Курсовая теория на тему Агрессивность и её особенности в подростковом возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АГРЕССИИ.. 6
1.1
Определение агрессии. 6
1.2
Подходы к изучению явления агрессии. 8
1.3
Причины агрессивного поведения. 11
ГЛАВА
II АГРЕССИВНОЕ
ПОВЕДЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ. 15
2.1
Особенности подросткового возраста. 15
2.2
Методы профилактики агрессии у подростков. 20
2.3
Особенности подростковой агрессии. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32
СПИСОК
ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 35
Введение:
С большим уважением и тактом к сложному внутреннему
миру ребенка всегда следует относиться, но для перехода в положение подростка необходима
особая ясность. Увы, именно в этот момент мы спешим с одной крайности на
другую: требуем как взрослого, а не даем права. Именно здесь следует искать
основы постоянных конфликтов. Переходный период это сложный процесс, который
каждый подросток все еще имеет личную коннотацию. К тому времени, когда они
вырастут, все пойдут своим путем, это зависит от уровня развития, испытания
человека, окружающей среды, психологического климата в классе, на заднем дворе.
Взрослые наиболее встревожены деятельностью и энергией подростков. Испуганные и
тревожные взрослые окружают своих детей всевозможными запретами. Но все должно
быть наоборот. Подростки должны демонстрировать разумные способы осуществления
своей энергии, им нужна любовь и понимание.
Подростковая стадия первичной социализации — все
подростки этого возраста являются учащимися, которые находятся в родительской
или государственной зависимости. Социальный статус подростка мало чем
отличается от детского. Психологически этот возраст очень противоречив, характеризуется
диспропорциями уровней и темпами развития.
Подростковое "чувство взрослости" — это,
как правило, новый уровень претензий, предвыборная позиция, которую подросток
на самом деле не достиг. Для подростка очень важно, чтобы его взрослость была
замечена окружающими, поэтому форма его поведения не была детской. Ценность
работы для подростка определяется его взрослой жизнью, и новые идеи о
поведенческих нормах вызывают дискуссию о поведении взрослых.
Агрессия, несмотря на свою негативную характеристику,
является неотъемлемой чертой всего живого на Земле. Человечество в данном плане
— не исключение.
Актуальность работы заключается в том, что в наши дни
участились случаи проявления агрессии со стороны подростков. При этом, зачастую
агрессия направлена не только против сверстников, но и против взрослых,
например, ей могут подвергнуться учителя и родители. Таким образом, следует
знать, как возникает агрессия у подростков, а также как ее можно
нейтрализовать.
Цель работы – рассмотреть механизмы проявления агрессии
в подростковом возрасте.
Задачи, которые необходимо решить для достижения
поставленной цели:
1)Дать определение термину «агрессия».
2)Проанализировать различные научные подходы к
изучению феномена агрессии.
3)Рассмотреть причины и последствия проявления
агрессии.
4)Выявить особенности подросткового возраста в
физическом, психологическом и социальном
аспекте.
5)Рассмотреть методы профилактики агрессии среди
людей подросткового возраста.
6)Изучить особенности подростковой агрессии.
Предмет исследования – агрессия.
Объект исследования – подростковая агрессия.
При написании работы применялись методы –
описательный, дедуктивный, индуктивный.
Заключение:
Таким образом, изучив источники и литературу по
тематике исследования, мы можем сделать следующие выводы по проблеме
исследования.
1. Разные научные школы по разному подходят к
трактовке термина агрессия, поскольку нет устоявшегося понятия этого слова.
Агрессию делят на преднамеренную, когда человек понимает и осознает мотивы
своего действия, а также непреднамеренную, которая трактуется как случайная.
Большинство ученых склоняются к следующему
определению этого термина. Агрессия –
осознанное поведение, цель которого нанести ущерб жертве или любому
живому существу. То есть эта форма поведения в обществе, которая оборачивается
вредом для жертвы, а также проявляет все признаки отклоняющегося поведения.
2. Фрейд указал на инстинктивные основы человеческого
стремления к уничтожению, считая бесплодными попытки приостановить этот
процесс. Человеческая агрессивность имеет свои эволюционные и физиологические
корни. Физиологические факторы агрессии включают половые гормоны.
Теория разочарования (гомеостатическая модель)
возникла как противоположность понятиям притяжения: здесь агрессивное поведение
считается ситуационным, а не эволюционным процессом. Основателем этого
направления исследований агрессивности человека, по словам Ковалевой и Лукина,
считается Доллард.
Другой взгляд на происхождение агрессивного поведения
представлен в теории социальных наук
Реана. Чтобы агрессивное поведение возникло и распространилось на
конкретный объект, необходимы два условия: первое-для того, чтобы препятствие,
возникающее на пути целенаправленной деятельности, вызывало реакцию гнева у
человека, а второе-для того, чтобы принять другого человека в качестве причины
возникновения препятствия.
3. Причин проявления агрессии довольно много. Среди
таких причин выделяют климат, возбуждение, боль, стресс, алкоголь, определенное
поведение оппонента, которое ассоциируется у человека с угрозой.
Не стоит забывать, что у любого действия есть
противодействие. Это же актуально и в случае с агрессией. Последствиями
агрессивного поведения являются – контрагрессия, испорченные отношения,
ощущение вины и раскаяние у инициатора агрессии.
4.Особенности подросткового возраста выглядят
следующим образом. На физическом уровне продолжается рост тела, начинается
половое созревание, физическое укрепление тела, появляется влечение к лицам
противоположного пола. В психологическом аспекте этот период один из самых
тяжелых в том плане, что подросток уже не считает себя ребенком, а пытается
стать взрослым, но взрослые его тоже не принимают к себе. Поэтому подростки
создают свои замкнутые группы, мнение членов которых является для подростка
гораздо более значимым, чем членов его семьи.
5.Для профилактики агрессии среди подростков
применяются следующие методы.
Метод разговорной терапии (логотерапия) — это
разговор с подростком, целью которого является устное описание эмоциональных
переживаний. Описание опыта вызывает позитивное отношение к тому, кто
разговаривает с подростком, готовность к эмпатии, признание ценности личности
другого человека. Этот метод включает в себя случайность словесного аргумента и
внутреннего состояния подростков, что приводит к самореализации, когда
подросток делает акцент на личном опыте, мыслях, чувствах, желаниях.
Музыкальная терапия — использование в работе
музыкальных произведений и музыкальных инструментов. Для подростков, которые
проявляют беспокойство, тревогу, испытывают страхи, напряжение делается простым
прослушиванием музыки, которая сопровождается задачей.
Формотерапия — применение в целях терапии
изображений. Здесь применяются самые разные конкретные методы: пересказ
литературного произведения в заданной ситуации, пересказ и драматизация
народной истории, театрализация истории, воспроизведение классической и
современной драмы, исполнение роли в пьесе.
Моритотерапия — это метод, с помощью которого
подросток попадает в ситуацию, когда необходимо произвести хорошее впечатление
на окружающих. Педагог предлагает ребенку высказать свое мнение о чем-то, а
затем исправить его способность говорить, дать оценку, соответственно принять
позу, использовать выражения лица, жесты, интонацию.
Гаметерапия — это метод, при котором в работе
используются разные игры, в зависимости от ситуации. Это могут быть одноразовые
игры, игры для знакомств и создание дружественной среды, применяемой к
первоначальному общению. Игры на свежем воздухе проводятся на прогулке, на
вечеринке, в свободное время. Они помогают установить дружеский контакт, снять
напряжение, чрезмерную агрессию. Игры для снятия напряжения в группах
мальчик-девочка, на доверие, на контакт позволяют подростку в игре более
внимательно узнать друг друга, установить контакт. Командные игры объединяют
подростков в коллектив, развивают дружбу.
6. Говоря об особенностях проявления агрессии у
подростков, следует отметить такие факторы этого явления, как: несоответствие
желания и возможности. Подросток хочет многого, однако, в силу различных
обстоятельств, оказывается неспособен этого достичь. Такой диссонанс вызывает у
него негативное отношение к себе, которое позднее перерождается в
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АГРЕССИИ
1.1 Определение агрессии
Согласно словарям, агрессия подразумевается как: »открытое нежелание, которое вызывает враждебность». А прилагательное »агрессивное» как оскорбительное; враждебное, вызывающее; оказывает пагубное влияние.
В термине »агрессия» объединяются различные формы и результаты поведения - от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий до гангстеров и убийств. Состояние враждебности приближается к агрессивности. Враждебность-это более узкое направленное состояние, которое всегда имеет определенный объект. Часто враждебность и агрессивность объединяются, но также люди могут быть во враждебных отношениях, а агрессивность не наблюдаться. Существует также агрессивность без враждебности, когда они причиняют боль людям, которым не способствуют враждебные чувства.
В психологии термин »агрессия» рассматривается по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают давать отрицательную оценку. Но также есть отношение к агрессии с положительной стороны.
Доступные определения можно условно разделить на 2 большие группы:
1. Представление агрессии как мотивированных действий, которые нарушают нормы и правила, которые вызывают боль и страдания. В этом отношении преднамеренная и инструментальная агрессия различаются. Инструментальная агрессия-это, когда человек не ставил перед собой цель действовать агрессивно, но »так должно было быть» или »нужно было действовать». В этом случае мотив существует, но он не знает.
Преднамеренная агрессия - это те действия, которые имеют сознательный мотив - причинение вреда или ущерба.
Некоторые психологи считают, что причиной агрессии является беспокойство.[1; 6; 14] Это свойство формируется в глубоком детстве как следствие нарушения эмоциональных связей с матерью, то есть эмоциональных связей. Тревога создает поведение безопасности. Тревога порождает снижение самооценки, индивидуум резко снижает порог восприятия конфликтной ситуации как угрожающей, расширяет диапазон ситуаций, увеличивает интенсивность и степень реакции на воображаемую угрозу реакции человека.
2. Агрессия как акты враждебности и разрушения (компонент поведения).
Учёные дают следующее определение: »агрессия-это любая форма поведения, направленная на оскорбление или нанесение вреда другому живому существу. Другими словами:
- агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное наносящее вред потерпевшему свойство;
- в качестве агрессии можно рассматривать только поведение, которое подразумевает причинение вреда или повреждение живым организмам;
- жертва должна иметь мотивацию, чтобы избежать такого обращения с собой ».[4,10,15,19]
Согласно их заявлениям, агрессия рассматривается как форма социального поведения, которая реализуется в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным при двух условиях: когда происходят неблагоприятные последствия для жертвы и когда нарушаются нормы поведения.
Нужно различать два явления – агрессию и агрессивность. Агрессия-это поведение (индивидуальное или коллективное), которое направлено на причинение физического или психологического вреда. Агрессивность - это относительно стабильная черта личности, которая выражается в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. Из-за своей устойчивости и проникновения в структуру личности агрессивность способна продвигать общую тенденцию поведения.
В этой работе агрессия будет включать черту личности, которая формируется под влиянием социально-психологических факторов.