Курсовая теория на тему Административно-правовой статус психически больных лиц
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Специальный
правовой статус и административная правосубъектность лиц, страдающих
психическими заболеваниями. 5
1.1 Исторические аспекты
развития российского законодательства о правовом положении душевнобольных и
слабоумных. 5
1.2 Понятие специального
правового статуса и административной правосубъектности лиц, страдающих
психическими заболеваниями. 10
Глава 2. Особенности административно-правового
статуса лиц, страдающих психическими заболеваниями. 13
2.1 Права лиц,
страдающих психическими заболеваниями. 13
2.2 Ограничения в административно-правовом
статусе лиц, страдающих психическими заболеваниями. 16
Заключение. 24
Список использованной
литературы.. 26
Введение:
Введение
Под правовым
статусом человека принято понимать установленную законом систему прав, свобод и
обязанностей. В то же время права и свободы представляют собой социальные
возможности гражданина, которые признаются и обеспечиваются государством.
Термин право используется в тех случаях, когда требуется обозначить
определенные действия человека, которые должны быть осуществлены им для
реализации соответствующих правовых возможностей.
Субъективное право
– это мера возможного поведения человека. Это означает, что уполномоченный
субъект может сам действовать таким образом, чтобы осуществлять свое право,
требовать от обязанного субъекта адекватного поведения и просить защиты своего
права, если оно считается нарушенным.
С теоретической
точки зрения юридический статус лиц с психическими расстройствами следует
аналогичной структуре. Она включает в себя права, свободы и обязанности этих
лиц. При этом правовые возможности и обязанности устанавливаются с учетом
особенностей психического состояния человека, определяющих социально-правовые
возможности реализации этих прав и обязанностей.
Актуальность
выбранной темы обусловлена тем, что правовой статус лиц, страдающих
психическими расстройствами, можно рассматривать как совокупность их прав,
свобод и обязанностей, устанавливаемых с учетом психического состояния,
определяющего социальные и правовые возможности реализации этих прав и свобод и
обязательств.
Поскольку лицам с
психическими расстройствами предоставляются дополнительные права по сравнению с
другими гражданами и для них установлены определенные правовые ограничения, их
правовой статус можно назвать особым – он отличается от общего в силу
особенностей субъекта.
Основными
принципами правового статуса лиц с психическими расстройствами являются
Дискриминация
означает любое различие, исключение или предпочтение, следствием которого
является отмена или инвалидность одного и того же права.
Специальные меры,
принимаемые исключительно для защиты прав или улучшения положения людей с
психическими заболеваниями, не считаются дискриминационными.
Дискриминация не
включает различение, исключение или предпочтение, которое производится в
соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права, а также
в соответствии с национальным законодательством, когда требуется защита прав
психически больного человека или других лиц.
Целью данной
работы является анализ административно-правового статуса психически больных
лиц.
Для достижения
поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
— рассмотреть
исторические аспекты развития российского законодательства о правовом положении
душевнобольных и слабоумных;
— выделить понятие
специального правового статуса и административной правосубъектности лиц,
страдающих психическими заболеваниями;
— изучить права
лиц, страдающих психическими заболеваниями;
— проанализировать
ограничения в административно-правовом статусе лиц, страдающих психическими
заболеваниями.
Объектом
исследования являются лица, страдающие психическими заболеваниями.
Предметом
исследования выступает организационно-правовые нормы формирования статуса
психически больных лиц.
Данная курсовая
работа состоит из введения, двух глав, четырех объединяющих параграфов,
заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Российская
Федерация считается правовым социальным государством и гарантирует равенство
прав и свобод человека и гражданина независимо от обстоятельств.
Согласно
Конституции РФ, люди с психическими расстройствами обладают всеми
предусмотренными в них правами и свободами. Государство устанавливает для них
определенные меры социального обеспечения, право на здравоохранение и
медицинскую помощь.
Однако не все
психически больные люди могут осуществлять свои законные права и обязанности
одинаково. Законодатель предусматривает для них не только ряд мер социальной защиты,
но и ряд ограничений. Лица с психическими нарушениями являются особенно
уязвимой группой населения, так как им, как правило, чрезвычайно трудно
защитить свои права.
Гражданское
процессуальное законодательство регулирует порядок признания недееспособности
лица. Глава 31 Гражданского процессуального кодекса отражает положения о подаче
заявления о признании лица недееспособным, которое согласно части 2 ст. 281 УПК
РФ может быть подано в суд близкими родственниками, органами опеки и
попечительства по месту жительства больного или по месту его нахождения в
медицинском учреждении.
Наличие положений,
подтверждающих наличие такого психического расстройства, из-за которого
гражданин не дает отчет о своих действиях, является обязательным условием для
принятия заявления в суд.
Если данных
достаточно для подтверждения наличия психического расстройства, гражданин
отправляется судом на судебно-психиатрическую экспертизу для определения
психического состояния больного.
В случае
систематического неявки, гражданин может быть подвергнут принудительно этой
процедуре (ст. 283 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Дело о принятии недееспособности
лица самостоятельно рассматривается судьей при строгом присутствии прокурора,
заявителя и самого гражданина, за исключением случаев, когда состояние здоровья
не позволяет ему участвовать в судебном заседании.
Орган опеки и
попечительства должен представить опекуну отчет о своих действиях в отношении подопечных.
Таким образом, опекун выступает в качестве посредника между органом опеки и
попечительства и нетрудоспособным лицом.
На случай, если подопечный
выздоровеет, возложенная на нее опека должна быть прекращена. Процесс
восстановления дееспособности гражданина осуществляется таким же образом, как и
процедура установления недееспособности: по ходатайству суда гражданин
отправляется на судебно-медицинскую экспертизу для установления его
психического состояния.
Лицо признается дееспособным,
если проводится экспертное исследование об отсутствия заболевания. Поэтому
можно утверждать, что важнейшие положения современного законодательства в
отношении психически больных являются историческим наследием развития
законодательной мысли.
Развитие
социальных отношений должно быть актуализировано в правовом регулировании, что
обусловлено общим историческим правовым движением как социальным явлением.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Специальный правовой статус и административная правосубъектность лиц,
страдающих психическими заболеваниями
1.1
Исторические аспекты развития российского законодательства о правовом положении
душевнобольных и слабоумных
До либеральных
реформ Александра II, благодаря которым существенно изменилось понятие
человеческой личности, психиатрическая помощь в России не отличалась
определенной человечностью.
Душевнобольные
были изолированы от внешнего мира и помещены в психиатрические отделения в
общих больницах. Личный состав таких больниц обычно состоял из солдат воинской
роты или бродяг и заключенных, отправленных на принудительные работы.
Под присмотром
лекаря для успокоения больных использовались ремни из сыромятной кожи, цепи,
кандалы, капельницы и горячие рубахи. Эта ситуация сохранялась до середины 19
в.
После этого
отношение к людям с психическими заболеваниями начинает меняться. Это было
связано с формированием в России нового научного психиатрического
мировоззрения.
Одним из первых
советских законодательных источников для лиц с психическими расстройствами
стала Инструкция от июня 1918 года "О освидетельствовании душевнобольных"[1],
предусматривающая административный порядок обследования этих лиц врачебными
отделами.
Основой послужило
ходатайство довольно широкого круга лиц и организаций: родственников, опекунов,
попечителей, организаций, в которых служит или к которым он принадлежит,
профсоюзов, партий и лиц, проживающих с ним. По мнению научных деятелей, список
заявителей был неоправданно широк. [1]
См. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и
опекунском праве, принятый ВЦИК 16 сентября 1918 г // http://www.libussr.ru
(дата обращения 21.04.2021).