Курсовая теория на тему Активизация познавательной деятельности младших школьников.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1.Теоретические
основы познавательной активности младших школьников. 6
1.1 Понятие
«познавательная активность» в психолого-педагогических исследованиях. 6
1.2.
Характеристика младшего школьного возраста. 12
2.
Изучение познавательной активности
младших школьников. 16
2.1.Особенности развития
познавательной активности в младшем школьном возрасте 16
2.2.
Способы развития познавательной активности в младшем школьном возрасте 26
Заключение. 31
Список литературы 33
Введение:
Актуальность исследования. Образовывать
человека в современной системе образования — значит воспитывать в нем
способность и потребность открывать и творить самого себя в основных формах
человеческой деятельности. Следует так строить обучение, чтобы ученик понимал и
принимал цели, поставленные учителем, чтобы он был активным участником
деятельности по их реализации. Познавательная активность выступает как одно из
условий достижения эффективности и высокого качества образования.
Наличие познавательной активности в
процессе обучения обеспечивается рост сознательного отношения к учению,
развитие познавательных процессов, умение ими управлять, сознательно их
регулировать. Поэтому перед школой стоит задача: сделать школьника активным
участником познавательной деятельности. Решение этой задачи во многом зависит
от осуществления индивидуального подхода к учащимся.
Формирование у школьников потребности и
способности к самостоятельному получению знаний, к непрерывному образованию и
самообразованию — важная стратегическая задача современной российской школы.
ФГОС начального общего образования
выдвигает требования к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования, которые включают в себя формирование основ
умения учиться и способность к организации своей деятельности; сформированность
мотивации к обучению и познанию, а также готовность и способность обучающихся к
саморазвитию.
На
основании этого можно утверждать, что проблема формирования познавательной
активности младших школьников является в настоящее время одной из наиболее
актуальных. Познавательная активность необходима ребёнку, чтобы он смог познать
себя, раскрыть заложенные в себе способности, приобрести такие качества, как
инициативность и самостоятельность, найти своё место в жизни. Проблема
формирования познавательной активности личности в силу своей практической
значимости постоянно обращала на себя внимание великих ученых.
Своими корнями история формирования и
развития познавательной активности уходит в далекое прошлое. Великий чешский
педагог и мыслитель XVII века Я. А. Коменский считал проблему формирования
познавательной активности одной из основополагающих при формировании личности
обучающегося. Ж.-Ж. Руссо, чтобы ученик захотел узнать и найти новое знание,
создавал для него специальные ситуации, вынуждающие к познавательному поиску.
И. Г. Песталоцци и А. Дистервег говорили о том, чтобы школьник не только
получал, но и искал знание.
Также проблеме формирования и развития
познавательной активности школьников посвящены труды многих ученых-педагогов
(Л. М. Аристовой, М. А. Данилова, П. И. Пидкасистого, Г. И. Щукиной и др.).
Сущность познавательной активности в
процессе учебной деятельности как ведущего вида деятельности в младшем школьном
возрасте нашла отражение в исследованиях, проведенных Э. И. Александровой, В.
В. Давыдовым, Л.В. Занковым, Н. Б. Истоминой, Ю. М. Колягиным, Л. Г. Петерсон,
A.M. Пышкало, Л. П. Стойловой, М. Н. Скаткиным, Д. Б. Элькониным.
Вопрос о средствах формирования познавательной
активности решался в рамках проблемы активизации учения, исследованной в трудах
B.C. Данюшенкова, Е. В. Коротаевой, В. И. Лозовой, A. B. Троцко, Т.И.Шамовой и
др. А. В. Сластенин отмечал, что успех обучения в конечном итоге определяется
отношением школьника к учению, их стремлением к познанию, осознанным и
самостоятельным приобретением знаний, умений, навыков, их активностью.
Цель исследования: выявить особенности
формирования познавательной активности у младших школьников.
Объект исследования: формирование
познавательной активности у младших школьников.
Предмет исследования: особенности
формирования познавательной активности у младших школьников.
Исходя из проблемы, объекта, предмета,
цели, гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Исследовать теоретические основы
познавательной активности младших школьников
2. Выявить особенности формирования
познавательной активности младших школьников.
3. Изучить способы развития познавательной активности у младших
школьников.
Для решения поставленных задач применялся
комплекс методов исследования: теоретические – анализ философской,
психологической, педагогической литературы по проблеме формирования
познавательной активности младших школьников
Практическая значимость данного
исследования обуславливается тем, что спроектированный нами диагностический
комплекс может использоваться в образовательном процессе.
Объем и структура работы: работа состоит
из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Заключение:
Познавательная активность как психолого-педагогический
феномен — это
двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма
самоорганизации и самореализации младших школьников; с другим — результат
особых усилий учителя по организации познавательной активности ученика. При
этом нельзя забывать, что конечный результат усилий учителя — перенос
специально организованной деятельности ученика на свою. Таким образом, два типа
познавательной активности тесно переплетаются.
Однако разные младшие
школьники имеют разную степень или интенсивность активного обучения. Степень
выраженности познавательной активности в учебном процессе — это
динамичный и изменчивый показатель. В руках учителя, воспитателя, — помочь
ученику перейти с нуля на относительно активный уровень. И во многом от учителя
зависит, достигнет ли ученик творческого уровня.
Также следует отметить,
что деятельность связана с мотивами, целями, задачами, установками,
способностями и стремлениями личности и формируется под влиянием внутренних и
внешних факторов.
Понятие «познавательная активность»
раскрывается через понятие «познавательная деятельность», а «деятельность» —
через понятие «активность». Активная деятельность определяется как повышенная
энергетическая активность, а понятие «познавательная активность» включает в
себя отношение человека к окружающей среде.
В результате
теоретического анализа научно-педагогической литературы по проблеме
исследования можно выделить следующие условия, способствующие развитию
познавательной активности у младших школьников:
— создать в классе
атмосферу доброжелательности;
— использовать большой
арсенал инструментов для поддержания интереса к предмету;
— акцент на основном
учебном материале;
— направить
учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;
— осуществлять
индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса;
— избегать перегрузки младшими
школьниками;
— учитывать
наследственность и особенности психофизического развития детей;
— контролировать и
корректировать усвоение каждого элемента обучения;
— создавать в классе
условия для развития личности учащихся, усвоения ими способов решения своих
проблем, самоуправления в учебной деятельности.
Таким образом, развитию
познавательной активности младших школьников способствует изменение видов
деятельности учащихся на уроках, организация форм групповой работы, проблемные
методы обучения, нетипичные занятия, а также использование развлекательного
материала.
Фрагмент текста работы:
1.
Теоретические основы познавательной активности детей младшего школьного возраста.
1.1
Понятие «познавательная активность» в
психолого-педагогических исследованиях. Проблема
оценки обучения детей младшего школьного возраста является объектом глубокого
педагогического исследования. Значительный вклад внесли в ее
разработку М. Данилов, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, И.Ф. Харламов,
Т.И. Шамова, Г.И. Щукин и другие. Ввиду большой важности, социальной и
познавательной сложности эта проблема остается одной из центральных в
современной дидактике и педагогической практике.
Процесс
познания направлен не только на углубление знаний учащихся о явлениях, но и на
их особое понимание и развитие личных отношений с приобретенными знаниями и
самим познавательным процессом. Таким образом, в активной познавательной
деятельности происходит не только усвоение знаний, навыков и умений, но и
формирование эмоционально-оценочного отношения к процессу и результатам познания[1,c.6].
Сначала
необходимо проанализировать понятие «активность», а затем вернуться к выяснению
сущности понятия «познавательная активность», а также изучить особенности ее
развития у младших школьников. Вышеупомянутые термины широко описаны в научной
литературе.
Несмотря на
широкое использование термина «активность» в психолого-педагогической теории и
практике, это понятие очень сложно и неоднозначно в трактовке многими
исследователями. Некоторые отождествляют активность с деятельностью, другие
рассматривают активность как результат деятельности, а третьи утверждают, что активность
— это более широкое понятие, чем деятельность.
Следовательно,
согласно Микшакова И. А, активность — это понятие,
указывающее на способность живых существ производить самопроизвольные движения
и изменения под действием раздражителей — внешних и внутренних[13].
Н. А.Никифорова
различает два типа детской активности: свою активность и активность ребенка,
стимулируемую взрослым.
Собственная
активность ребенка — это форма активности, одновременно специфическая и
универсальная, характеризующаяся разнообразием ее проявлений во всех сферах
детской психики: познавательной, эмоциональной, волевой и личностной[14,c.149]
Она также отмечает
фазовый характер собственной активности ребенка: в повседневной жизни и в
детском саду собственная активность будет заменена совместной активностью со
взрослым; затем ребенок снова выступает субъектом собственной активности и т.
д.
Младший школьник
в процессе активности выступает как самодостаточный человек, свободный от
посторонних влияний. Он сам ставит цели, определяет пути, методы и способы их
достижения, тем самым удовлетворяя их интересы, потребности и желания.
Детское творчество основано на этом виде
деятельности