Курсовая теория на тему Акцентуации характера в юношеском возрасте.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ХАРАКТЕРА
В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ.. 5
1.1. Анализ научных представлений о «характере». 5
1.2. Типологии характера. 8
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА В ПЕРИОД ЮНОШЕСТВА.. 14
2.1. Социально-психологические и личностные особенности юношеского возраста 14
2.2. Проявление акцентуаций характера в юношеском возрасте. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 32
Введение:
Актуальность.
Личность
человека обладает присущим только ей набором психологических черт и
особенностей, составляющих ее индивидуальность, которая проявляется в чертах
характера, темперамента, детерминирующих интегральную характеристику
индивидуальности. Современные условия предъявляют высокие требования к
личности, а точнее к ее жизнестойкости, стрессоустойчивости, продуктивности и
работоспособности. Эти качества проявляются в характере человека — как наборе
психологических свойств, которые определяют его поведение.
Характер можно
представить как систему наиболее устойчивых черт личности, которые проявляют
себя в разных видах деятельности и общения. Характер включает то, что придает
поведению индивида специфический, характерный для него оттенок. Формирование
характера происходит в результате
воздействия объективных общественных условий и жизненных обстоятельств на
основе природных свойств человека. Темперамент является динамической
характеристикой всех действенных проявлений личности, свойства темперамента
составляют основу свойств характера, не предопределяя их. Сходные свойства
темперамента могут послужить источником возникновения различных
характерологических свойств, с опорой на базовые личностные свойства.
Изучению типологий
характера посвящены работы таких ученых, как Э. Кречмер [10], К. Леонгард [14],
А.Е. Личко [15], Э. Фромм [28], К.Г. Юнг [30], и др. Феноменология характера
раскрывает его рассмотрение как психосоматических свойств индивида; как
психической индивидуальности — конституциональный подход (Э. Кречмер [10], У
Шелдон), психоаналитический (З. Фрейд [27] и др.); как индивидуальный
психический склад (Н.Д. Левитов [13]); как направленность и способ действия
(А.Ф. Лазурский [12], Б.Г. Ананьев [1]); как предпосылка реального поведения
(С.Л. Рубинштейн [26]) и т.д.
В настоящее время
недостаточно изученной является проблема выявления акцентуаций характера в
юношеском возрасте: существует множество работ, посвященных выявлению
индивидуально-типологических характеристик личности, однако, несмотря
выявляется недостаточная разработанность исследований, посвященных изучению акцентуаций
характера в юношеском возрасте. Акцентуации начинают проявляться в период
подросткового и юношеского возраста, и служат препятствием для социальной
адаптации, установлению межличностных отношений. Гипертрофированное развитие
одной из акцентуаций характера может негативно сказаться на поведении личности,
привести к проблемам в сфере учебы и коммуникаций. Однако отдельные акцентуации
могут содействовать положительной адаптации в юношеском возрасте в случае
предрасположенности акцентуации характера к общению.
Объект исследования: характер как индивидуально-типологическая особенность
личности.
Предмет исследования: акцентуации характера в период юношества.
Цель исследования: изучить особенности проявления
акцентуаций характера в юношеском возрасте.
Задачи:
1. Изучить генезис научных представлений о «характере».
2. Проанализировать
типологии характера.
3. Описать социально-психологические и личностные особенности юношеского возраста.
4. Рассмотреть
проявление акцентуаций характера в юношеском возрасте.
Для решения поставленных
задач и проверки гипотезы в работе использовались следующие методы:
анализ, синтез, обобщение научно-методической литературы по
проблеме исследования.
Структура работы. Курсовая
работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы,
представленного 30 источниками.
Заключение:
Теоретический анализ литературных
источников по теме курсовой работы позволил сделать следующее обобщение.
Толкование характера во
всех подходах опирается на рассмотрение его как психической индивидуальности.
Конституциональный подход акцентирован на уточнение представлений об истоках
характера и возможностях его диагностики по соматическому типу;
психоаналитический подход опирается на толкование специфических детерминант
характера, а также изучении характера в рамках психосексуального развития индивида;
идеалогический подход рассматривает проблему действия духовных ценностей на
образование характера.
