Психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ 4
1.1. Подходы к изучению агрессивности и агрессивного поведения в зарубежной и отечественной психологии 4
1.2. Характеристика младшего школьного возраста 8
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 14
2.1. Особенности и причины агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста 14
2.2. Методы психологической коррекции агрессивного поведения 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

  

Введение:

 

Современная социально-экономическая ситуация служит источником роста различных отклонений в личностном развитии и поведении детей, что подтверждается проявлениями агрессивности в детской среде. Агрессивность способствует не только деформации личностного развития ребенка, и но препятствует возможностям полноценной коммуникации.
Особую актуальность изучение агрессивного поведения детей имеет период младшего школьного возраста. Первые годы обучения в школе являются переломным моментом в жизни ребенка, происходит смена его позиции в системе общественных отношений, увеличивается психоэмоциональная нагрузка, связанная с неукоснительным соблюдением школьного расписания, следования школьным нормам. Именно в младшем школьном возрасте начинают формироваться системы отношений ребенка с миром и самим собой, устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Зачастую агрессивность, превращаясь в устойчивую личностную черту, негативно сказывается на последующем развитии ребенка. Феноменология агрессивного поведения детей обусловлена неадекватностью самооценки, несформированной саморегуляцией, легкой возбудимостью и раздражительностью, что создает сложности в управлении ребенком собственным поведением. Для коррекции агрессивности детей необходимо использовать приемы коррекции, направленные как на самого ребенка, так и на его микроокружение.
Изучению агрессивных состояний, поведения детей дошкольного и младшего школьного возраста посвящено множество фундаментальных теоретических и эмпирических исследований, систематизирующих знания о причинах возникновения агрессивного поведения (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, А Берковитц, А. Бандура, Реан и др.). А.Г. Лидерс, О.А. Карабановой, Г.В. Бурменской предлагаются различные способы и методы коррекции агрессивного поведения детей 6-10 лет. Среди отечественных ученых проблему агрессии рассматривали Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Д. Левинтон, С.Я. Рубинштейн. Разработке способов преодоления агрессии посвящены работы М.М. Кольцовой, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной и др.
Объект исследования: дети младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности агрессивного поведения в младшем школьном возрасте.
Цель исследования: изучить особенности агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Осуществить психолого-педагогический анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Изучить подходы к изучению феномена агрессивности и агрессивного поведения в зарубежной и отечественной науке.
3. Рассмотреть особенности и причины агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
4. Определить возможности психологической коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: теоретико-методологический и критический анализ состояния проблемы исследования; синтез; обобщение.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Современная психология представлена различными подходами и направлениями, затрагивающими проблемы агрессии. Агрессию можно рассматривать как целесообразную форму поведения, способствующую выживанию и адаптации индивида. Агрессия в различных исследованиях выступает и в качестве поведения, не соответствующего позитивной сущности человека, поэтому и рассмотрение механизмов агрессии представляет собой особую сложность.
Сложная психологическая перестройка, возникающая в новой социальной ситуации, создает эмоционально-волевые трудности: младшим школьникам приходится подавлять склонность к спонтанным и импульсивным эмоциональным реакциям, подчиняться требованиям школьной дисциплины и требованиям учителя. Несформированность процессов самоконтроля и саморегуляции приводит к агрессивным проявлениям в поведении детей. Среди причин детской агрессивности можно выделить «семейные», «личные», «ситуативные», тип темперамента и особенности характера, социальные причины. В зависимости от мотивов дети младшего школьного возраста делятся на склонных к проявлению физической, вербальной, косвенной агрессии и проявлению негативизма.
Психологическая коррекция агрессивного поведения детей должна носить комплексный, системный характер и учитывать основные характерологические особенности агрессивных детей, и в первую очередь, такие, как: отсутствие контроля над своими эмоциями; ограниченный набор поведенческих реакций в проблемных для них ситуациях; отсутствие эмпатии и высокий уровень личностной тревожности.
Для достижения эффективных результатов при работе с агрессивным ребенком, психологу необходимо осуществлять проработку индивидуальных характерологических особенностей каждого конкретного ребенка. Соответственно и организация работы по коррекции агрессивного поведения детей должна выстраиваться в таких направлениях, как:
— снижение уровня личностной тревожности;
— обучение ребенка приемлемым способам выражения своего гнева;
— обучение ребенка техникам контроля над негативными эмоциональными состояниями, а также развитие навыков саморегуляции;
— формирование конструктивных поведенческих реакций в проблемных для детей ситуациях;
— развитие эмпатии и адекватного уровня самооценки.
Для достижения эффективных результатов при работе с ребенком с агрессивным поведением организация работы по коррекции агрессивного поведения детей должна выстраиваться в таких направлениях, как снижение уровня личностной тревожности; обучение приемлемым способам выражения гнева; обучение техникам контроля над негативными эмоциональными состояниями, развитие навыков саморегуляции; формирование конструктивных поведенческих реакций в проблемных для детей ситуациях. Для реализации данных направлений необходимо применять на практике игру, являющуюся одним из наиболее эффективных способов преодоления и профилактики агрессивных состояний у младших школьников.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

1.1. Подходы к изучению агрессивности и агрессивного поведения в зарубежной и отечественной психологии
В настоящее время в современной науке не существует однозначной трактовки понятия «агрессивности». Агрессия в широком смысле трактуется с позиций поведения, предполагающего нанесение физической либо моральной травмы другому человеку, с применением угрозы в его адрес, либо оказанием деструктивного воздействия на группу.
Агрессивность – устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессивному поведению. Агрессия – (от латинского «нападение, приступ» ) — это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее общественным нормам и правилам, способное причинить моральный и физический вред объектам агрессии [29, с.8-9].
А.А. Реаном понятия «агрессии» и «агрессивности» существенно различаются. При этом под агрессией подразумеваются намеренные действия, которые направлены на причинение ущерба другому, а «агрессивность» определяется как свойство личности, предполагающее готовность индивида к агрессии [25].
Р. Бэрон и Д. Ричардсон выделяют следующие основные детерминанты агрессии: социальные (фрустрация, подстрекательство), внешние (жара, шум), индивидуальные (личность, установки, гендер) [7].
В классификации, предложенной А. Бассом и А. Дарки источником агрессивного поведения становятся три параметра, определяющих различные формы агрессивного поведения, среди которых выделяется физическая агрессия; раздражение; вербальная агрессия; косвенная агрессия; негативизм. В период интеллектуального развития ребенка агрессия способствует становлению личности ребенка либо в потенциального агрессора, либо в жертву, выполняя тем самым негативную роль.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы