Курсовая теория Экономические науки Теория управления

Курсовая теория на тему Академическая мобильность как фактор миграции российской молодёжи

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ РАМКА ИЗУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ КАК ФАКТОРА МОЛОДЕЖНОЙ МИГРАЦИИ 8

1.1 Причины, направления и риски международной академической миграции студентов в условиях глобализации высшего образования 8

1.2 Влияние образовательной миграции молодежи на качество национального человеческого капитала 16

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МИГРАЦИИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ 21

2.1 Масштабы международной академической мобильности и образовательной миграции российской молодежи 21

2.2 Риски международной образовательной миграции российской молодежи для человеческого капитала России 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37

  

Введение:

 

Приоритетным направлением социально-экономического развития страны является повышение и улучшение уровня образования и интеллектуального развития населения, которые обеспечивают конкурентоспособность как человека, так и государства в целом. Усиление интернационализации образования, расширение образовательной сферы ведет к активизации образовательной миграции. Образовательная миграция способствует выходу на международный рынок и повышению квалификации в образовательных организациях. Также она является инструментом совершенствования социального и профессионального статуса страны. Наличие множества интересных программ по обмену, грантовой поддержки и принятие болонской системы свидетельствуют об увеличении заинтересованности к образовательной миграции и о ее положительном влиянии на страну.

В период становления болонского процесса международная академическая мобильность среди студентов, магистрантов, аспирантов и докторантов вызывает значительный интерес, особенно в странах постсоветского пространства. С одной стороны, это связано с государственной политикой стимулирования, с другой — растущими социально-экономическими дисбалансами и новыми возможностями роста личной академической карьеры. Становится очевидным тот факт, что привлечение молодых талантов в сферу науки гарантирует ведущую роль страны в доле мирового объема исследований и инноваций, тем самым стимулирует разработку инициатив по привлечению иностранных студентов к новым программам.

Более традиционной является модель межконтинентальной мобильности с юга на север и с востока на запад. В настоящее время такие потоки происходят в Европе, где существуют различия между странами союза с точки зрения роста инвестиций в науку, и в то же время проблемы, связанные с экономическим кризисом. Очевидно, что такие потоки могут легко превратиться в утечку мозгов, к дальнейшей концентрации умов в определенных регионах мира, или так называемых кластерах, и повлияют на конкурентоспособность и социально-экономическое развитие тех или иных государств.

В России в настоящее время миграционные образовательные процессы приобретают все большую популярность среди студентов, и, таким образом, данная проблема становится очень актуальной для нашей страны. Связно это с тем, что на государственном уровне большее внимание уделяется проблемам иммиграции в страну, так как возрастают ее масштабы, возникает значительный вклад в социально-экономическое развитие страны. Так как Россия находится в числе стран-лидеров по приему иммигрантов, то не удивительно, что иммиграция занимает приоритетное место в миграционной политике. Указ Президента РФ об утверждении Концепции государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года скорее можно рассматривать, как концепцию иммиграционной политики. В связи с этим вопросы, связанные с эмиграцией из страны, почти не рассматриваются в миграционной политике страны. Об этом свидетельствует тот факт, что эмиграция в вышеупомянутой концепции упоминается только в виде констатации факта эмиграционного оттока. Однако эмиграция приобретает все большие масштабы. Многие студенты уезжают заграницу на временное обучение по программам университетов, но впоследствии остаются там навсегда и не возвращаются обратно. В некоторых университетах существует проблема недобора магистрантов и аспирантов. Таким образом складывается ситуация, заключающаяся в том, что государство тратит средства на обучение молодого поколения, которое после окончания обучения или же во время обучения эмигрирует в другие страны безвозвратно. Это обширное явление, которое влечет за собой значительные социально-экономические и демографические последствия, связанные с потерями молодого, трудоспособного и репродуктивного населения, выездом активных и предприимчивых молодых людей. Данное явление сопровождается вывозом капитала, утратой интеллектуальных ресурсов, демографическими проблемами.

Причины роста международной академической мобильности обусловлены миграционными процессами в те страны, которые заинтересованы в привлечении студенческой и ученой молодежи. В целом можно сказать, что международная мобильность студентов и ученых действительно выросли за последние десятилетия. Возрастающий интерес к академической мобильности может быть объяснен как фактор импульса к поискам нового, так и комбинацией социально-экономических аспектов.

С ростом мировой конкуренции значительно изменились потоки международной студенческой и трудовой мобильности, которые все чаще рассматривается не только как часть сотрудничества, но как часть программ будущего профессионального и карьерного роста. С ростом индивидуального конкурентного финансирования исследований во многих странах неизбежно возрастает роль научной элиты.

Объектом данной работы выступает студенческая молодежь.

Предметом работы является академическая мобильность студентов.

Цель курсовой работы заключается в изучении международной академической мобильности как фактора миграции российской молодежи.

В курсовой работе определены следующие задачи:

1. изучить причины, направления и риски международной академической мобильности студентов в условиях глобализации высшего образования.

2. рассмотреть влияние образовательной миграции молодежи на качество национального человеческого капитала.

3. исследовать масштабы международной академической мобильности и образовательной миграции российской молодежи.

4. проанализировать риски международной образовательной миграции российской молодежи для человеческого капитала России.

В данной работе использовались следующие методы:

1. метод анализа статистических данных

2. вторичный анализ данных по теме

3. контент-анализ данных сайтов, университетов, ВУЗов

Описание информационной базы курсовой работы:

1. научные статьи, посвященные академической мобильности молодежи, образовательной миграции молодежи, межрегиональной миграции молодежи, тенденциям, причинам и направлениям миграции молодежи.

2. статистические данные, размещенные на официальных сайтах статистики и в различных исследованиях, электронных журналах.

3. справочная литература.

4. нормативные акты.

5. веб-сайты.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Целью данной работы являлось изучение международной академической мобильности как фактора миграции российской молодежи. В работе были выделены задачи, по которым можно сделать некоторые выводы.

Изучив причины, направления и риски международной академической мобильности студентов в условиях глобализации высшего образования,

Рассмотрев влияние образовательной миграции молодежи на качество национального капитала,

Подводя итог оценки современной миграционной ситуации, стоит отметить, что основными мигрантами в России являются неквалифицированные жители СНГ, покидают же нашу страну квалифицированные специалисты из-за отсутствия условий для реализации своих способностей. Данный обмен нельзя назвать равноценным. Россия может получать более производительных, имеющих навыки, чем средний россиянин, мигрантов, а также удерживать уже имеющиеся квалифицированные кадры. Схождение социально-экономических условий России с некоторыми другими странами может способствовать миграции. Положительный эффект от внешней миграции зависит от различий, в соотношении капитала из расчета на одного работника в разных странах.

Исследовав масштабы международной академической мобильности и образовательной миграции российской молодежи,

Таким образом происходит обогащение столицы и ее же истощение, так как именно такие регионы характеризуются высокими показателями выезда молодежи из России. Дальнейший процесс эмиграции российских студентов происходит за пределы России, начиная с выезда для получения образования или же продолжения обучения по программам университета. Часто образовательная миграция переходит в трудовую миграцию, так как большинство молодых людей после окончания обучения остаются работать в стране, в которую эмигрировали. Российские студенты, обучающиеся заграницей, стремятся закрепиться в стране обучения в качестве постоянного жителя. Они любыми способами продлевают свое нахождение, чтобы не возвращаться на родину. С каждым годом количество молодежи с данной миграционной установкой растет, масштабы образовательной миграции увеличиваются рекордными темпами и ведут к серьезным рискам для страны.

Проанализировав риски международной образовательной миграции российской молодежи для человеческого капитала России,

Таким образом международная образовательная миграция и академическая мобильность влекут за собой значительные риски для государства. Снижается рост экономики, падает производительность различных компаний и предприятий, замедляется инновационное развитие и самое главное страна теряет свою конкурентоспособность. Все эти последствия негативным образом сказываются на стране, ставя ее будущее развитие под угрозу.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ РАМКА ИЗУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ КАК ФАКТОРА МОЛОДЕЖНОЙ МИГРАЦИИ

1.1 Причины, направления и риски международной академической миграции студентов в условиях глобализации высшего образования

Миграция населения является сложным общественным процессом, затрагивающим многие стороны социально-экономической жизни. С ней связаны процессы заселения, хозяйственного освоения земли, образования и смешения рас, языков и народов. Под влиянием миграции сформировались регионы и страны, складывалась социальная структура, экономическая, политическая и культурная жизнь.

На сегодняшний день в миграционных процессах принимают участие сотни миллионов людей [11]. В миграционный обмен вовлечены практически все страны. Важным аргументом в пользу изучения миграции населения служит масштабность рассматриваемого явления. Проблемы миграции в той или иной мере касаются каждой страны, так как необходимыми предпосылками их успешного развития является расселение народов: определенная численность и плотность населения.

С увеличением количества миграций повысилось и внимание к исследованию различных ее видов. И если, например, трудовые и вынужденные миграции вследствие экономических кризисов и социально- политической обстановки в мире, изучены достаточно широко, то такой вид, как образовательные миграции пока не удостоились должного внимания. А он, равно как и другие виды миграции, оказывает огромное воздействие на все сферы как принимающих, так и «отдающих» мигрантов обществ. От образовательной миграции непосредственно находятся в зависимости промышленные и финансовые возможности государств, в определенном значении она может рассматриваться и как знак престижа образовательной системы той или иной страны. Такие перекосы исследования разных видов миграции порождают избыток знаний в отношении трудовой и вынужденной миграций и к дефициту информации в отношении проблем, связанных с образовательной миграцией [8].

Безусловно, размах данного явления с каждым годом возрастает. Образовательная миграция является одной из самых масштабных в мире и по количеству уступает только лишь вынужденной и трудовой миграциям. Она совершается не только на международном уровне, но и на внутригосударственном. Абсолютным фаворитом на мировом рынке высшего образования является США, который контролирует третью часть мирового финансового образовательного оборота: незначительная доля экономически развитых штатов принимает существенную часть образовательных мигрантов [7].

По сути, студенческая миграция представляет собой форму миграции научно-технического высококвалифицированного персонала, однако она может ей и предшествовать. Если представить аспирантуру (ISCED 6) в процентном соотношении, то больше всего аспирантов учится в таких странах, как Финляндия (19,65 %), Швейцария (18,14 %), Испания (17,14 %), Соединенные Штаты Америки (16,63 %) и Швеция (15,17 %) К тому же чем выше ступень образования, тем выше и доля обучающихся иностранных студентов [9]. Наглядным примером являются страны с высокой стоимостью образования, например Швейцарии и Великобритании. А в дефицитных для принимающей стороны специальностях доля аспирантуры еще выше.

При этом решение людей мигрировать может быть мотивировано рядом факторов [2,3,4,6]:

1) факторы экономики. Увеличивающийся разрыв уровня жизни и заработной платы способствует усилению миграции населения в города, регионы и страны с более высоким уровнем жизни, а также растущим потенциалом экономического роста;

2) факторы социализации. Высокий уровень коррумпированности, быстрые темпы снижения уровня образования и услуг системы здравоохранения являются серьезнейшим фактором, который определяет миграцию;

3) географические факторы. Рост численности мигрантов за последние годы, смена ими места жительства обусловлены необходимостью изменения климата, а также негативным воздействием факторов окружающей среды (потопы, наводнения, засухи, землетрясения) в зоне их постоянного проживания;

4) демографические факторы. Миграция может быть вызвана недостатком личной свободы человека, ущемлением по национальным признакам, религии, полу. Сюда же можно отнести спад рождаемости и рост продолжительности жизни во многих странах с высоким уровнем доходов, что способствует неуравновешенности спроса и предложения на рабочую силу между развивающимися и развитыми государствами. А неполную занятость, приводящую к миграции, может обеспечить избыток рабочей силы в государствах с невысоким уровнем доходов и уровнем жизни. С другой стороны, пожилое население в большинстве развитых стран даёт подспорье для значительного роста спроса на иностранных рабочих.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы