода в отставку.
Осуществляя анализ практики европейских стран, подчеркнем что практика европейских стран, как правило, заключается в том, чтобы судьи избирались на полное рабочее время до момента достижения официального пенсионного возраста.
Такую позицию высказывает большинство ученых и судей, и которую мы беспрекословно поддерживаем.
Избрание мирового судьи бессрочно является оправданным, поскольку несменяемость является ключевым элементом принципа независимости мировых судей. Отказ от назначения на должность мирового судьи на определенный срок и назначения нас должность бессрочно усилит независимость судьи при осуществлении им правосудия. Однако, есть ученые мировые судьи, которые считают, что необходимо оставить первое срочное назначение на должность мирового судьи. В аргументацию данной позиции приводится мысль что бессрочность пребывания в должности судьи никоим образом не обеспечивает его независимости в тех политических
Таким образом, реализация международный стандартов в процессе реформирования судопроизводства обеспечит решение проблемных вопросов по улучшению доступности правосудия, укрепление независимости, приведение системы правосудия в соответствие с потребностями общества и, как результат, обеспечит осуществление правосудия профессиональным и независимым судом. Именно поэтому в основе реформирования деятельности мировых судей должен применяться новый комплексный подход, который должен охватить такие элементы, как доступность правосудия, принятия справедливого решения и эффективное их исполнение.
Принимая во внимание необходимость кардинальных изменений в правовом статусе мировых судей и реформирования отдельных его институтов, не стоит ограничивать судебную реформу уровнем специального законодательства, а внести необходимые изменения с целью заложить фундаментальные основы независимой и эффективной судебной власти в соответствии с международно-правовыми стандартами.
Фрагмент текста работы:
Теоретические основы и общая характеристика правового статуса мировых судей в Российской Федерации.
1.1 Понятие, особенности и нормативно-правовое регулирование статуса мировых судей в Российской Федерации.
Проблема, связанная с низкими качественными характеристиками судейского корпуса первой инстанции в РФ, развивалась годами и была вызвана применением ложных подходов к организации кадрового обеспечения судов и негативными явлениями при подборе и расстановке кадров в предыдущие годы.
Этому способствовала командно-административная система государственного управления, которая постепенно видоизменялась в течение всего времени существования РФ как отдельного государства. Появление новой модели государственного управления в корне меняет отношение к функций, обязанностей, прав и сущности служащих государственных органов, меняет их правовой статус, что, в свою очередь, обусловливает необходимость новых, качественно более сложных требований не только к профессиональным и деловым качествам кандидатов на государственную службу, но и к морально-этическим.
Мировые судьи являются неотъемлемой частью судебной системы, в соответствии с чем развитие этой системы и становления демократической судебной власти непосредственно зависят от правового статуса мирового судьи.
Исходя из этого, остро встает вопрос о необходимости системного и комплексного нормативно-правового обеспечения их правового статуса. Переходя к рассмотрению понятия правового статуса, отметим, что слово «статус» (лат. status — состояние) — абстрактный многозначный термин, который в общем смысле означает совокупность стабильных значений параметров объекта или субъекта. [10. C.26-32]
Проще говоря, статус объекта или субъекта — это его состояние или позиция, ранг в любой иерархии, структуре, системе. Итак, статус — это обобщающее понятие, предмет изучения целого ряда наук, главными из которых являются социология, философия и право. В свою очередь, термин «правовой статус», который дефинитивно происходит от общего понятия статуса, тоже является комплексной дефиницией, которая раскрывает правовые аспекты положения лица.
Правовой статус как юридическую категорию, которая не только определяет стандарты возможного и необходимого поведения, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность социальной среды, но и характеризует реальное взаимодействие государства и личности.
Другим относительно правового статуса является мнение что «правовой статус — явление объективной действительности, отнюдь не характеризует субъект права как участника правоотношений, а скорее, является средой, в которой субъекты права приобретают признаки и становятся субъектами правоотношений. Правовой статус личности существует безотносительно к конкретному лицу.
Однако категорию правового статуса следует рассматривать через призму правоотношений, в которых участвует лицо, ведь только во время выполнения определенных действий по реализации предоставленных ему возможностей, лицо реализует свой статус как субъекта правоотношений.
Таким образом, наделение участников правоотношений определенными возможностями выступает одним из этапов механизма правового регулирования. Правовой статус должностного лица суда не является целостной категорией, а состоит из совокупности административно-правовых элементов, научный подход к определению которых является дискуссионным в юридической науке.
Выделяют как элементы правового статуса должностного лица права, обязанности и ответственность работника, обусловленные занимаемой должностью, кроме элементов правового статуса должностного лица, также добавляет правосубъектность, задачи по должности, основные функции, гарантии, правовые формы деятельности, порядок взаимоотношений в соответствии с должностью.
Элементами правового статуса личности являются юридические права и свободы; юридические обязанности; законные интересы (интересы, не нашли прямого закрепления в юридических правах и обязанностях, но подлежат защите со стороны государства) гражданство; правосубъектность; юридические гарантии.[4. C. 45-49]
Следует отметить, что институту ответственности государства за вред, причиненный должностным лицами суда, только предстоит занять реальное место в правовой системе. В то же время сам механизм такой ответственности должен быть максимально четким, оправданным и соответствовать демократическим устремлениям и международным принципам деятельности судебной власти и осуществления правосудия. Вообще рассмотрение правового статуса мировых судей необходимо начинать с Конституции как основополагающего правого акта, в котором определены руководящие идеи и принципы их правового положения, получивших свое дальнейшее развитие в других нормативно-правовых актах.
В этом смысле можно отметить, что каждый мировой судья одновременно является носителем нескольких правовых статусов — статуса человека, гражданина, должностного лица, соответственно, он является носителем и некоторых определенных видов прав. Среди таких прав можно выделить гражданские (личные) права; политические права; социальные права; экономические права и тому подобное. Но в рамках нашего исследования мы рассмотрим только те права, которые присущи только мировому судье в связи с наделенеем его специальным статусом. Соответственно, такие права отнесены к специальным (уставным) правам.
Указанные права имеют широкий спектр применения и могут быть классифицированы по многим признакам.
По содержанию служебные права можно классифицировать так:
1) права, обеспечивающие особый правовой статус мирового судьи и его правовую защиту (право на уважение профессиональной чести и достоинства; право на личную и имущественную неприкосновенность; право на стабильность трудовой занятости; право на карьеру; право на отставку)