ДО Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Агрессивное поведение в дошкольном возрасте

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Анализ понятий, характеризующих агрессию в зарубежной и отечественной психологии 5
2. Понятие дошкольного возраста 9
3. Виды и типы агрессивного поведения 11
4. Причины возникновения агрессивного поведения в дошкольном возрасте 13
5. Методы борьбы с агрессивным поведением среди дошкольников 17
Заключение 23
Список литературы 25

  

Введение:

 

Актуальность исследования обусловлена тем, что на каждом этапе развития общества определяется круг первоочередных проблем, которые должны быть решены фундаментальной наукой в связи с новыми, или такими, которые стали особенно важными потребностями практики. Во всем мире отмечается рост насильственных действий различного масштаба. Крайне острой является проблема роста детской преступности, насилия к детям, агрессии в семейных отношениях (Р. Фелсон, Н. Руссо, Дж. Паттерсон, К. Бютнер). Частыми стали проявления демонстративно вызывающего поведения, цинизма, негативизма в межличностных отношениях. Дети растут в век стремительных изменений и разрушения стереотипов, когда устоявшиеся моральные нормы еще не сформированы.
В зарубежной научной методологии и практике агрессивное поведение человека рассматривается в рамках инстинктивистского (З. Фрейд, К. Лоренц и др.), биологического (В. Гесс, Р. Джекобс, С. Медник, Д. Олдс и др.), фрустрационного ( Дж. Доллард, Л. Дуб, Н. Миллер и др.), когнитивного (Л. Берковиц, Л. Эрон, Д. Зилманн, Л. Хьюсманн и др.), социального (А. Бандура, А. Басс, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, Б. Крейхи и др.) подходов, каждый из которых представляет свою трактовку агрессии и агрессивного поведения.
Психологи (Л. И. Божович, С. Д. Максименко, А. А. Реан, Е. А. Смирнова, В. М. Холмогорова) считают, что дошкольный возраст является важным для формирования и закрепления различных поведенческих актов.
Деструктивные реагирования характерны для большинства дошкольников, но с усвоением правил и норм организации деятельности они уступают социально одобрительным формам поведения. Однако, в определенной категории детей проявления агрессии не только сохраняются, но и развиваются и трансформируются в устойчивые черты личности. В результате снижается продуктивный потенциал ребенка, деформируется ее личностное развитие. Следует констатировать, что вопрос агрессивного поведения детей дошкольного возраста в современной науке остаются недостаточно изученными.
Представленные аспекты проблемы, а также ее недостаточная научная психолого-педагогическая разработка обусловили выбор темы исследования «Агрессивное поведение в дошкольном возрасте».
Целью курсовой работы является исследование аспектов агрессивного поведения в дошкольном возрасте.
Исходя из цели исследования, перед нами стоят следующие задачи:
1) Определить понятие агрессивности и агрессивного поведения.
2) Рассмотреть понятие дошкольного возраста
3) Охарактеризовать виды и типы агрессивного поведения.
4) Выделить причины возникновения.
5) Рассмотреть методы борьбы с агрессивным поведением среди дошкольников.
Объект исследования – агрессия.
Предмет исследования – агрессивность у детей дошкольного возраста.
Для достижения намеченной цели и решения задач исследования был использованы теоретические методы исследования: анализ, сравнение, синтез, систематизация и обобщение материалов научных источников по исследуемой проблематике.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ научной литературы по проблемам агрессии, агрессивности и агрессивного поведения свидетельствует о существовании многих научных концепций, трактующих формирование и развитие данного явления.
Итак, агрессия – это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу. В свою очередь агрессивность определяется как свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии и характеризуется наличием деструктивных тенденций в области субъектно-субъектных отношений.
Среди концептуальных подходов, которые рассматривают психическое развитие ребенка дошкольного возраста, превалирует положение о том, что главным источником развития ребенка является социальная среда, а основными психологическими аспектами ее развития – эмоциональная и когнитивная сферы, волевые компоненты, самосознание и индивидуальные способности.
Ведущими факторами возникновения агрессивного поведения дошкольников является социально-психологические – неблагоприятный эмоциональный микроклимат в семье, низкий уровень социальной адаптации, статус ребенка в среде сверстников; индивидуально-психологические – эмоциональная нестабильность, несформированность навыков самоконтроля поведения. Данные факторы выступают предпосылкой функционирования личности дошкольников, проявляют агрессивное поведение.
Рассмотрев методы и формы профилактики агрессивного поведения у детей дошкольного возраста, мы пришли к следующим выводам: существуют различные методы и формы, направленные на профилактику агрессивного поведения; к методам профилактики агрессивного поведения относятся игровая терапия, физкультура, сказкотерапия.
Коррекция поведения агрессивных детей должна идти по линии побуждения активности ребенка через поиск и раскрытие жизненных смыслов, развитие творчества и любознательности, что ведет к созданию соответствующих переживаний, формирование положительного эмоционального отношения к действительности.
Все перечисленные методы против агрессии помогают ребенку заметить в себе агрессивные чувства и выразить их, распознать причины раздражительности и агрессии, учиться лучше понимать свои собственные чувства и чувства других. Посредством игр, упражнений, сказок против агрессии дети учатся побеждать злость и агрессию, строить чувство собственного достоинства и сильной личности, навязывать неагрессивные отношения и мирно решать споры.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. Анализ понятий, характеризующих агрессию в зарубежной и отечественной психологии

Сложность и многозначность проявлений агрессивности приводят к тому, что в науке сегодня отсутствует четкая трактовка и определение этого понятия. Для осмысления человеческой агрессивности необходимо прежде всего, уточнить смысл и значение понятия «агрессия», поскольку этот термин сегодня довольно часто используется в широком контексте и поэтому нуждается однозначного определения.
На протяжении многих веков различные ученые пытались понять, почему люди действуют агрессивно и следует применять для того, чтобы предотвратить или взять под контроль такое деструктивное поведение. В частности, такие попытки предпринимались еще задолго до того, как психология выделилась в самостоятельную отрасль науки – философами, религиозными мыслителями.
Прежде чем изучать причины возникновения агрессивности следует различать такие понятия как «агрессивные действия», «агрессия», «агрессивное поведение», «агрессивность». Т.о. действие – это проявление агрессивности как ситуативной реакции. Если агрессивные действия повторяются периодически, то в таком случае мы говорим об агрессивном поведении. Об агрессивном поведении, то есть об открытых внешне выраженные действия, обычно говорят психологи-бихевиористы [5].
Агрессивность – это ситуативное, социальное психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессивного воздействия [25].
Одной из главных проблем в определении агрессии является то, что этот термин может объяснять большое количество действий.
Термин «агрессия» происходит от лат. «Agreddi» — нападение, однако он не общепринятой дефиниции, хотя широко его используют в различных контекстах. Сначала рассмотрим и проанализируем определение агрессии в ряду энциклопедических и справочных изданий.
В. Зинченко, Б. Мещеряков объясняют агрессию как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносит физический вред людям или вызывающее у них психологический дискомфорт [3, c.11]. Подобных позиций придерживаются М. Кордуэлл и Н. Губин. Первый — понимает агрессию как определенное действие или ряд действий, непосредственной целью которых является нанесение физического ущерба [13]. Второй – рассматривает агрессию как поведение, ориентированное на причинение вреда объектам, в качестве которых могут выступать живые существа или предметы [9].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы