Курсовая теория Педагогика/Психология Социальная педагогика

Курсовая теория на тему Агрессивность подростков как фактор социально-психологической дезадаптации в коллективе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Глава 1.
Взгляды современной науки на проблему агрессивности подростков  3

1.1. Основные
аспекты изучения агрессивности человека. 3

1.2. Причины
возникновения агрессии у подростков. 8

Глава 2.
Социальная дезадаптация, как фактор агрессивности подростков  15

2.1. Варианты
агрессивного поведения как фактор дезадаптации в коллективе  15

2.2. Проблема
агрессивного поведения подростков , как следствие дезадаптации в коллективе. 17

Заключение. 25

Список литературы   27  

Введение:

 

Изменения в жизни
современного общества характеризуются наличием трудностей не только в
социально-экономической и политической сферах, но и в моральной и
психологической. Нестабильность экономики, разрушение старой системы ценностей,
снижение жизненного уровня значительной части населения страны порождает
внутренние конфликты, напряжение и агрессию. Особое беспокойство вызывает рост
уровня подростковой агрессии. В этом контексте в психолого-педагогической науке
особую актуальность приобретают исследования, направленные на поиск путей
предупреждения и преодоления агрессивных тенденций в поведении детей и
молодёжи. В центре внимания ученых находятся такие аспекты, как: определение
понятия, выявление функций агрессии, ее внешних и внутренних детерминант факторов,
обусловливающих проявления агрессии,

Проблема агрессивного
поведения остро встаёт в подростковом возрасте, когда осуществляется переход к
новой ступени развития личности, ведь усиливается негативизм, учащаются случаи
проявлений жестокости и агрессивности. Повышенная агрессивность подростков
является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов,
но и для общества в целом. Статистика свидетельствует о росте преступлений,
антисоциальных действий, совершаемых подростками и молодёжью. Растущая волна
подростковой преступности и увеличение количества детей, склонных к агрессивным
формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических
условий, которые вызывают подобные явления. Учитывая этот факт чрезвычайно
важно понять, что именно вызывает проявление агрессии среди учащихся
подросткового возраста.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Социально дезадаптированные
ученики, в частности категория детей с низкой успеваемостью, является «группой
риска», представители которой чаще всего превращаются в несовершеннолетних
преступников.

Школьная дезадаптация – несоответствие
социо-психологического и психофизиологического статуса ребенка к требованиям
школьного обучения, овладение которыми становится затруднённым или даже
невозможным. В результате появляются «педагогически запущенные», отстающие и
склонные к конфликту, правонарушениям и асоциальному поведению ученик. Их
поведение объясняется не столько незнанием, непониманием или неприятием
общепринятых моральных и правовых норм, сколько неспособностью тормозить свои
аффективные вспышки (аффективный уровень) или противостоять влиянию окружения
(волевой уровень). Такие несовершеннолетние при соответствующей психолого-педагогической
поддержке могут быть реабилитированы в условиях школьного
учебно-воспитательного процесса. Ключевые факторы реабилитации: доверие,
включение в полезную деятельность, связанную с будущими профессиональными
планами, перестройка на более эмоционально тёплые отношения с учителями и
сверстниками.

Проблема дезадаптации
подростков имеет большую историю в плане как теоретических разработок, так и
практического внедрения, продолжает оставаться одной из самых актуальных и в
современном обществе. Несмотря на большое количество исследований обозначенной
проблемы, существует много спорных вопросов в научных подходах к ней и способах
ее решения.

Агрессивное поведение
связано с социальной адаптацией и выступает как один из ее
социально-психологических факторов. Данные о взаимосвязи возраста и
агрессивности / агрессии (как внутренней, так и внешней ее форм) указывают на
более высокий адаптивный потенциал более старших подростков по сравнению с
младшими. Приобретённый до 11 класса социальный опыт позволяет подросткам с
нормальной адаптацией подавлять и трансформировать растущую агрессивность в
более конструктивные модели поведения или (как один из вариантов) изменять
форму агрессии. Например, использовать вербальную агрессию вместо физической.
Таким образом, агрессия выступает как фактор-признак социальной дезадаптации и
одновременно как фактор-механизм ее компенсации.

Социальные причины
подростковой агрессии сегодня, как и десять лет назад, сводятся к воздействию
семьи, сверстников, системы образования и средств массовой информации.
Изменения, которые произошли за это время, касаются всех вышеупомянутых агентов
социализации, но в большей степени они связаны с либерализацией ценностей, а
также изменением форм и видов общения, расширением информационного пространства
в связи с усилением роли Интернета. Социальные сети играют в процессе
социальной адаптации все большую роль, предлагая решения многих психологических
подростковых проблем, таких как самоактуализации, потребность в тёплых
дружеских отношениях, выбор жизненной стратегии, одобрения.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Взгляды современной науки на проблему агрессивности
подростков

1.1. Основные аспекты изучения агрессивности человека

В зарубежной психологии
накопился большой опыт в изучении агрессивного поведения человека. Начало в
изучении агрессивности человека заложили работы Фрейда [1], который считал это
качество неотъемлемой от человеческой природы. Теоретические положения
рассматриваются в рамках инстинктивистского (З. Фрейд, К. Лоренц),
биологического (В. Гесс, Р. Джекобс, С. Медник, Д. Олдс), фрустрационного (Дж.
Долард, Л. Дуб, Н. Миллер), когнитивного (Л. Берковиц, Л. Эрон, Д. Зилманн, Л.
Хьюсманн), социального (А. Бандура, А. Басс, Р. Бэрон и Д. Ричардсон, Б. Крейхи)
подходов, каждый из которых представляет своё трактовка агрессии.

Деструктивный характер
данного явления подчёркивается рядом научных исследований [2, 3], в которых
агрессия рассматривается в контексте девиантного поведения и преступности (Н.
В. Аникина, С. М. Ениколопов, Л. П. Конышева, Н. А. Ратинова, В. Г. Степанов В.
В. Устинова). При этом отечественные исследователи рассматривают агрессивного
субъекта как такового, интегрирующего в себе внутренние и внешние воздействия,
тогда как зарубежные учёные (А. Бандура, Р. Уолтерс, Г. Паренс, Дж. Паттерсон,
М. Раттер, А. Фрейд) сосредоточены на поиске отдельных детерминант проявления
агрессии.

Вместе с тем, анализ
публикаций в психолого-педагогических изданиях позволяет констатировать, что
освещение вопросов влияния школьных отношений на проявления агрессии учащимися
подросткового возраста является недостаточным.

Слово «агрессия»
происходит от латинского «aggredi», что означает «нападать» [4]. Оно издавна
бытует в европейских языках, однако значение ему уделялось не всегда
одинаковое. К началу XIX века агрессивным считалось любое активное поведение,
как доброжелательное, так и враждебное. Позже значение этого слова изменилось,
стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебную реакцию в отношении
к окружающим людям.

Существует множество
теоретических обоснований возникновения агрессии, ее природы и факторов,
влияющих на ее проявление. Но все они подпадают под следующие четыре категории:
врождённых побуждений и задатков; потребностей, что активизируются внешними
стимулами; познавательных и эмоциональных процессов; актуальных социальных
условий в сочетании с предыдущим обучением [5].

В сегодняшних условиях
значительно более либеральных ценностей определённый уровень индивидуальной
агрессии становится фактором не просто социальной адаптации, но и выживания
части населения. Это ведёт к переоценке роли агрессии, как в социальном, так и
в психическом развитии. И в этом контексте важную роль играет исследование форм
ее проявления, к которым, в частности, могут относиться критика, юмор, попытки
построить карьеру за счет выявления недостатков своих конкурентов, нежелание
заводить семью, участие в протестных акциях, активная позиция в социальных
сетях.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы