Курсовая теория на тему Административно-правовой статус гражданина.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1.
Административно-правовой статус гражданина: понятие и основные элементы 6
1.1.
Правосубъектность — основополагающая
категория административного права 6
1.2. Юридические
гарантии административно-правового статуса граждан. 9
1.3. Понятие
административно-правового статуса гражданина Российской Федерации 13
2. Анализ
административно-правового статуса различных категорий граждан Российской
Федерации. 18
2.1.
Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в
Российской Федерации. 18
2.2.
Административно-правовой статус военнослужащего. 21
Заключение. 26
Список литературы. 30
Введение:
Актуальность
темы. За последнее десятилетие радикально преобразилась государственная и
общественная жизнь страны.
Административно-правовой
статус человека и гражданина представляет собой совокупность прав и
обязанностей, а также гарантий и ответственности граждан, урегулированных
административно-правовыми нормами.
Административно-правовой
статус человека и гражданина является частью правового статуса личности,
закрепленного в Конституции Российской Федерации, Всеобщей декларации прав
человека, Федеральном законе «О гражданстве», Федеральном законе «О правовом
положении иностранных граждан в РФ» и в иных нормативно-правовых актах.
Свое
юридическое оформление административно-правовой статус гражданина Российской
Федерации находит в нормативно-правовых актах, которые:
—
устанавливают круг прав, свобод и обязанностей гражданина;
—
регламентируют порядок их реализации в сфере государственного управления;
—
закрепляют способы и средства защиты и охраны, а также восстановления
нарушенных прав и свобод;
—
устанавливают административную ответственность гражданина, а также порядок ее
реализации.
Без
соответствующих административно-правовых норм, регулирующих отношения граждан с
органами исполнительной власти (их должностными лицами), установление,
закрепление, а, следовательно, и само существование административно-правового
статуса гражданина невозможно.
Целью
данной курсовой работы является изучение административно-правового статуса
граждан Российской Федерации.
Исходя
из заявленной цели были поставлены следующие задачи:
—
рассмотреть правосубъектность как
основополагающую категорию административного права
—
изучить юридические гарантии административно-правового статуса граждан
—
охарактеризовать понятие административно-правового статуса гражданина
Российской Федерации
—
выявить особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц
без гражданства в Российской Федерации
—
исследовать административно-правовой статус военнослужащего.
Объект и предмет исследования.
Объектом
данного исследования выступило административно-правовой статус гражданина в качестве правовой категории.
Предмет исследования составили
административно-правовые нормы российского законодательства, регулирующие возникновение,
изменение и прекращения административно-правового статуса гражданина.
Методология. Методологическое
основание данного исследования составил диалектико-материалистический метод
познания объективной действительности, благодаря чему предмет и объект
исследования рассмотрены в развитии, взаимосвязи, взаимообусловленности, с применением
категориального аппарата диалектики, в частности таких ее понятий, как «общее и
особенное», «явление и сущность», «содержание и форма», «целое и часть»,
«действительность и возможность» и др.
Формально-логический метод отразил
применение при написании данной работы законов логики и приемов выводного
знания (анализ, синтез, индукция, дедукция).
Нормативная база исследования –
общепризнанные принципы и нормы отечественного уголовного и административного
законодательства.
Структура
работы. Данная работа состоит из введения, в котором раскрывается актуальность
выбранной темы, ставятся цели и задачи, двух глав и четырех параграфов, в
которых раскрывается сущность рассматриваемого
в данной работе вопроса, заключения, в котором делаются выводы и списка
использованной литературы, который содержит перечень материалов, использованных
при написании данной курсовой работы.
Заключение:
В
заключение данной курсовой работы, на основании заявленной цели и поставленных
задач, сделаем краткие выводы.
Современное
административное право построено на общепризнанных принципах демократизма,
равенства всех перед законом, оно учитывает международные акты в области прав и
свобод человека и гражданина, создает все условия для их реализации и защиты.
Данные условия способствуют увеличению роли гражданина в системе
государственного управления, благодаря чему гражданин является ведущим
субъектом административного права.
Правовое
регулирование административно – правового статуса гражданина Российской
Федерации занимает достаточно значимую роль в административном праве, система
закрепления и гарантии прав и свобод гражданина, как одного из субъектов
административного права является передовым направлением в отечественном
законодательстве. Закрепление и гарантия прав и свобод граждан осуществляется
благодаря четкому распределению между государственными органами обязанностей и
полномочий, с помощью которых они реализуют и гарантируют права и свободы
граждан. Помимо этого законодатель предусмотрел ответственность государственных
органов и должностных лиц за нарушение или не исполнение своих обязанностей,
которые в дальнейшем привели к нарушению прав и свобод граждан. Для реализации
своих функций государственные органы или должностные лица используют систему
административных процедур, которые закрепляют порядок, сроки и полномочия по
реализации возложенных на них обязанностей.
Система
административных процедур может включать в себя конкретные действия,
направленные на фиксирование определенных действий по осуществлению властных
полномочий разрешительного, правонаделительного, правоудостоверительного или
регистрационного характера. Стоит отметить тот факт, что административные
процедуры большей своей частью направлена не на контроль физических или
юридических лиц, а на создание эффективной системы административного
управления, которая обеспечивает полную прозрачность в процессе государственного
управления.
Другая
важная особенность административных процедур заключается в их ограничении
властных полномочий государственных и муниципальных органов, а так же
должностных лиц в процессе делопроизводства, что позволяет не только
гарантировать права и свободы гражданина, но и защитить его от злоупотребления
властью.
Правовое
регулирование административно – правового статуса гражданина РФ
распространяется и на административную правосубъектность гражданина, которая
включает в себя административную правоспособность – возможность гражданина
иметь права и обязанности с момента появления на свет и до окончания жизни;
административную дееспособность – способность гражданина своими действиями
приобретать права и обязанности; административную деликтоспособность –
способность гражданина нести ответственность за совершенные правонарушения.
Нормы
административной правосубъектности закрепляется не только в административном
кодексе, но и в уголовном, гражданском кодексе, а так же в Конституции РФ.
Таким образом, законодатель закрепляет возрастные категории физических лиц,
состояние их здоровья, образования, их права и обязанности.
Нарушение
гражданином его обязанностей или прав других субъектов административного права
может привести к административной ответственности. Административная
ответственность занимает одно из ключевых мест в элементах административно –
правового статуса гражданина РФ. Законодательство об административной
ответственности включает в себя не только КоАП РФ, но и связанные с ним законы
субъектов РФ. Так государственные органы осуществляют надзор за совершаемыми
административными правонарушениями.
Административная
ответственность основывается на обязанности лица, совершившего административное
правонарушение нести ответственность за совершенное деяние. При этом при
осуществлении правосудия к виновному лицу могут быть применены меры
принудительного воздействия, регламентированные нормами закона.
Юридическая
ответственность за административное правонарушение непосредственно связана с
нарушением одного гражданина прав или свобод другого субъекта административного
права. Опасность административного правонарушения заключается в том, что оно
способно нарушить нормальное функционирование не только общества, но и в целом
государственной системы управления или подвергать риску конституционный строй
Российской Федерации. Не смотря на то, что 55 статья Конституции РФ закрепляет
принцип принятия законов, которые не направлены на ограничение прав и свобод
человека и гражданина, третья часть статьи устанавливает ограничение прав и
свобод человека и гражданина только в той мере, в которой это будет необходимо
для защиты конституционного строя, интересов других лиц. Именно по этому,
административные правонарушения находятся в системе правового регулирования
административно – правового статуса гражданина РФ.
Подводя
итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что правовое регулирование
административно – правового статуса гражданина Российской Федерации находится
не только в ведении государства, но и введении его субъектов, что позволяет
создать эффективную систему государственного управления, которая
распространяется на административно – правовой статус гражданина.
Административно
– правовой статус гражданина включает себя гражданство лица, которое
устанавливает связь государства с гражданином, а институт гражданства находится
под прямым контролем государства; административную правосубъектность; права и
обязанности гражданина, как субъекта административного права; административную
ответственность за совершенные правонарушения; юридические гарантии,
предоставляемые гражданину по вопросам его прав и свобод.
Фрагмент текста работы:
1. Административно-правовой статус гражданина: понятие и
основные элементы 1.1. Правосубъектность
— основополагающая категория административного права Необходимой
предпосылкой участия граждан в административно-правовых отношениях становится
наличие у субъекта права административной правосубъектности. Правосубъектность
как специфическое правоотношение предоставляет возможность конкретизировать
роль и место человека в социуме, внести публичность в его цели и виды
деятельности, определить содержание и структуру взаимодействия с органами
государственной власти и управления.
В
современный период в российской доктрине административноправового регулирования
отмечается повышенный интерес ученыхадминистративистов к вопросам
правосубъектности, к проблемам административно-правового положения граждан.
В
научном сообществе отсутствует единая концепция административной
правосубъектности. Различные правовые подходы к понятию «правосубъектность»
определили множество мнений. Большинством авторов административная
правосубъектность понимается как основанная на нормах административного права
способность гражданина быть участником административных правоотношений[1].
Например,
Ю.А. Бунеева рассматривает административную правосубъектность в узком и широком
понимании: в узкой трактовке — как форму реализации права, которая
характеризует гражданина как субъекта административного права; в широком
понимании — как способность гражданина быть субъектом административно-правовых
отношений [1] Тен, А.Л. Основы
административно-правового статуса гражданина Российской Федерации: монография /
А.Л. Тен. — Барнаул: Изд-во ААЭП, 2016. — С. 20.