Характер является системой наиболее
устойчивых черт личности, проявляемых в деятельности и общении, связан с
темпераментом как его динамической стороной. Это инструментальное личностное
свойство, определяющее манеру выполнения деятельности, значимые поступки. В
состав характера входят черты, отвечающие за выполнение действий, направленных
на достижение целей. Акцентуация характера — это
чрезмерное усиление отдельных черт характера, при этом наблюдаются не выходящие
за пределы нормы отклонения в психике и поведении.
Согласно классификация
характеров А.Е. Личко, личность может быть отнесенак одному из следующих типов:
гипертимному, циклоидному, лабильному, астеноневротическому, сензитивному,
психоастеническому, шизоидному, эпилептоидному, истероидному, неустойчивому,
конформному.
Схожей классификацией
является типология характеров К. Леонгарда, основанная на оценке стиля общения
личности с окружающими. В соответствии с ней выделяют такие типы характеров,
как гипертимный, дистимный, циклоидный, возбудимый, застревающий тип,
педантичный, тревожный, эмотивный, демонстративный, экзальтированный,
экстравертированный, интровертированный.
Ведущие социально-психологические
характеристики юношеского возраста: познавательная мотивация, социальная
активность, упорядоченные интеллектуальная и социальная зрелость, социальная
ситуация развития личности; ведущий вид деятельности; сфера общения;
психические новообразования; параметры интеллектуального развития,
эмоциональные качества.
Социально-психологическими
характеристиками периода юношества являются: социальная ситуация развития
личности; ведущий вид деятельности; сфера общения; психические новообразования;
параметры интеллектуального развития, эмоциональные качества.
Центральными
новообразованиями юности служат развитие сознания и самосознания, становление мировоззрения, стремление к
самоопределению и самовоспитанию, становление устойчивого самосознания,
стабильного образа "Я", рефлексия, развитие самопознания, поиск
смысла жизни, зарождение жизненных планов, самоопределение, включение в
производственную деятельность, поиск профессии.
Акцентуация представляет собой
дисгармоничное развитие характера, проявляющееся в чрезмерной выраженности
отдельных его черт, что делает личность более уязвимой в отношении множества
неблагоприятных воздействий. В зависимости от акцентуаций
характера, личность может специфическим образом вести себя на каждом отдельном
этапе самореализации, некоторые выраженные акцентуации характера могут
значительно ухудшить процесс коммуникации с окружающими. Акцентуации
нередко служат препятствием для социальной адаптации, установлению
межличностных отношений. Стремление к поиску социальных групп, благоприятные
взаимоотношения с окружающими способствуют формированию демонстративности
характера К ригидности как акцентуации характера имеют предрасположенность
юноши, которые избегают принятия решений и взятия на себя ответственности.
Юноши со склонностью к педантичности характера склонны устанавливать контакты с
избирательным количество людей, склонны избегать принятия решений и ожидают
контроля со стороны окружения. Неуравновешенность и возбудимость как
характерологическая особенность свойственна юношам, которые индифферентно
относятся к принадлежности к различным социальным группам
Таким образом, результаты проведенного исследования
указывают на то, что все поставленные задачи решены, цель достигнута.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПРОБЛЕМЫ ХАРАКТЕРА В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 1.1. Анализ научных представлений о «характере»
В древности понятие «характер»
служило для обозначения как соматических, так и психических свойств индивида,
индивидуальных особенностей и различий. Феноменология характера раскрывает
проблему характера с позиций рассмотрения его как продукта обстоятельств жизни
и производного влияний среды (Д. Дидро, К.А. Гельвеций). В период с 16 по 19
в.в. в трактовках характера ученые придерживаются позиции, что с характером не
рождаются, а он становится в течение жизни. К началу 20 в. А.Ф. Лазурским [14]
предпринимались попытки выстроить характерологию в форме индивидуальной
психологии. Кроме того, возникают специальные подходы к изучению характера — конституциональный
(Э. Кречмер [13], У Шелдон), психоаналитический (З. Фрейд [27] и др.),
идеологический (Э. Шпрангер, А. Робэк) [6].
Категория «характера»
в зарубежной психологии, начиная с Г. Олпорта, изымается из научного языка как
не обладающая самостоятельным содержанием [21]. Важнейшим личностным атрибутом
признается индивидуальность личности, а характер представляет собой личность в
ее оценке. С 18 в. и в последующие два столетия характер повсеместно
идентифицируется с личностью — в США — М. Селигман; в Англии — Р. Оуэн, Г.
Модсли, А. Бэн и др.; во Франции — Т. Рибо, Ф. Полан, Л. Корман и др.
Обращение к истории
характерологии вскрывает крайнюю неопределенность трактовки предмета изучения,
несмотря на апелляцию к психической индивидуальности. Отождествление понятий
«личность» и «характер» неправомерно, поскольку это неодинаковые компоненты
человеческой психики, различающиеся по месту и назначению в ней, по своему
содержанию, единицам анализа, строению и генезису [6].
Отечественная психология
представлена следующими интерпретациями характера. Первая описывает характер
как индивидуальный психический склад (Н.Д. Левитов) [16]. Во второй интерпретации
акцент делается на такие составляющие характера, как направленность и способ
действия индивида. Направленность служит отношением субъекта к ряду разных
объектов (А.Ф. Лазурский [14], С.В. Франк, Б.Г. Ананьев [3]) — к обществу,
труду, людям, себе и т.д. Способ действия индивида, заменяемый волей служит
второй составляющей.
С
точки зрения С.Л. Рубинштейна, характер составляют не все относительно
устойчивые личностные свойства, а лишь те, которые детерминируют побуждения,
определяющий действия индивида, те проявления направленности, которые выражают
устойчивые свойства личности и устойчивые личностные установки [24, с. 119].
С.Л.
Рубинштейном отмечается диалектическая взаимосвязь характера и поведения,
свидетельствующая о том, что характер является как предпосылкой, так и
результатом реального поведения человека в конкретных ситуациях. Кроме того,
С.Л. Рубинштейн проводил анализ взаимозависимости характерологических свойств и
мотивов поведения и считал, что любой действенный мотив поведения, ставший устойчивым,
является потенциальной чертой характера, и именно мотив служит источником
действенного формирования характера [24, с. 122].
По
мнению С.Л. Рубинштейна отношения поступка и характера опосредованы — черты
характера обусловливают мотивы поведения и наоборот. Однако для перехода в
черту характера мотив поведения должен стать устойчивым, внеситуативным.
Устойчивые характерологические свойства определяются не каждым единичным,
случайным поступком, а всем образом жизни человека, включающим определённый образ
действий в единстве с объективными условиями его осуществления.
Путь
развития характера достаточно сложен, и формируется в результате воздействия
объективных общественных условий и жизненных обстоятельств на основе природных
свойств человека. Темперамент является динамической характеристикой всех
действенных проявлений личности, свойства темперамента составляют основу
свойств характера, не предопределяя их. Сходные свойства темперамента могут
послужить источником возникновения различных характерологических свойств, с
опорой на базовые личностные свойства.
Свойства
характера взаимосвязаны с мотивационной стороной психической регуляции
поведения, соответственно, характер, по мнению С.Л. Рубинштейна, является
закрепленной в индивиде систему генерализованных мотивов [24]. Образование
характера — это результат генерализации и стереотипизации побудительной функции
психической деятельности как регулятора практической деятельности.
Рассуждения С.Л. Рубинштейна о
характере включены в общее учение о путях развития личности и формирования её
психических свойств.
Таким образом, характер
можно представить как систему наиболее устойчивых черт личности, которые
проявляют себя в разных видах деятельности и общения. Характер включает то, что
придает поведению индивида специфический, характерный для него оттенок.
Характер определяет значимые поступки индивида, а не случайные реакции на
различные стимулы либо обстоятельства. Характер в процессе своего формирования,
развития и функционирования взаимосвязан с темпераментом, устойчивым,
являющимся динамической стороной характера.
Характер относится к числу инструментальных личностных свойств,
обусловливающих не содержание, а манеру выполнения деятельности. В состав
характера входят свойства личности, определяющие поступки в выборе целей
деятельности, а также черты, отвечающие за выполнение действий, направленных на
достижение поставленных целей. Своеобразие и сочетание черт характера позволяет
отнести человека к определенному типу.