Курсовая теория на тему Аграрная реформа в России: цели и основные направления, методы проведения и социально-экономические последствия
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АГРАРНЫХ РЕФОРМ РОССИИ 4
1.1. Аграрная реформа как институциональная основа развития сельского хозяйства 4
1.2. Роль землеустройства при проведении аграрных реформ 12
ГЛАВА 2. АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 17
2.1. Столыпинская аграрная реформа и программа «На Дальний Восток РФ»: анализ общего и частного 17
2.2. Проблемы и тенденции реализации аграрной политики 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Введение:
Современное аграрное законодательство, все его институты неразрывно связаны с проблемами проводившейся в нашей стране с начала 90-х годов прошлого века аграрной реформы. На основании изданных в этот период нормативных актов сформировалось существующее в настоящее время сельскохозяйственное землепользование, образованы действующие аграрные формирования. Без знания последовательности проведения реформы невозможно понять процессы, происходящие сейчас.
На современном этапе развития страны в сельских территориях возникли и существуют многие проблемы как экономического, так и социального характера, решение которых требует разработки обоснованных планов развития сельских территорий, обеспечивающую финансовую основу развития, создание новых рабочих мест, преодоление безработицы. Наблюдаемый в сельских территориях системный кризис обусловлен ошибочными действиями на начальном этапе реформирования аграрного сектора экономики такими, как разрушение экономических механизмов согласования интересов работников сельскохозяйственного производства и сельских территорий, образование пласта «неперспективных» деревень и сел и др. До проводимых реформ экономической основой сельских территорий были отрасли, связанные с использованием природных ресурсов, в первую очередь, сельскохозяйственное производство, в связи с этим цели сельских территорий и аграрного производства совпадали.
В годы аграрной реформы в целях быстрого привлечения инвестиций сделали уклон в пользу создания агрохолдингов. Основным преимуществом агрохолдингов является возможность внедрения современных интенсивных технологий.
Социально-экономические изменения в мире за последние годы приводят к предпосылкам ускоренного развития аграрного производства России. Согласно доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, которая предусматривает достижение уровня производства сельхозпродукции в стране в объемах от потребления (не менее): зерна – 95%, сахара – 80%, растительного масла – 80%, мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) – 85%, молока и молочных продуктов (в пересчете на молоко) – 90%, рыбной продукции – 80%, картофеля – 95%, соли пищевой – 85%, необходимо обратить особое внимание на состояние развития сельских территорий. Рост объемов производства и повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции взаимосвязана с устойчивым развитием сельских территорий и приоритетных подотраслей сельского хозяйства.
Объектом данного исследования является аграрная реформа, а его предметом – аграрная реформа нашего времени.
Объект и предмет исследования определили его цель – изучить аграрную реформу нашего времени. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть аграрную реформу как институциональную основу развития сельского хозяйства;
2. Изучить роль землеустройства при проведении аграрных реформ;
3. Провести анализ общего и частного Столыпинской аграрной реформы и программы «На Дальний Восток РФ»:
4. Изучить проблемы, тенденции и механизмы реализации аграрной политики.
Заключение:
Обобщая выше сказанное и подводя итоги проведенному исследованию, необходимо отметить следующее. Исходя из экспертной оценки, преодолеть депрессионный характер состояния агропромышленного производства возможно только на базе корректировки аграрной политики, перевода его на ресурсно-инновационную модель его развития. В этой связи необходимо:
• на первом этапе корректировка в 2017–2018 годах ныне действующей Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции и сырья на 2013–2020 годы с существующей нормативной базой в решении задач финансового оздоровления с государственной поддержкой товаропроизводителей при доведении годового объема субсидий села до триллиона рублей;
• на втором этапе – разработка качественно новой Программы восстановления и развития агропромышленного комплекса до 2025 года на базе выбора стратегии наиболее полного использования ресурсно-инновационного потенциала с акцентом на модернизацию, перехода на пятые и шестые технологические уклады, импортозамещение при повышении объемов финансирования поддержки села в расчете на гектар пашни до уровня Европейского союза.
В соответствии с методологией целевого управления и планирования Программа должна содержать: корректировку законодательной базы; изменение инструментов механизмов экономических отношений; необходимое выделение финансовых ресурсов; устранение диспропорций в развитии отраслей АПК; решения задач активизации инвестиционных и инновационных процессов направленных на модернизацию производства на базе формирования ресурсно-инновационной модели развития агропромышленного производства.
В заключении следует отметить, что переселение населения на восток страны с целью возделывания целинных земель, является стратегически оправданным. Это благоприятно сказывается на объеме производства сельхозпродукции, увеличивает плотность населения на азиатских территориях России, а в конечном итоге укрепляет экономическую безопасность. Однако это процесс, требующий больших затрат, а также повышенного контроля со стороны государства.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АГРАРНЫХ РЕФОРМ РОССИИ
1.1. Аграрная реформа как институциональная основа развития сельского хозяйства
Аграрная реформа является институциональной основой формирования рыночной экономики в агросфере. Как показывает опыт аграрных реформ, накопленный всей сельскохозяйственной цивилизацией, возникновение рыночной экономики в агросфере — это прежде всего создание институтов, обеспечивающих ее функционирование.
Современная аграрная реформа в Российской Федерации была начата в 1991 году. Основополагающими документами стали Земельный кодекс, законы «О земельной реформе» и «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», положившие начало радикальным изменениям в сельском хозяйстве, исходя из из которых земельная реформа. Но вскоре стало ясно, что земельная реформа не охватывает все вопросы социально-экономических реформ на селе, что необходима комплексная аграрная реформа. Поэтому впоследствии был принят ряд постановлений Правительства Российской Федерации и указов Президента Российской Федерации: «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» (1993 г.), «О реформа сельскохозяйственных предприятий »(1994 г.),« Об осуществлении конституционных прав граждан на землю »(1996 г.),« О государственном регулировании агропромышленного производства »(1997 г.) и др., в которых порядок, принципы и методы аграрных преобразований были определены.
Основные принципы аграрной реформы:
1) свобода собственности и управления; каждая команда или человек могут выбрать ту, которая лучше всего соответствует их интересам и способностям;
2) добровольность проведения преобразований; аграрная реформа должна проводиться не под давлением сверху, а добровольно, исходя из личной заинтересованности в проводимых преобразованиях;
3) сложность деятельности; Реорганизация образований агропромышленного комплекса предполагает не только изменение организационно-правовых форм управления, но и изменение структуры управления, внутренних производственных и экономических отношений и т. д. Все эти преобразования должны проводиться последовательно, с учетом особенностей каждого предприятия;
4) превращение крестьянина в реального собственника в любой форме бизнеса путем выделения его земли и предоставления доли собственности. Использование владельцем этих ресурсов должно происходить в рамках наиболее приемлемых форм управления с учетом сложившихся экономических условий и особенностей развития сельского хозяйства в стране;
5) открытость аграрных преобразований, широкая информированность общественности, возможность открытой дискуссии по этому вопросу .
Важным направлением аграрной реформы является реформа земельных отношений с целью создания равных возможностей для развития различных форм хозяйственной деятельности на земле и ее рационального использования. Земля может находиться в государственной или в коллективной или частной собственности. Земельная реформа, таким образом, устранила государственный монополизм в этой области: у каждого земельного участка теперь есть конкретный собственник (физическое или юридическое лицо). Кроме того, землепользование стало платным, и рынок земли начал постепенно формироваться .
При перераспределении земли использовались два варианта. Сначала они начали централизованно отводить до 10% площадей колхозных и совхозных земель для передачи крестьянским (фермерским) хозяйствам без ограничений по размеру; в то же время были большие трудности. Земли для крестьянских хозяйств выделялись в основном руководителям и специалистам фермерских хозяйств или городским жителям в ущерб сельскому населению. Возникла конфликтная ситуация, и реформа остановилась.
В то время был предложен второй вариант перераспределения земель, согласно которому была определена средняя норма бесплатной передачи земли в собственность всем работникам сельского хозяйства, сельским пенсионерам и социальным работникам в сельской местности. Территории, превышающие эту норму, были выведены в областной фонд перераспределения земель. Помимо земли, сельскохозяйственные рабочие и пенсионеры получили долю социальных активов в их собственности