Курсовая теория на тему Административный надзор: понятие, виды, система государственных инспекций
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Общие положения об административном надзоре 5
1.1. Понятие административного надзора 5
1.2. Основные задачи и функции административного надзора 8
1.3. Принципы административного надзора 12
Глава 2. Содержание и процессуальная форма административного надзора 16
2.1. Содержание и процессуальная форма административного надзора 16
2.2. Органы государственной власти, осуществляющие административный надзор 19
2.3. Система государственных инспекций в Российской Федерации 22
Глава 3. Административный надзор и противодействие коррупции 26
Заключение 31
Список использованной литературы 34
Введение:
Учеными, исследующими вопросы теории государства и права, а также учеными в административно-правовой науке признается контрольная деятельность как необходимый элемент государственного управления. Эффективно действующая система управления требует наличия четкого определения полномочий контроль-надзорных органов государственной власти.
Сегодня определение сущности, целей, задач, функций государственного контроля и надзора и их места в системе государственного управления является одним из приоритетных направлений в науке административного права. Это обуславливает особую значимость проведения теоретического исследования административного надзора как правовой категории.
Степень научной разработанности. Исследование административного надзора проводилось следующими учеными: Алехиным А.П., Бельским К.С., Козловым Ю.М., Тихомировым Ю.А., Шориной Е.В. Отдельные вопросы трансформации института административного надзора в связи с переосмыслением ключевых понятий проводились Бахрахом Д.Н., Мартыновым А.В., Стариловым Ю.Н. В науке теории государства и права вопросы сущности, содержания и функций надзора освещались Алексеевым С.С., Байтиным М.И., Марченко М.Н.
Объектом исследования является комплекс общественных отношений, возникающих в связи с осуществлением административного надзора в Российской Федерации.
Предмет исследования являются нормативные правовые акты, регламентирующие осуществление административного надзора в Российской Федерации, научная литература и публикации, посвященные исследуемой тематике.
Цель исследования заключается в комплексном исследовании сущности явления административного надзора, его понятия, содержания, принципов, задач и функций.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. Исследовать понятие и содержание административного надзора, выделить его основные признаки.
2. Рассмотреть основные задачи и функции административного надзора.
3. Определить принципы административного надзора и раскрыть их содержание.
4. Раскрыть содержание административного надзора, исследовать его процессуальную форму.
5. Исследовать систему государственных органов власти, осуществляющих административный надзор.
6. Изучить систему государственных инспекций в Российской Федерации
7. Изучить деятельность государственных органов, осуществляющих административный надзор, в сфере противодействия коррупции.
Методологическую основу исследования составили метод системного анализа, синтеза, системный, сравнительно-правовой, формально-правовой, логический методы.
Нормативной основой исследования является Конституция Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные нормативно-правовые акты органов государственной власти Российской Федерации.
Теоретическую основу исследования составили труды ученых Бахраха Д.Н., Мартынова А.В., а также научные публикации Вяткиной Г.О., Гаврилкиной Ю.В., Зубарева С.М., Ткаченко М.В. и других.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Административный надзор можно определить как особую форму публичного управления, представляющую собой деятельность специально уполномоченных государственных органов исполнительной власти по проверке соблюдения поднадзорными объектами законодательства Российской Федерации с целью предупреждения, выявления, пресечения правонарушений, восстановления нарушенного порядка и привлечения виновных лиц к ответственности для обеспечения жизнедеятельности и безопасности граждан, общества и государства.
Традиционном для административно-правовой доктрины является понимание надзора, как суженного контроля. Важно отметить, несмотря на большое количество подходов к определению надзора и его соотношения с контролем, на законодательном уровне такой дифференциации не проводится – законодатель применяет контроль и надзор как взаимосвязанные дефиниции.
Административный надзор представляет собой деятельность специально уполномоченных государственных органов исполнительной власти, сущность которой состоит в наблюдении за исполнением норм законодательства поднадзорными субъектами. Конкретные задачи административного надзора фиксируются в специальных федеральных законах и подзаконных правовых актах, регламентирующих деятельность конкретного надзорного органа власти.
Выделяют следующие функции административного надзора: правозащитную, правоохранительную, организационно-правовую и антикоррупционную.
Принципы административного надзора – это общеобязательные основополагающие идеи осуществления административного надзора, закрепленные законодателем и определяющие направление правового регулирования и его характерные особенности.
Принципы административного можно разделить на две группы: общие и специальные. Общие принципы раскрывают содержание, социальную и правовую направленность осуществления административного надзора. Специальные принципы раскрывают его организационную и технологическую часть.
Анализ содержания административного надзора свидетельствует о наличии процессуальной формы надзорной деятельности органов исполнительной власти. Процессуальная форма является необходимым условием организации выполнения задач таким образом, чтобы создать оптимальные условия для решения вытекающих из закона требований к надзорной деятельности. Любая процессуальная форма административного надзора не является исчерпывающей: она должна изменяться в соответствии с изменением законодательства и задачами конкретного надзорного органа.
Административный надзор осуществляется государственными органами исполнительной власти, наделенными на то соответствующими полномочиями. Исходя из анализа нормативно-правовых актов, регламентирующих административный надзор, систему государственных органов, его осуществляющих, составляют:
– уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, а также входящие в структуру федерального органа исполнительной власти специализированные государственные инспекции;
– уполномоченные государственные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющие многоплановую компетенцию, устанавливаемую нормативными правовыми актами субъекта федерации.
Территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение надзора за соблюдением законодательства, являются государственные инспекции. Особенностью надзорной деятельности государственных инспекций является отсутствие между ними и поднадзорными объектами организационной соподчиненности, то есть деятельность осуществляется независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности. Государственные инспекции характеризуются многообразием отраслевой специализации, а специфика их деятельности отражается в наименовании.
Правовые проблемы административного надзора во многом обусловлены отсутствием надлежащего правового регулирования. С целью разрешения многочисленных организационно-правовых происходит оптимизация функций органов государственной власти, в том числе осуществляющих надзор, в рамках административной реформы. В качестве направлений совершенствования деятельности по осуществлению административного надзора можно также предложить:
– разграничение функций по контролю и надзору;
– унификацию терминологического аппарата законодательства о надзоре и контроле;
– разработку и закрепление эффективных мер досудебного обжалования действий и решений органов, осуществляющих надзор.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Общие положения об административном надзоре
1.1. Понятие административного надзора
Надзор как часть контрольной функции государства является его неотъемлемым атрибутом. От эффективности осуществления контрольной функции зависит стабильность государственной власти.
Понятие надзора и его соотношение с контролем является предметом постоянных дискуссий: надзора рассматривают и как разновидность государственного контроля, и как самостоятельный вид контрольно-надзорной деятельности. Традиционном для административно-правовой доктрины является понимание надзора, как суженого контроля. В зависимости от объема контроля различают собственно контроль, назначение которого – проверка законности и целесообразности деятельности, и надзор, который осуществляется исключительно для проверки законности . Данная позиция нашла свое отражение в работах Конина Н.М. , Тихомирова А.Ю. .
Государственный надзор в Российской Федерации представлен в трех видах: судебный, прокурорский и административный. Из представленного перечня наибольшим объемом обладает административный надзор.
Существует несколько подходов к пониманию административного надзора, анализ которых достаточно полно провел Мартынов А.В. В своей работе «Административный надзор в России: теоретические основы построения». Он отметил, что встречающиеся в работах теоретические концепции далеко не всегда соотносятся с действующим законодательством Российской Федерации.
Административный надзор понимается как форма публичного управления (управленческой деятельности государственных органов). Такое понимание надзора вызывает необходимость его отграничения от внешнего (надведомственного) государственного контроля.
Одно из важнейших отличий административного надзора от государственного контроля (контрольной деятельности) заключается в том, что в основе надзора лежит управленческая деятельность по надсмотру над правомерным поведением субъекта управления. То есть при осуществлении административного надзора для органов власти целью является оказание воздействия на субъекты права с целью достижения надлежащего (правомерного) поведения. Достижение цели административного надзора связано с применением государственных мер принудительного воздействия. Также можно выделить следующие отличия: компетенция органов контроля шире, чем у органов надзора; контроль осуществляется в отношении определенных объектов, а надзор распространяется как на определенный, так и на неопределенный круг лиц; контроль и надзор имеют различные методы осуществления.