Курсовая теория на тему Административный надзор: понятие , виды , система государственных инспекций.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СУЩНОСТИ 4
АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА 4
1.1. Понятие и виды административного надзора как вида государственной деятельности органов исполнительной власти 4
1.2. Система государственных инспекций, осуществляющих 7
административный надзор 7
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА 12
2.1. Специфика осуществления административного надзора уполномоченными органами 12
2.2. Проблемы применения норм, регламентирующих осуществление административного надзора 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
Введение:
Административный надзор в науке административного права является особой формой исполнительной власти, осуществляющей функции по обеспечению законности и соблюдению конституционных прав и свобод граждан, общественных организаций и юридических лиц, а также безопасности в деятельности организационно неподчиненных государственных органов власти и их должностных лиц.
С целью достижения определенного результата эта форма может быть и способом управленческого воздействия. Также административный надзор является способом осуществления контроля власти и дисциплины в государстве.
В 2018 году, согласно статистическим данным, ранее судимыми лицами совершено 393 430 преступлений, что на 2,0% меньше показателя 2017 года.
Число лиц, их совершивших, уменьшилось на 2,3% (с 307 021 до 299 933). На 8,1% (до 72 547) сократилось число тяжких и на 6,7% (до 18 978) – особо тяжких преступлений, совершенных ранее судимыми лицами.
В то же время недостатки в организации контроля за поднадзорными лицами и проведении с ними профилактической работы зачастую становятся одними из условий совершения ими повторных преступлений.
Так, в 2018 году в отношении 7 970 поднадзорных лиц возбуждены уголовные дела за совершение преступлений, в том числе против половой неприкосновенности и половой свободы личности (2017 год — 185), против жизни и здоровья (883), против собственности (7 409) .
Концепция административного надзора на данном этапе должна иметь более четко выраженную дефиницию этого административно-правового явления. Для этого должно быть выработано общее понимание административного надзора, отобразить его признаки, формы, критерии, классификации и качество административно-надзорной деятельности.
На сегодняшний день можно констатировать, что вопрос системы органов, осуществляющих административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, является актуальным.
Актуальность данной работы заключается также в необходимости рассмотрения понятия, видов, системы административного надзора.
Объектом исследования являются деятельность уполномоченных органов, осуществляющих административный надзор.
Предметом исследования является специфика понятия, видов, системы административного надзора. Целью написания данной работы явилось выявление содержания понятия, видов, системы административного надзора.
Достижение поставленной цели может быть реализовано посредством выполнения следующих задач:
1.Выявление сущности понятия, видов, системы административного надзора.
2. Анализ понятия, видов, системы административного надзора.
3. Перспективы развития норм об административном надзоре.
Информационной базой послужила современная научная и периодическая литература.
Степень разработанности проблемы. Указанная проблема рассматривалась в трудах таких ученых как Антипов А.Н., Артемьев Н.С., Андреева Л.А., Бабаян С.Л., Борсученко С., Бриллиантов А. В., Беларева О.А., Галыгина И.П., Гильфанова Р.Р., Голик Н.М., Дмитриев С. Д., Жадан В.Н., Загайнова Ю.В., Курганов С. И.,Малышева И.В., Первозванский В.Б., Середа И.М., Строгович Ю.Н., Рожков С.А., Рыжов Р.С., Попова Е.А., Пучнина С.А., Шуняева В.А. и др. Методологическую основу написания работы составляют дедуктивный, логический методы, а также методы обобщения и описания.
Объем и структура данной работы определены логикой системного исследования и характером изучаемых в нем проблем. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Заключение:
По результатам проведенного исследования, можно прийти к следующим выводам.
Мерой правового контроля, исторически доказавшей свою эффективность в предупреждении рецидивной преступности, является административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. В этой связи в 2011 году был принят и действует Федеральный закон N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Следует отметить, что эффективность реализации положений закона будет зависеть от квалифицированного его применения сотрудниками полиции органов внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ и Приказом МВД России от 8 июля 2011 г. N 818 «О порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» осуществление административного надзора за данной категорией лиц является прерогативой подразделений МВД России. При этом законодатель не регламентирует должным образом порядок и условия взаимодействия между исправительными учреждениями и органами внутренних дел в рассматриваемой сфере, тем самым фактически игнорируя то обстоятельство, что центральным фактором при определении срока надзора и выборе вида административного ограничения в каждом конкретном случае должен выступать учет:
1) социально-психологических и иных характеристик лица, отбывшего наказание в виде лишения свободы и прошедшего курс принудительного наблюдения и лечения у врача-психиатра, в т.ч. тяжесть и степень выраженности психического расстройства, не исключающего вменяемости, в сочетании с определением характера и степени тяжести ранее совершенного преступления (преступлений);
2) поведения лица в период отбывания наказания. Здесь же отметим, что по действующему законодательству обозначенное обстоятельство учитывается лишь в случае, когда осужденный был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Подобный подход, по нашему мнению, является не совсем корректным.
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве» ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ была дополнена частью 2.1, закрепившей правовые основы установления судом административного надзора в отношении лиц, совершивших в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающих расстройством сексуального предпочтения, не исключающим вменяемости (педофилией).
Выделяя в отдельную категорию поднадзорных лиц, имеющих аномалии психики и ранее судимых за преступления против половой неприкосновенности малолетних, законодатель по большей части руководствовался усилением уголовной ответственности именно за педофилию. Так же необходимо расширить круг лиц, относящихся к обозначенной категории, а именно включить в нее всех индивидов, совершивших преступление против жизни и здоровья, свободы, чести, достоинства и (или) против половой неприкосновенности ребенка, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и имеющих аномалии психики, не исключающие вменяемости, послужившие основанием для применения к ним, наряду с исполнением уголовного наказания, принудительных медицинских мер.
Кроме того в связи с повышенной социальной опасностью лиц, страдающих психическими расстройствами, а так же лиц, к которым принудительные медицинские меры применялись вместо уголовного наказания, за ними необходим повышенный контроль в связи с невозможностью осознавать такими лицами противоправный характер и общественную опасность своих деяний либо руководить ими.
Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ прямо не предусматривает возможности установления административного надзора за лицами, имеющими расстройства психики, не исключающие вменяемости, и на основании приговора суда прошедшими курс принудительного психиатрического лечения в амбулаторных условиях. Однако, исходя из содержания ст. 3 данного нормативно-правового акта, можно сделать вывод, что указанная категория лиц, так или иначе, подпадает под его действие.
Административный надзор как возможный способ воздействия государства в рамках административных правоотношений на лиц с расстройствами психики, исключающими вменяемость, поможет снизить уровень их потенциальной опасности для общества, что свидетельствует о полезности его установления в административном праве.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СУЩНОСТИ
АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА
1.1. Понятие и виды административного надзора как вида государственной деятельности органов исполнительной власти
Административный надзор как научная категория и как правовой институт является площадкой для различных дискуссий. В неразрывном единстве взаимодействуют меры административного надзора и меры безопасности. Последняя категория давно известно зарубежному уголовному праву. Однако в рамках отечественных реалий не наблюдалась подобная социально-политическая идея. Но в настоящее время подобные вопросы становятся приоритетными, в связи, с чем вызывает интерес и является довольно актуальным направлением исследования правовой природы административного надзора. Это связано с тем, что данный институт по существу призван осуществлять социальные функции мер безопасности.
В современных реалиях до сих пор не сформулирован единообразный подход к пониманию природы данного института. Во многом, это обусловлено историей становления административного надзора. В историческом контексте административный надзор как мера в формально-юридическом виде применяться перестала в 2003 году. Данное положение было обусловлено изданием приказа от 12 февраля 2003 года № 98 «О признании неприменяемыми нормативных правовых актов МООП СССР, МВД СССР, МВД РСФСР». Но уже весной 2005 года в рамках встречи Президента РФ с руководителями Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов поднимался вопрос о возвращении к административному надзору за лицами, совершившими тяжкие и особо тяжкие преступления и отбывавшими срок наказания в местах лишения свободы. [8, с. 40-42] В 2011 году в России был возрожден институт административного надзора [3], который значительно отличался от существовавшего в СССР. В 2015 году был введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации [2], который установил правила рассмотрения и разрешения административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций; дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий. Глава 29 данного кодекса посвящена производству по административным делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
В научных реалиях точки зрения относительно понимания природы административного надзора менялись в свете изменений, происходящих в законодательной сфере. В 2012 году административный надзор рассматривался через призму гражданско-правовых норм, поскольку судопроизводство осуществлялось в рамках гражданского судопроизводства. С принятием КАС РФ административный надзор стал отождествляться с административно-правовой отраслью, поскольку данная форма публичного управления реализуется в рамках соответствующих административно-надзорных производств через законодательно установленные административные процедуры.[5, с. 48 – 50] Также вызывает интерес точка зрения, согласно которой, административный надзор не входит в какую-либо одну отрасль права. В обоснование данного положения приводятся такие аргументы как: административный надзор — это самостоятельная правовая форма принудительного воздействия для реализации государственной политики,[6, с. 35 — 40] административный надзор нельзя относить ни к наказаниям, ни к иным мерам уголовно-правового характера.[4, с. 20 – 24] Однако анализ правовой природы административного надзора, в частности условия, основания и цели его установления и осуществления свидетельствуют о необходимости отнесения данного института к уголовно-правовой отрасли. В рамках научных реалий поднимался вопрос о целесообразности помещения указанного института в раздел VI УК РФ.[7, с. 98-103] Действительно, если обратиться к задачам административного надзора, которые нашли своё легальное закрепление в законе, то из указанной формулировки следует, что данная мера устанавливается для предупреждения совершения лицами, в отношении которых устанавливается административный надзор, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов. Задачи уголовного законодательства сводятся к охране прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений. [1] Таким образом, механизм административного надзора способствует реализации задач, обозначенных в УК РФ. Следует также отметить, что специфика реализации данного института обусловлена тем, назначение административного надзора немыслимо без положений уголовного законодательства, поскольку данная мера устанавливается судом при наличии оснований и в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, в соответствии с положениями ФЗ.