Курсовая теория Педагогика/Психология Общая психология

Курсовая теория на тему Агрессивность и ее проявление в юношеском возрасте

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ АГРЕССИИ И АГРЕССИВНОСТИ 6
1.1 Определение понятия «агрессия» и причины ее возникновения 6
1.2 Изучение агрессивности в отечественной психологии и зарубежной науке 11
ГЛАВА II. ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА 16
2.1 Психолого-педагогический анализ агрессивности в юношеском возрасте 16
2.2 Анализ специфики проявления агрессивности у юношей и девушек и рекомендации по их предотвращению 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

  

Введение:

 

В наше время, каждый день мы сталкиваемся с агрессивным поведением, которое царит в юношеской среде. Девушки и юноши ведут себя вызывающе, демонстрируя это всем окружающим. Они не проявляют уважение к старшему поколению, не заинтересованы в учебе и ничего не боятся. Могут совершать что угодно, превратив свою жизнь и жизнь общества в хаос. Проблеме такого поведения уделяется все больше внимания, особенно в психологии. Современная реальность заставляет психологов по-новому взглянуть на проблему агрессии в обществе. Высокий уровень агрессии в юношеском возрасте является настораживающим фактором, потому что он влияет негативно не только на учебную деятельность, взаимоотношения с родителями, друзьями, сверстниками, индивидуальное развитие, но и на успешность их будущей личной и профессиональной деятельности. Многие исследователи рассматривают агрессию, как поведение, которое противоречит нормам и правилам существования людей в обществе. Это поведение характеризуется проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу.
Актуальность работы. Важной характеристикой, которая определяет взаимоотношения между людьми, является агрессивность или отсутствие таковой. Агрессия — распространенный способ решения проблем, возникающих в сложных ситуациях, которые вызывают у человека психическую напряженность. Такое поведение приводит к возникновению конфликтов. Сегодня мы можем констатировать тот факт, что агрессивное поведение – это не только тревожное явление, а весьма серьезная социальная и психологическая проблема. С каждым годом, педагоги отмечают, что агрессивных учащихся становится все больше, с ними трудно работать, и нередко педагоги просто не знают, как справится с таким поведением. Изучение проблемы агрессивности в настоящее время стало важным направлением отечественной и зарубежной психологии. Это во многом обусловлено ростом насилия и жестокости в нашем обществе. Неконтролируемое поведение в детстве может перерасти в поведение с асоциальными тенденциями в юношеском возрасте. Агрессивные люди раздражительны, легко возбудимы и враждебно настроены к окружающим. Их отношения в семье и дома напряжены. То есть агрессивность, став устойчивой личностной чертой, негативно сказывается на процессах личностного развития и социализации человека во всех возрастных периодах. В современном мире агрессия является одним из распространенных способов решения проблем, которые возникают в сложных ситуациях и вызывают у человека психическую напряженность. Такое поведение приводит к возникновению конфликтов и к неконструктивным способам разрешения. В наше время мы можем с уверенностью констатитровать тот факт, что агрессивне поведение — это не только тревожное явление, но и серьезная психологческая и социальная проблема. С каждым годом становится все больше агрессивых подростков и юношей и педагоги не знают, как справится с таким поведением. Изучение проблем агрессивности сейчас стало одним из приоритетных направлений в отечественной и зарубежной психологии. В большинстве случаев это обусловлено ростом насилия и жестокости в современном обществе. В связи с вышесказанным, изучение диагностики агрессивности представляется весьма актуальным.
Объектом исследования курсовой работы являются агрессивность в юношеском возрасте.
Предмет исследования – психологические особенности проявления агрессии в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования – агрессивное поведение в юношеском возрасте изменится, если разработать и реализовать программу психолого-педагогической коррекции.
Главная цель работы – изучить особенности проявления агрессивного поведения в юношеском возрасте
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Проанализировать изучение агрессивности в отечественной психологии и зарубежной науке.
3. Проанализировать формирование межличностных отношений в юношеском возрасте.
4. Охарактеризовать особенности агрессивного поведения в юношеском возрасте.
5. Выявить психологические отличия в проявлении агрессивности у юношей и девушек.
6. Сделать заключение.
Структурно работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Методологической основой исследования в данной работе послужил метод научного познания и системный подход. В ходе написания курсовой работы использовались такие общенаучные методы и приемы как сбор и обработка информации, научная абстракция, методы анализа, обобщения, синтеза, методы группировки и прогнозирования. Теоретико-методологической основой работы являются: исследования о понятии, видах, причинах и проявлениях агрессии отечественных ученых. Таких как А.А. Реан, И.А. Фурманов, Е.О. Смирнова. А так же зарубежных – З. Фрейд, Э. Фромм, А. Адлер, А. Бандура, Р. Бэрон, К. Бютнер, К. Лоренц и других. В работе так же были проанализированы по возрастным особенностям юношеского возраста авторов Р.М. Грановской, Е.Е. Сапоговой, И.В. Шаповаленко.
Практическая значимость полученных результатов состоит в том, что материалы исследования могли бы использоваться в практике работы педагогов и психологов в школах при разработке программ психологической помощи в преодолении агрессивности.
Работа насчитывает 30 страниц печатного текста и 24 наименований в списке литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Актуальность проблем связанных с агрессией и насилием для нашего общества обусловлена его социальной трансформацией. Общественная опасность агрессивного поведения приводит к тому, что многие психологи проводят исследования, чтоб объяснить этот факт и понять как минимизировать такое проявление. Агрессию мы воспринимаем как направленное причинение ущерба людям или объектам окружающего мира. Она является формой активности личности, которая принимает формы насилия во взаимоотношениях для достижения самоутверждения.
В ходе работы сформулированы следующие выводы:
• Существует множество различных теоретических обоснований возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление. Наиболее известные теоретические положения — это теория влечения З.Фрейда, экологический подход К. Лоренца, фрустрационная модель Д. Долларда, теория социального научения А. Бандуры. Эти теории помогают нам сделать выводы, которые объясняют природу агрессивности. На агрессивность в поведении влияют биологические и социальные факторы, она может быть не только жестокой, но и нормальной реакцией человека на возникающие ситуации в борьбе за выживание.
• Межличностные отношения сверстников юношеского возраста зависят от многих факторов, таких как успешность в учебе, общность интересов, взаимная симпатия, внешние жизненные обстоятельства или половые признаки. Положение молодежи в системе их отношений со сверстниками зависит не только от определенных качеств личности, но и помогает выработать новые качества или усовершенствовать уже существующие.
• В юношеском возрасте уже заканчивается физическое и половое созревание, человек уже вступает в самостоятельную жизнь. Он должен определиться со своими целями и местом в обществе. От этого часто проявляется агрессивное поведение, потому что не все готовы к самостоятельности и определенности. Открытые проявления агрессивности в юношеском возрасте рассматривается как эффективный способ защиты собственного «Я», а социальная адаптация в этом возрасте не взаимосвязана ни с открытыми, ни со скрытыми формами агрессивности. Агрессивность рассматривается как способ достижения собственной независимости, повышения социального статуса и реализацию себя в социуме.
• Наиболее склонны к агрессии те мальчики, которые воспитывались в женском окружении или выросли в семье, где жестокий и авторитарный отец и покладистая мать. Девочки же вырастают агрессивными, когда они воспитываются в семье с жесткой авторитарной матерью и уступчивым отцом, либо предоставленные сами себе и самостоятельно пробивающиеся в жизни. Девушки начинают раньше контролировать свою агрессивность. Они ее направляют на конкретного человека, зная его уязвимое место. Юноши же плохо контролируют свой гнев и он часто выплескивается на всех окружающих без разбора.
• В практической части мы ответили на вопрос: насколько агрессивность у девушек отличается от агрессивности у юношей, и как она проявляется. Изучив многие исследования, можно подтвердить гипотезу, что в юношеском возрасте агрессивность имеет психологические особенности. Коррекция такого поведения предполагает, что особое внимание надо уделить родителям в общении со своими детьми. Но так же мы не исключаем влияние педагогов и психологов на поведение трудной молодежи.
• Коррекционная работа по профилактике агрессивного поведения с молодежью имеет свои особенности. Основной акцент следует делать на индивидуальной работе с ними. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости «хорошо себя вести». Благоприятно сказывается на поведении сокращение свободного времени и привлечение к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом и др.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ АГРЕССИИ И АГРЕССИВНОСТИ
1.1 Определение понятия «агрессия» и причины ее возникновения
Практически на каждом шагу мы сталкиваемся с агрессией. Это и грубые люди в транспорте или магазине, или «стычки» на учебе или работе. З. Фрейд писал, что человек разрушает все вокруг для того, чтобы не разрушить самого себя. То есть причины агрессии имеют внутренний характер. Агрессия – деструктивная форма поведения, которая нацелена на оскорбление или причинение вреда другому живому существу. Она противоречит нормам существования людей в обществе, наносит вред объектам нападения и физический ущерб. [12]. И.А.Фурманов пишет, что агрессивное поведение наблюдается у детей уже с раннего возраста. В этот период приступы агрессии могут проявтся через упрямство, гнев или сопровождаться криком. Но психологи не считают это отклонением от нормы, хотя и не поощряют такое поведение. В младшем школьном возрасте агрессия часто проявляется уже с приминением физической силы. Вспышки ярости становятся все более выраженными, а реакция — целенаправленной. Дети не любят делится игрушками, а деляют это только с давлением родителей или старших. Это вызывает у них чувство обиды и предательства. Скорей всего это происходит от того, что дети включают собственные вещи в свои внутренние границы и рассматривают их как часть себя. Половая пренадлежность так же влияет на формирование агрессивного поведения. Если, например, в двухлетнем возрасте проявление гнева у всех малышей примерно одинаковые, то с достижением 4 лет неудачи вызывают уже разную реакцию: девочки начинают плакать, а мальчики все чаще дерутся. [12]. Привычка к определенной форме поведения закладывается в детском и подростковом возрасте. Многое зависит от того, как родители относятся к любым проявам агресии. Если с детства родители нетерпимы к проявлению гнева у своих детей, то со временем у них формируются “символические формы”, такие как упрямство, непослушание и нытье. Уже немного позже начинают закреплятся гендерные модели поведения и агрессия у девочек постепенно сокращается.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы