Курсовая теория на тему Агрессивное поведение подростков как явление социального взаимодействия
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Особенности подросткового возраста 6
2. Тревожное поведение подростков 16
3. Образовательная среда как область реализации тревожного поведения подростков 26
4. Профилактика тревожного поведения в подростковой среде 36
Заключение 46
Список использованной литературы 48
Введение:
За последнее десятилетие во всем мире отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью. Такие социально опасные проявления, обычно связанные с понятиями агрессии и агрессивности, возникающие как из внутренних, так и из внешних факторов, вызывают серьезное беспокойство. Проблема агрессии стала одной из самых актуальных тем в мировой психологии.
Решению проблемы агрессивности человека посвящены многочисленные зарубежные исследования таких авторов, как А. Адлер, А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Бэрон, К. Лоренц, Д. Ричардсон, Э. Фромм. В российской психологии проблема агрессивности представлена следующими учеными: Ю.М. Антонян, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.А. Кудрявцевым, В.Г. Леонтьевым, Ю.Б. Можгинским, А.А. Реан, Т.М. Трапезниковой и многими другими.
Во многих исследованиях отмечается, что проявления агрессивности в поведении проявляются уже у детей дошкольного возраста. При отсутствии целенаправленной коррекционной работы агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируется в устойчивое качество личности и может сохраняться на протяжении дальнейшей жизни человека. Именно поэтому особенно важным изучение агрессивности является, когда черта находится в стадии становления, когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры.
В последние годы научный интерес к проблемам подростковой агрессивности существенно возрос. Однако в работах большей частью рассматриваются механизмы и проявления агрессии, а исследований, основанных на реальном опыте коррекции агрессивного поведения подростков, относительно немного. Предпосылки развития поведенческих отклонений в подростковом возрасте исследованы в работах Т.Г. Васильевой, А.И. Захарова, И. Лалаянц, Л.Б. Филонова. Наиболее полно условия преодоления агрессивности у подростков раскрыты в работах Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной,
Р.В. Овчаровой. Анализ психолого-педагогической литературы по вопросу исследования агрессивности у подростков показал, что в науке мало исследован вопрос, связанный с подростковой агрессией. Было выявлено множество факторов, которые влияют на появление девиантного поведения: от социально-психологических до биологических, причины оказываются индивидуальными к каждому конкретному случаю. В этом и заключается вся проблема сложности агрессивного поведения подростка, при профилактике и коррекции. Актуальность выявленной проблемы, ее недостаточная разработанность в научной литературе обусловили выбор темы курсовой работы.
Цель исследования: выявление особенностей проявления агрессии личности в подростковом возрасте.
Объект исследования: агрессивное поведение в подростковом возрасте.
Предмет исследования: психолого-педагогическая профилактика агрессивного поведения в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: предупреждение агрессивного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы будет эффективно, если будет разработана программа его профилактики.
Задачи курсовой работы:
— рассмотреть понятие агрессии в психолого-педагогической литературе;
— описать особенности проявления агрессии в подростковом возрасте;
— изучить социально-психологические причины агрессии у подростков;
— провести педагогическое исследование по выявлению агрессии в подростковом возрасте.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ и синтез психолого-педагогической литературы, анализ социально-педагогического опыта по проблеме, обобщение, сравнение.
2. Эмпирические: наблюдение, беседа, тестирование, педагогический эксперимент.
Теоретико-методологическая основа исследования:
— современные концепции агрессивности в подростковом возрасте (Т.Г. Васильева, А.И. Захаров, И. Лалаянц, Е.К. Лютова, Г.Б. Монина, Р.В. Овчарова, Л.Б. Филонов и др.);
— системный подход (А.Г. Асмолов, Б.Д. Ломов);
— концепции агрессии и агрессивности личности (А. Адлер, А. Бандура, Р. Бэрон, К. Бютнер, Дж. Доллард, Д. Коннор, К. Лоренц, Ю.Б. Можгинский, А. Налчаджян, А.А. Реан, Д. Ричардсон, Т.Г. Румянцева, Л.М. Семенюк, З. Фрейд, Э. Фромм, И.А. Фурманов, Х. Хекхаузен, К. Хорни и др.).
База исследования: МБОУ СОШ №23 п. Кучугуры В исследовании приняли участие подростки 15-16 лет (9 класс).
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная программа может быть применена в работе социального педагога, психолога, классного руководителя, педагогов общеобразовательной школы для профилактики агрессивного поведения подростков.
Сформулированные выше задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Проблема агрессивного поведения подростков приобрела на сегодня острую социальную направленность. В настоящее время социально-педагогическая профилактика агрессивного поведения подростков стала важнейшим направлением деятельности школы.
Проанализировав литературу, было рассмотрено агрессивное поведение как поведение, которое формируется под воздействием социально-психологических факторов. Агрессивное поведение – это, прежде всего, внешне выраженное действие, направленное против другого человека.
В исследовании были изучены теоретические аспекты, связанные с такими понятиями как «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение», рассмотрены теории, виды и формы проявления агрессивного поведения, возрастные особенности подростков, причины, уровни и факторы агрессивного поведения.
Проблема агрессии в современном мире, особенно в российских условиях ломки устоявшихся ценностей и традиций и формировании новых, является чрезвычайно актуальной, как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики. Необходимо выяснить механизмы возникновения и принципы функционирования агрессии и разработать методы профилактики и коррекции агрессивного, асоциального поведения. Эти задачи мы и попытались решить в настоящей курсовой работе.
Под агрессией понимается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Период взросления, подростковый возраст, сам по себе не являясь болезнью, может спровоцировать возникновение глубоких психологических проблем. При этом кризис может перейти грань, отделяющую его от болезненного состояния, требующего вмешательства специалистов – психологов и психиатров. Поэтому изучение особенностей подросткового возраста необходимо для понимания психологии агрессии в подростковом возрасте.
Причины, по которым подростки совершают агрессивные поступки, остаются до сих пор полностью не выяснены. Тем не менее, мы в ходе работы определили следующие категории, обусловливающие агрессивное поведение подростка, а именно:
врожденные побуждения или задатки;
потребности, активизируемые внешними стимулами;
познавательные и эмоциональные процессы;
актуальные социальные условия в сочетании с предшествующим научением.
Основными факторами, определяющими формирование детской агрессивности, являются: семья, сверстники, средства массовой информации и пр. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий. общество, больное агрессией и нетерпимостью, заражает и свое молодое поколение. Опасность состоит в том, у нового поколения болезнь может стать врожденной и массовой, превратиться из социальной патологии в социальную норму, поэтому необходимо продолжать более детальное и глубокое рассмотрение данной темы, как на уровне психологической и педагогической наук, так и на уровне практической работы с подростками.
Таким образом, подростковый период является очень ответственным, потому что он зачастую определяет дальнейшую жизнь человека. Утверждение независимости, формирование личности, выработка планов на будущее – все это формируется именно в этом возрасте.
Фрагмент текста работы:
Особенности подросткового возраста
Подростковый возраст — сложный и во многом противоречивый период жизни ребенка. Резкие изменения, происходящие в физическом и психологическом облике, особенно бросаются в глаза родителям и педагогам. Подростковый возраст — период кризиса в развитии личности ребенка.
Подростковый возраст (от латинского adolescere «зрелый») — это переходная стадия физического и психологического развития, которая обычно происходит в период от полового созревания до зрелости (обычно соответствует возрасту совершеннолетия). Подростковый возраст обычно ассоциируется с подростковыми годами, но его физические, психологические или культурные проявления могут начинаться раньше и заканчиваться позже. Половое созревание в настоящее время обычно начинается в подростковом возрасте, особенно у женщин.
Полное понимание подросткового возраста в обществе зависит от информации с различных точек зрения, включая психологию, биологию, историю, социологию, образование и антропологию. С учетом всех этих точек зрения подростковый возраст рассматривается как переходный период между детством и взрослостью, культурной целью которого является подготовка детей к взрослым ролям. Это период многочисленных переходов, связанных с образованием, профессиональной подготовкой, трудоустройством, безработицей и переходами от одних условий жизни к другим.
Окончание подросткового возраста и начало взрослой жизни различаются в зависимости от страны. Более того, даже в пределах одной нации, государства или культуры могут быть разные возрасты, в которых человек считается достаточно зрелым, чтобы общество могло наделить его определенными привилегиями и обязанностями. Такие привилегии и обязанности включают вождение транспортного средства, законные сексуальные отношения, службу в вооруженных силах или в суде присяжных, покупку и употребление алкоголя, покупку табачных изделий, голосование, заключение контрактов, получение определенного уровня образования, вступление в брак и ответственность за соблюдение закона. Подростковый возраст обычно сопровождается большей независимостью, допускаемой родителями или законными опекунами, включая меньший надзор по сравнению с подростковым возрастом .
При изучении подросткового развития подростковый возраст можно определить биологически, как физический переход, отмеченный наступлением половой зрелости и прекращением физического роста; когнитивно, как изменения в способности мыслить абстрактно и многомерно; или социально, как период подготовки к взрослым ролям. Основные пубертатные и биологические изменения включают изменения в половых органах, росте, весе и мышечной массе, а также серьезные изменения в структуре и организации мозга.
Когнитивные достижения включают в себя как приращение знаний, так и способность абстрактно мыслить и рассуждать более эффективно. Изучение развития подростков часто предполагает междисциплинарное сотрудничество. Исследователи в области неврологии или био-поведенческого здоровья могут сосредоточиться на пубертатных изменениях в структуре мозга и их влиянии на когнитивные способности или социальные отношения. Социологи, интересующиеся подростковым возрастом, могут сосредоточиться на приобретении социальных ролей (например, работника или романтического партнера) и на том, как это варьируется в зависимости от культуры или социальных условий.
Психологи развития могли бы сосредоточиться на изменениях в отношениях с родителями и сверстниками в зависимости от школьной структуры и пубертатного статуса. Некоторые ученые ставят под сомнение универсальность подросткового возраста как фазы развития, утверждая, что черты, которые часто считаются типичными для подростков, на самом деле не присущи подростковому возрасту.
Подростковый возраст характеризуется бурным ростом и развитием всего организма. Наблюдается интенсивный рост тела, продолжается окостенение скелета, возрастает сила мышц. Улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Однако процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения. Происходит половое созревание. Организм подростка обнаруживает большую утомляемость, обусловленную кардинальными переменами в нем.
Проявление эмоций у подростков часто бывает достаточно бурное. Особенно сильно проявляется гнев. Для данного возраста достаточно характерны упрямство, эгоизм, уход в себя, острота переживаний, конфликты с окружающими. Данные проявления связаны с процессом самоопределения, переосмысления своих связей с окружающими, своего места среди других людей .
В подростковом возрасте происходит интенсивное нравственное и социальное формирование личности. Идет процесс формирования нравственных идеалов и моральных убеждений. Часто они имеют неустойчивый, противоречивый характер.
Общение подростков со взрослыми существенно отличается от общения младших школьников. Подростки зачастую не рассматривают взрослых как возможных партнеров по свободному общению, они воспринимают взрослых как источник организации и обеспечения их жизни, причем организаторская функция взрослых воспринимается подростками чаще всего лишь как ограничительно – регулирующая.
Организация учебной деятельности подростков – важнейшая и сложнейшая задача. Ученик среднего школьного возраста вполне способен понять аргументацию педагога, родителя, согласиться с разумными доводами.