Курсовая теория Юриспруденция Административное право

Курсовая теория на тему Административный надзор: понятие, виды; система государственных инспекций.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Глава 1. Общая характеристика административного надзора 6

1.1. Понятие, сущность и принципы административного надзора 6

1.2. Виды административного надзора 9

Глава 2. Субъекты административного надзора 14

2.1. Общая характеристика субъектов административного надзора 14

2.2. Субъекты административного надзора, с правом применения карательных санкций 17

Заключение 22

Список использованных источников 24

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования состоит в том, что на сегодняшний день значительным образом изменилась социально-политическая и экономическая жизни нашей страны. Правительством Российской Федерации принят ряд законов и иных нормативно-правовых актов, которые изменили компетенцию некоторых органов государственной власти, отношения собственности, содержание прав и обязанностей, непосредственно связанных со сферой охраны общественного порядка и безопасности. В соответствии с положением ст. 2 Конституции Российской Федерации (далее-Конституция РФ) признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства, то есть именно на государство и государственные органы возложена обязанность по охране прав человека.

Однако человек своим девиантным поведением нарушает установленные государством нормы должного поведения, что приводит к нарушению правопорядка. Именно с целью охраны общественного порядка, пресечения и предупреждения совершения правонарушений и обеспечения в стране законности осуществляется административный надзор.

С целью улучшения и усовершенствования нормативно-правовой базы применения административного надзора возникает необходимость проведения активной работы по изучению и анализу существующей правовой базы России в настоящее время. А также стоит отметить, что новое изучение теоретических вопросов, касающихся административного надзора, имеет ключевое значение в современной административно-правовой науке, так как делает возможным единообразное понимание данного административно-правового явления и создает устойчивую концепцию данной формы государственно-управленческой деятельности.

Объектом изучения в данной работе являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления административного надзора.

Предметом настоящего исследования является институт административного надзора.

Целью исследования является изучение понятия и видов административного надзора, система государственных инспекций.

Для достижения поставленной цели необходимо решения следующие задачи:

– сформулировать понятие, сущность и принципы административного надзора;

– рассмотреть виды административного надзора;

– охарактеризовать субъектов административного надзора;

– изучить субъекты административного надзора, с правом применения карательных санкций.

Свои труды данной теме посвящали такие авторы как: А.С. Бондаренко, В.И. Вельмин, Л.М. Горобцов, Н.В. Темникова Т.Н, Калинина., А.Д. Никитин, А.А. Пропостин, Ю.П. Оноколов, Т.Г. Понятовская, В.В. Тулегенов, А.П. Фильченко, Н.В. Ольховик, Л.М. Прозументов.

Методологическую основу исследования составили частно-научные и общенаучные методы познания: нормативно-логический, исторический, аналитический, системно-правовой и др.

Теоретической базой курсовой работы стали труды отечественных ученых, изучающих данную область права, например: А.О. Ухина, И.И. Мах, А.В. Мартынов, Д.Н. Бахрах, Ю. Н. Старилов и др.

Нормативную базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации.

Структура курсовой работы обусловлена: объектом, предметом, целями и задачами. Состоит из введения, двух глав, состоящих из четырех параграфов, заключения и библиографического списка.

Во введении обосновывается выбор темы исследования, её актуальность, цель и задачи.

Глава первая раскрывает общую характеристику административного надзора.

Глава вторая посвящена рассмотрению субъектов административного надзора.

В заключении сделаны выводы по материалам всей курсовой работы. Использованная в работе специальная литература, нормативный и практический материал нашли отражение в библиографическом списке.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Основываясь на информации, изложенной в основной части данной курсовой работы, можно сделать следующие выводы.

На сегодняшний день понятие административного надзора в России является достаточно обширным понятием и активно обсуждается в научных кругах административного права. Одной из главных проблем административного надзора является отсутствие законодательного закрепления данного понятия, что приводит к дискуссии относительно сущности данного правового явления.

Решение данной проблемы очевидно, необходимо внести в нормативно-правовые акты, регламентирующие осуществление административного надзора данное определение, включив в него цель и задачи данной деятельности.

Изучение научной литературы административного права, позволяет сделать вывод, что выделение видов административного надзора основано на отраслевом регулировании, то есть надзор осуществляется во всех отраслях жизнедеятельности общества.

По мнению автора данной работы, современная концепция административного надзора должна основываться на четко выраженном понимании данного административно-правового явления. Для этого необходимо выработать и четко определить признаки, критерии классификации, формы реализации, индикаторы эффективности административно-надзорной деятельности.

Поскольку предмет административного надзора достаточно обширен, то и субъектный состав административного надзора насчитывает огромное количество органов, которые в большинстве случаев относятся к органам исполнительной власти. В систему данных субъектов входят специализированные ведомства, государственные инспекции и другие структурные подразделения, в полномочия которых входит полномочия по предупреждению и пресечению правонарушений, по привлечению виновных лиц к ответственности, по нормотворчеству.

В научной литературе субъекты, обладающие именно полномочием по привлечении виновных лиц к административной ответственности, относят к субъектам административного надзора, с правом применения карательных санкций.

Основной перечень таких субъектов закреплен положениями КоАП РФ. Исходя из положений действующего административного законодательства субъекты административного надзора можно разделить на три группы: федеральные органы, территориальные органы, различные организационные структуры.

Автор данной работы, по результатам проведенной работы, считает, что административный надзор – это объективно необходимая функция публичного управления, через которую должен быть достигнут максимальный эффект:

— по обеспечению защиты прав и свобод граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обеспечению их безопасности и благополучия,

— по обеспечению реализации права граждан и юридических лиц на свободную экономическую и предпринимательскую деятельность,

Также необходимо предпринимать все возможные способы предупреждения преобразования административного надзора из защитной функции государства в дополнительный барьер для развития финансово-экономических процессов в стране, что не позволит развиваться избыточному государственному управлению в различных сферах жизнедеятельности.

Необходимо также не забывать о таком понятии как коррупция, которая имеет «богатую почву» при реализации функций административного надзора.

Опираясь на вышесказанное, автором данной работы была достигнута цель, а также выполнены все поставленные задачи.


 

Фрагмент текста работы:

 

Актуальность темы исследования состоит в том, что на сегодняшний день значительным образом изменилась социально-политическая и экономическая жизни нашей страны. Правительством Российской Федерации принят ряд законов и иных нормативно-правовых актов, которые изменили компетенцию некоторых органов государственной власти, отношения собственности, содержание прав и обязанностей, непосредственно связанных со сферой охраны общественного порядка и безопасности. В соответствии с положением ст. 2 Конституции Российской Федерации (далее-Конституция РФ) признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства, то есть именно на государство и государственные органы возложена обязанность по охране прав человека.

Однако человек своим девиантным поведением нарушает установленные государством нормы должного поведения, что приводит к нарушению правопорядка. Именно с целью охраны общественного порядка, пресечения и предупреждения совершения правонарушений и обеспечения в стране законности осуществляется административный надзор.

С целью улучшения и усовершенствования нормативно-правовой базы применения административного надзора возникает необходимость проведения активной работы по изучению и анализу существующей правовой базы России в настоящее время. А также стоит отметить, что новое изучение теоретических вопросов, касающихся административного надзора, имеет ключевое значение в современной административно-правовой науке, так как делает возможным единообразное понимание данного административно-правового явления и создает устойчивую концепцию данной формы государственно-управленческой деятельности.

Объектом изучения в данной работе являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления административного надзора.

Предметом настоящего исследования является институт административного надзора.

Целью исследования является изучение понятия и видов административного надзора, система государственных инспекций.

Для достижения поставленной цели необходимо решения следующие задачи:

– сформулировать понятие, сущность и принципы административного надзора;

– рассмотреть виды административного надзора;

– охарактеризовать субъектов административного надзора;

– изучить субъекты административного надзора, с правом применения карательных санкций.

Свои труды данной теме посвящали такие авторы как: А.С. Бондаренко, В.И. Вельмин, Л.М. Горобцов, Н.В. Темникова Т.Н, Калинина., А.Д. Никитин, А.А. Пропостин, Ю.П. Оноколов, Т.Г. Понятовская, В.В. Тулегенов, А.П. Фильченко, Н.В. Ольховик, Л.М. Прозументов.

Методологическую основу исследования составили частно-научные и общенаучные методы познания: нормативно-логический, исторический, аналитический, системно-правовой и др.

Теоретической базой курсовой работы стали труды отечественных ученых, изучающих данную область права, например: А.О. Ухина, И.И. Мах, А.В. Мартынов, Д.Н. Бахрах, Ю. Н. Старилов и др.

Нормативную базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации.

Структура курсовой работы обусловлена: объектом, предметом, целями и задачами. Состоит из введения, двух глав, состоящих из четырех параграфов, заключения и библиографического списка.

Во введении обосновывается выбор темы исследования, её актуальность, цель и задачи.

Глава первая раскрывает общую характеристику административного надзора.

Глава вторая посвящена рассмотрению субъектов административного надзора.

В заключении сделаны выводы по материалам всей курсовой работы. Использованная в работе специальная литература, нормативный и практический материал нашли отражение в библиографическом списке.



Глава 1. Общая характеристика административного надзора

1.1. Понятие, сущность и принципы административного надзора

Основой любого правового государства является соблюдение принципа законности, в обеспечении данного принципа важную роль играют органы исполнительной власти, которые осуществляют контроль за соблюдением правовых норм, т. е. надзор.

Необходимо отметить, что контроль — это одна из основополагающих функций административной власти, включающая наблюдение за законностью и целесообразностью деятельности, оценку ее с правовых, научных, социально-политических, организационно-технических позиций.

Говоря о общем понятии надзор, то его можно определить, как ограниченный, суженный контроль. На сегодняшний день в России выделяют три типа надзора:

 судебный;

 прокурорский;

 административный.

Возникновение понятие административного надзора относят к 60-м годам ХХ столетия, когда у ученых, осуществляющих свою деятельность в области административного права, возникла потребность в разграничении указанного явления с иным видами деятельности органов власти (прокурорского надзора, контроля). Несмотря на то, что административный надзор изучается уже более полувека, сегодня в научной литературе административного права все еще существует дискуссия относительно содержания «административного надзора». Научное сообщество административного права разделилось на две группы. Одна группа придерживается мнения, что административный надзор – это разновидность надведомственного государственного контроля. Вторая группа исследователей, понимают админ надзор как самостоятельный вид контрольно-надзорной деятельности исполнительных органов.

Административный надзор — это деятельность государственных органов, специально уполномоченных на то законом, по выявлению нарушений законодательства в административно — правовой сфере, учет и анализ факторов данных нарушений, а также применение необходимых мер по их устранению .

Один из известных исследователей, Д.Н. Бахрах, определяет административный надзор как определенный метод, который используется органами исполнительной власти с целью обеспечения законности в сфере управления .

К основным особенностям административного надзора относят:

1. цель — обеспечение законности в сфере государственного управления;

2. объект — деятельность физических и юридических лиц, не находящиеся в подчинении с субъектами административного надзора;

3. предметом — установление соответствия поведения лица правовым нормам, носящим общеобязательный характер;

4. субъект самостоятельно принимает решение об осуществлении административного надзора;

5. принудительный, властный, предупредительный характер;

6. в процессе административного надзора реализуются правоохранительные, профилактические и иные функции.

Немаловажным для понимания и определения понятия административный надзор имеет определение основных его принципов. Для института административного надзора характерны:

a) общие принципы права, отражающие общие особенности административного надзора и делятся на:

 правовые принципы (законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, обеспечения прав и законных интересов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, федерализма, открытости результатов административного надзора, профессионализма, ответственности, обжалования действий и решений субъекта надзора;

 организационные принципы (самостоятельности и независимости, обязательного учета особенностей поднадзорного объекта, сочетания коллегиальности и единоначалия при административном надзоре и др.).

b) специальные принципы, отражающие внутреннее содержание административного надзора, и являющиеся основой для формирования структуры рассматриваемого института . Данная группа принципов делится на:

 материальные принципы, которые характеризуют субъектов административного надзора, например: принцип предоставления государственному органу функции административного надзора, принцип нормативно-правовой регламентации предмета административного надзора, принцип финансирования за средства бюджетов, принцип проводимых органами административного надзора проверок и т.п.

 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Общие положения об административном надзоре 5
1.1. Понятие административного надзора 5
1.2. Основные задачи и функции административного надзора 8
1.3. Принципы административного надзора 12
Глава 2. Содержание и процессуальная форма административного надзора 16
2.1. Содержание и процессуальная форма административного надзора 16
2.2. Органы государственной власти, осуществляющие административный надзор 19
2.3. Система государственных инспекций в Российской Федерации 22
Глава 3. Административный надзор и противодействие коррупции 26
Заключение 31
Список использованной литературы 34

  

Введение:

 

Учеными, исследующими вопросы теории государства и права, а также учеными в административно-правовой науке признается контрольная деятельность как необходимый элемент государственного управления. Эффективно действующая система управления требует наличия четкого определения полномочий контроль-надзорных органов государственной власти.
Сегодня определение сущности, целей, задач, функций государственного контроля и надзора и их места в системе государственного управления является одним из приоритетных направлений в науке административного права. Это обуславливает особую значимость проведения теоретического исследования административного надзора как правовой категории.
Степень научной разработанности. Исследование административного надзора проводилось следующими учеными: Алехиным А.П., Бельским К.С., Козловым Ю.М., Тихомировым Ю.А., Шориной Е.В. Отдельные вопросы трансформации института административного надзора в связи с переосмыслением ключевых понятий проводились Бахрахом Д.Н., Мартыновым А.В., Стариловым Ю.Н. В науке теории государства и права вопросы сущности, содержания и функций надзора освещались Алексеевым С.С., Байтиным М.И., Марченко М.Н.
Объектом исследования является комплекс общественных отношений, возникающих в связи с осуществлением административного надзора в Российской Федерации.
Предмет исследования являются нормативные правовые акты, регламентирующие осуществление административного надзора в Российской Федерации, научная литература и публикации, посвященные исследуемой тематике.
Цель исследования заключается в комплексном исследовании сущности явления административного надзора, его понятия, содержания, принципов, задач и функций.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. Исследовать понятие и содержание административного надзора, выделить его основные признаки.
2. Рассмотреть основные задачи и функции административного надзора.
3. Определить принципы административного надзора и раскрыть их содержание.
4. Раскрыть содержание административного надзора, исследовать его процессуальную форму.
5. Исследовать систему государственных органов власти, осуществляющих административный надзор.
6. Изучить систему государственных инспекций в Российской Федерации
7. Изучить деятельность государственных органов, осуществляющих административный надзор, в сфере противодействия коррупции.
Методологическую основу исследования составили метод системного анализа, синтеза, системный, сравнительно-правовой, формально-правовой, логический методы.
Нормативной основой исследования является Конституция Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные нормативно-правовые акты органов государственной власти Российской Федерации.
Теоретическую основу исследования составили труды ученых Бахраха Д.Н., Мартынова А.В., а также научные публикации Вяткиной Г.О., Гаврилкиной Ю.В., Зубарева С.М., Ткаченко М.В. и других.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Административный надзор можно определить как особую форму публичного управления, представляющую собой деятельность специально уполномоченных государственных органов исполнительной власти по проверке соблюдения поднадзорными объектами законодательства Российской Федерации с целью предупреждения, выявления, пресечения правонарушений, восстановления нарушенного порядка и привлечения виновных лиц к ответственности для обеспечения жизнедеятельности и безопасности граждан, общества и государства.
Традиционном для административно-правовой доктрины является понимание надзора, как суженного контроля. Важно отметить, несмотря на большое количество подходов к определению надзора и его соотношения с контролем, на законодательном уровне такой дифференциации не проводится – законодатель применяет контроль и надзор как взаимосвязанные дефиниции.
Административный надзор представляет собой деятельность специально уполномоченных государственных органов исполнительной власти, сущность которой состоит в наблюдении за исполнением норм законодательства поднадзорными субъектами. Конкретные задачи административного надзора фиксируются в специальных федеральных законах и подзаконных правовых актах, регламентирующих деятельность конкретного надзорного органа власти.
Выделяют следующие функции административного надзора: правозащитную, правоохранительную, организационно-правовую и антикоррупционную.
Принципы административного надзора – это общеобязательные основополагающие идеи осуществления административного надзора, закрепленные законодателем и определяющие направление правового регулирования и его характерные особенности.
Принципы административного можно разделить на две группы: общие и специальные. Общие принципы раскрывают содержание, социальную и правовую направленность осуществления административного надзора. Специальные принципы раскрывают его организационную и технологическую часть.
Анализ содержания административного надзора свидетельствует о наличии процессуальной формы надзорной деятельности органов исполнительной власти. Процессуальная форма является необходимым условием организации выполнения задач таким образом, чтобы создать оптимальные условия для решения вытекающих из закона требований к надзорной деятельности. Любая процессуальная форма административного надзора не является исчерпывающей: она должна изменяться в соответствии с изменением законодательства и задачами конкретного надзорного органа.
Административный надзор осуществляется государственными органами исполнительной власти, наделенными на то соответствующими полномочиями. Исходя из анализа нормативно-правовых актов, регламентирующих административный надзор, систему государственных органов, его осуществляющих, составляют:
– уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, а также входящие в структуру федерального органа исполнительной власти специализированные государственные инспекции;
– уполномоченные государственные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющие многоплановую компетенцию, устанавливаемую нормативными правовыми актами субъекта федерации.
Территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение надзора за соблюдением законодательства, являются государственные инспекции. Особенностью надзорной деятельности государственных инспекций является отсутствие между ними и поднадзорными объектами организационной соподчиненности, то есть деятельность осуществляется независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности. Государственные инспекции характеризуются многообразием отраслевой специализации, а специфика их деятельности отражается в наименовании.
Правовые проблемы административного надзора во многом обусловлены отсутствием надлежащего правового регулирования. С целью разрешения многочисленных организационно-правовых происходит оптимизация функций органов государственной власти, в том числе осуществляющих надзор, в рамках административной реформы. В качестве направлений совершенствования деятельности по осуществлению административного надзора можно также предложить:
– разграничение функций по контролю и надзору;
– унификацию терминологического аппарата законодательства о надзоре и контроле;
– разработку и закрепление эффективных мер досудебного обжалования действий и решений органов, осуществляющих надзор.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Общие положения об административном надзоре
1.1. Понятие административного надзора
Надзор как часть контрольной функции государства является его неотъемлемым атрибутом. От эффективности осуществления контрольной функции зависит стабильность государственной власти.
Понятие надзора и его соотношение с контролем является предметом постоянных дискуссий: надзора рассматривают и как разновидность государственного контроля, и как самостоятельный вид контрольно-надзорной деятельности. Традиционном для административно-правовой доктрины является понимание надзора, как суженого контроля. В зависимости от объема контроля различают собственно контроль, назначение которого – проверка законности и целесообразности деятельности, и надзор, который осуществляется исключительно для проверки законности . Данная позиция нашла свое отражение в работах Конина Н.М. , Тихомирова А.Ю. .
Государственный надзор в Российской Федерации представлен в трех видах: судебный, прокурорский и административный. Из представленного перечня наибольшим объемом обладает административный надзор.
Существует несколько подходов к пониманию административного надзора, анализ которых достаточно полно провел Мартынов А.В. В своей работе «Административный надзор в России: теоретические основы построения». Он отметил, что встречающиеся в работах теоретические концепции далеко не всегда соотносятся с действующим законодательством Российской Федерации.
Административный надзор понимается как форма публичного управления (управленческой деятельности государственных органов). Такое понимание надзора вызывает необходимость его отграничения от внешнего (надведомственного) государственного контроля.
Одно из важнейших отличий административного надзора от государственного контроля (контрольной деятельности) заключается в том, что в основе надзора лежит управленческая деятельность по надсмотру над правомерным поведением субъекта управления. То есть при осуществлении административного надзора для органов власти целью является оказание воздействия на субъекты права с целью достижения надлежащего (правомерного) поведения. Достижение цели административного надзора связано с применением государственных мер принудительного воздействия. Также можно выделить следующие отличия: компетенция органов контроля шире, чем у органов надзора; контроль осуществляется в отношении определенных объектов, а надзор распространяется как на определенный, так и на неопределенный круг лиц; контроль и надзор имеют различные методы осуществления.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы