Курсовая теория на тему Административно-правовое регулирование оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1 Теоретические основы
государственного регулирования рынка алкогольной продукции. 5
1.1.Особенности
государственного регулирования рынка алкогольной продукции 5
1.2.Методы государственного
регулирования рынка алкогольной продукции в Российской Федерации. 11
Глава 2 Анализ и направления
совершенствования деятельности в области в области регулирования рынка
алкогольной продукции. 17
2.1.Функции и организация
деятельности Управления потребительского рынка и ценовой политики Нижегородской области. 17
2.2.Анализ деятельности
Управления потребительского рынка и ценовой политики Нижегородской области в
области регулирования рынка алкогольной продукции 19
Заключение. 31
Библиографический список. 33
Введение:
Актуальность темы исследования обусловлена текущей ситуацией в
алкогольной отрасли, распространением нелегальных алкогольных напитков на
рынке, массовой зависимостью населения от употребления низкокачественного алкоголя
и низкими отчислениями в бюджет от одного из самых продаваемых товаров в
России. Несмотря на реформирование национальной системы регулирования рынка
спиртных напитков, проводимое в последнее время, сократить незаконный оборот
ликероводочной продукции не удалось. Решение вышеуказанной проблемы требует
всестороннего изучения административно-правовых механизмов регулирования алкогольной
промышленности, в частности совершенствования административно-правовых форм и
способов регулирования оборота алкогольной продукции. Алкогольный бизнес
является важной частью экономики всех стран, в том числе и России.
Потенциальная рентабельность производства алкогольной продукции определяет
важную роль этого источника дохода для бюджета. Незаконное распространение
алкогольной продукции неизбежно ведет к сокращению налогооблагаемого сектора.
Кроме того, алкоголизм среди российского населения приводит к национальным
экономическим потерям в виде снижения производительности труда, инвалидности,
затрат на лечение заболеваний, различных социальных пособий и затрат на борьбу
с преступностью. Таким образом, нелегальная деятельность на алкогольном рынке
представляет собой прямую угрозу не только национальной экономике, но и жизни и
здоровью населения России. Согласно стратегии национальной безопасности
Российской Федерации, алкоголизм является одной из основных угроз национальной
безопасности в области охраны здоровья граждан.
Поэтому отношения, складывающиеся в сфере оборота алкогольной продукции,
особенно важны.
Цель данной работы состоит в разработке направлений совершенствования
государственного регулирования рынка алкогольной продукции. Объект
исследования: Управление потребительского рынка и ценовой политики Нижегородской
области.
Предмет исследования: направления совершенствования государственного
регулирования рынка алкогольной продукции.
Задачи:
— провести
анализ особенностей государственного регулирования рынка алкогольной продукции;
— определить
основные методы государственного регулирования рынка алкогольной продукции в
Российской Федерации;
— провести
анализ государственного регулирования рынка алкогольной продукции в Нижегородской области;
— определить
основные направления совершенствования регулирования рынка алкогольной продукции.
Теоретическая и информационная база исследования: труды российских ученых
Васильевой Н. В., Губарева М. С., Дмитриева Ю. А., Зелинской М. В., Молчан А.
С., Радаева В. В., Бердышевой Е. С., Конрой Н. В., Котельниковой З. В.,
Васильевой З. А., Цыкалова А. Г., Паниной И. Ю. и др., учебники и
учебно-методические пособия; нормативно-правовые акты Российской Федерации, Нижегородской
области, публикации в периодических изданиях; материалы научно-практических
конференций; Интернет-ресурсы.
Методы исследования: общенаучные методы (теоретический анализ и
обобщение, синтез), эмпирические методы (экспертные оценки, интервьюирование
(полустандартизированное интервью), составление схем, процессной модели,
статистические методы.
Предложенные направления совершенствования деятельности органов власти в
области государственного регулирования алкогольного рынка могут быть
использованы в деятельности Управление потребительского рынка и ценовой
политики Нижегородской области.
Заключение:
Формирование эффективно работающей системы алкогольной отрасли является
значимым аспектом, как экономической, так и социальной политики. Поскольку
данная сфера дает значительные поступления в бюджет, а уровень потребления
алкоголя населением является важным показателем здоровья нации. Мы выделили
следующие методы государственного регулирования рынка крепкой алкогольной
продукции: методы регулирования через государственный сектор, административные
методы и косвенные (экономические методы).
Несмотря на противоречивость государственного регулирования рынка, как
показывает практика развитых стран мира, формирование системы регулирования,
учитывающей интересы и производителей и потребителей и государства в целом на
рынке алкогольной продукции возможно.
Управление потребительского рынка и ценовой политики Нижегородской
области является отраслевым исполнительным органом государственной власти Нижегородской
области.
В период за 2016-2019 годы были достигнуты значительные результаты в
сфере государственного регулирования алкогольного рынка. Увеличился объем
розничных продаж алкогольной продукции, снизился нелегальный оборот алкоголя,
на 100 000 человек уменьшилось число умерших в трудоспособном возрасте от
случайных отравлений алкоголем, выросли поступления доходов от уплаты акцизов в
бюджет субъекта Российской Федерации – только за 2019 год в бюджет поступило свыше
одного миллиарда рублей.
Повышение требований к условиям реализации алкогольной продукции,
установленных федеральным и областным законодательством, и принимаемые
ограничительные меры позволили обеспечить снижение реализации легальной
алкогольной продукции по сравнению с 2015 года на189,3%. Реализация учтенной
алкогольной продукции в пересчете на душу населения в абсолютном алкоголе за
2019 год составила 5,37 л, что выше среднероссийского показателя.
Проанализировав основные составляющие ситуации на алкогольном рынке
России в целом и Нижегородской области в частности, можно сделать вывод о том,
что рынок направлен на снижение потребления алкогольной продукции, а
государственное регулирование в данной сфере – на снижение масштабов
злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди
населения Российской Федерации. Предпринимаются значительные усилия по
повышению эффективности регулирования алкогольного рынка.
Если говорить об основных мерах, которые могут быть распространены на всю
отрасль и использоваться в качестве принципов работы рассматриваемого
Управления, то среди них можно выделить:
— либерализация
регуляторных мер и «отсутствие ухудшения» условий ведения бизнеса на
алкогольном рынке для добросовестного производства алкогольных напитков, винной
и пивной продукции (например, упрощенное получение лицензии на производство,
реализацию и хранение алкогольной продукции; недопущение отзыва лицензии без
права на ошибку; недопущение «вымывания» лицензированных торговых точек);
— на
рынке алкогольной и спиртосодержащей продукции необходимо совершенствование
системы контроля качества и безопасности продукции;
— повышение
информированности граждан путем проведения разъяснительной работы в отношении
выбора качественной алкогольной продукции в средствах массовой информации (как
выбрать высококачественный и безопасный алкоголь, как проверить качество, как
отличить подделку);
— увеличение
штрафных санкций за незаконную продажу алкоголя;
— стимулирование
оборота безалкогольной продукции и продукции с низким содержанием доли
этилового спирта.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические основы государственного
регулирования рынка алкогольной продукции 1.1.Особенности государственного регулирования рынка алкогольной
продукции Функционирование российского рынка алкогольной и спиртосодержащей
продукции направлено на многократное выполнение финансовых функций, где акцизы
дополняют бюджет. Обеспечение эффективной работы производственно-промышленных
предприятий включает коррекцию потребления алкогольной продукции с целью
снижения риска алкоголизма у национального населения.
Большое количество компаний работают на рынке алкогольной и
спиртосодержащей продукции в России. Кроме того, что касается изменений во
внешней среде, этот конкретный рынок, как и другие рынки, вероятно, нуждается в
постоянном мониторинге, чтобы предпринимать какие-то политические и
экономические действия, а также использовать правильные экономические и маркетинговые
стратегии участниками корпоративного рынка.[1]
Необходимость вмешательства государства в процесс регулирования на этом
рынке обеспечивает экономическую потребность в здоровых гражданах
трудоспособного возраста, сохраняет население посредством репродуктивных
процессов, снижает уровень смертности, а также сохраняет и институты семьи,
детства, гарантированное снижение доли лиц страдающих алкоголизмом и
находящихся в зоне риска.
Сегодня алкоголь является одной из основных причин смерти мужчин трудоспособного
возраста.
Очевидно, что «качество» общества является одним из показателей, который
определяет уровень развития во всех странах, и является показателем заботы для
граждан страны со стороны государства.
В то же время миссия государства заключается в создании экономического
пространства, в котором каждый, кто занимается экономической деятельностью,
может четко представить руководящие принципы развития. Потому что миссия
бизнеса зарабатывать деньги. Таким образом, действия правительства, наносящие ущерб
интересам собственника, могут замедлить поток инвестиций в отрасль.
Согласно советскому опыту с торговлей алкоголем в стране, внезапные
изменения ставят неподготовленные компании и население перед свершившимся
фактом, а не выбором.
Перед государством вновь стоит сложная и стратегически важная задача по
сдерживанию роста потребления алкоголя и снижению негативных последствий,
связанных с его употреблением. Для исследователей приоритетной задачей является
дальнейшее развитие правовой базы, совершенствование институциональной базы и
балансирование отношений между субъектом спроса и предложения.
Согласно мировому опыту, более 40 стран используют метод лицензирования
для ограничения производства и продажи алкоголя. Государственная монополия
(частично или полностью) может быть расширена на производство спиртных
напитков, оптовые и розничные продажи.[2]
Очевидно, что эффективность государства зависит не от объема
контролируемой им собственности, а от действенности правовых норм, четкости
работы административных механизмов, настроенных на соблюдение интересов
общества.В России данный рынок регулируется Федеральным законом № 171ФЗ,
принятым 22 ноября 1995 г. с последующими изменениями, действие которого
направлено на защиту экономических интересов государства, обеспечение нужд
производителей этилового спирта, потребителей алкогольной и спиртосодержащей
продукции, рост ее качества и обеспечение контроля за соблюдением законности.
Для реализации положений данного нормативного акта от государства
требуется, в том числе, гибкая налоговая и ценовая политика.
Можно согласиться, что "цены являются одним из инструментов
реализации сбалансированности, т. е. должны быть "встроены" в
стратегию социально-экономического развития страны на ближайшую и более
отдаленную перспективу. Это остается главным принципом государственной политики
цен". В частности, в декабре 2018 г. правительство запретило продавать
любые спиртосодержащие жидкости дешевле алкоголя. Большое значение имело
внедрение в 2016 г. Единой государственной информационной системы учета объема
производства и оборота этилового спирта (ЕГАИС).[3]
Цены являются важным фактором, влияющим на потребление алкоголя и
спиртосодержащих продуктов, поэтому введение минимальных цен на водку, коньяк и
бренди и постоянное увеличение уровня потребления этих продуктов должно быть
связано с важными мерами, направленными на снижение спроса. Основные
производители стремятся реализовать любую возможность получения прибыли,
которая может быть получена, когда доля в прибыли увеличивается в зависимости
от цены продажи и усиливает конкурентное преимущество на рынке.
Тем не менее, предприятия проводят более тщательный анализ рынка, включая
понимание полезных свойств продуктов, изменений в уровнях доходов и структуры
потребительских расходов, привычек, качественных изменений в торговой практике
и психологических аспектов, инструментов государственного экономического управления,
в то время как социальный контроль значительно возрастает.
Потребители хотят максимизировать возможную эффективность покупки, ориентируясь
на оптимальное соотношение между стоимостью покупки и стоимостью использования
продукта. Увеличение ставки налога на потребление напрямую влияет на цену
продажи алкоголя, поэтому он предлагается по доступной цене. Однако потребности каждого человека определяются влиянием
широкого спектра факторов, а культурные и социально-психологические факторы,
влияющие на поведение потребителей, более стабильны, чем экономические факторы.
Необходимость формирования под воздействием социально-экономических
факторов приобретает социальный характер. Индикаторы социальной зрелости с
растущим социальным интересом к социальным проблемам, ориентация на здоровый
образ жизни и конструктивное поведение, исключая алкоголь становятся
приоритетными в современном обществе[4].
Для кардинальных изменений, направленных на оценку ценности алкоголя и
объяснение иррациональности поведения потребителей, выявление реального
потенциала потребителя изменить свое отношение к алкоголю, необходимо работать
с ними постоянно и изменять сложившиеся отношения.
Поскольку существует значительный временной разрыв между потреблением
алкогольных напитков и вытекающими отсюда негативными последствиями
(ухудшением), необходимо описать иррациональное поведение потребителя, создать
определенные препятствия и запреты для государства и общества, чтобы защитить
его от иррационального поведения потребителя.
Наличие такого временного разрыва не позволяет потребителям сделать
соответствующие выводы о нерациональном поведении. Это особенно важно в
«молодежном» сегменте потребителей. Молодые люди постоянно ищут новые ценности,
и их отношения со сверстниками важнее, чем прочие социальные факторы. Поэтому
важно не только поднять возрастную планку, разрешающую розничную продажу
алкогольной продукции, содержащей более 16,5% этилового спирта, с 18 до 21
года, но и повлиять на мотивацию приобретения подобных продуктов, изменив ее в
нужном направлении (рис.1). Министерство здравоохранения РФ разработало раздел
национального проекта "Демография", который назван "Формирование
системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и
отказ от вредных привычек".[5]
Населению России должна быть обеспечена возможность потреблять
продовольствие такого качества и в таких объемах,
которые нужны для поддержания
здорового образа жизни. Совершенно очевидно, что такая работа является
необходимой, кроме того, спиртные напитки по данным ВОЗ являются одной из трех
прямых или косвенных причин, увеличивающих смертность населения. Рисунок 1 – Методы борьбы с вредным употреблением алкоголя.
Прогнозируется, что принятые
меры позволят снизить
потребление алкоголя к 2024 г. на 10%[6].
На решение проблемы должны быть направлены современные технологии социального
маркетинга, использующие базовые принципы маркетинговой деятельности для
воздействия на поведение целевой аудитории, чтобы принести пользу не только
отдельному индивидууму, но и всему обществу. Именно общество должно
целенаправленно регулировать назревшие изменения, используя методы убеждения,
стимулирования и т. п., которые составляют инструментарий социального
маркетинга.
Концепция социального маркетинга, возникшая в результате развития теории
маркетинга, ориентирована, с одной стороны, на способность решать различные
социальные проблемы, возникающие в обществе, активно влиять на различные
социальные процессы, а с другой стороны способность маркетинга
приспосабливаться к требованиям общества.
Социальная реклама должна информировать население о социальных проблемах,
имеющихся в обществе, привлекать к ним повышенное внимание.
Социальная реклама должна формировать ценностные ориентиры, мировоззрение
личности, ее цель состоит, том числе, в обеспечении интересов государства.
Важно, чтобы реклама объясняла причины возникших проблем, пропагандировала
социальные ценности, значимые для общества. Затраты государства на социальную
рекламу экономически оправданны, так как формируемая приверженность к здоровому
образу жизни, коррекция устоявшихся традиций питания снижают затраты на
различные социальные выплаты (пособий по инвалидности, по потере кормильца и т.
п.)
Значительный демонстрационный эффект имеет пропаганда здорового образа
жизни и вреда алкоголя медийными личностями: популярными актерами, музыкантами,
телеведущими и др. Причем большое значение имеет влияние социальной рекламы не
только на "сомневающихся" потребителей, но и на
"свободных", не являющихся потребителями крепкого алкоголя.[7]
Не менее значимым представляется такой фактор, как регулирование
государством физической доступности и изъятие алкогольной продукции из визуального
ряда.
Запрет на размещение и продажу алкогольной продукции в мелкой фасовке в
кассовой зоне, удаление алкогольной продукции из витрин магазинов, торговля
алкоголем только в специализированных отделах магазинов или исключительно в
специализированных магазинах все эти меры способны повлиять на спрос,
подчеркнув различие между необходимыми продуктами питания и спиртными
напитками.
Принятие государством соответствующих нормативных актов потребует от
предприятий розничной торговли совершенствования методов управления продажами,
а также дополнительных затрат, но это важный шаг в борьбе за здоровый образ жизни.
Учитывая, что рынок алкогольной продукции включает такие сегменты, как
рынок сырья, рынок крепких спиртных напитков, рынок слабоалкогольной продукции,
государству необходимо создать экономические условия для переориентации
производителей крепкого алкоголя на выпуск слабоалкогольной продукции, что
представляется актуальным в долгосрочной перспективе для устойчивой работы
предприятий данной отрасли. Значительный потенциал имеет усиление работы с
известными российскими брендами крепкого алкоголя для продвижения их на внешний
рынок. [1] Васильева
Н. В. Государственное регулирование региональных рынков: учебное пособие.
Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского гос. экономического унта, 2019.
162 с. [2] Забугина
А.А., Горский А.А. Государственное регулирование рынка алкогольной продукции//В
сборнике: Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной
самореализации. Социальный инженер-2017 сборник материалов Всероссийской
конференция молодых исследователей. 2017. С. 105. [3] Михалева
О.М., Гришачев Е.С. Государственное регулирование рынка алкогольной
продукции//Экономика и предпринимательство. 2017. № 2-1 (79). С. 1063. [4] Колокольцев
В.В. Проблемы государственного регулирования рынка алкогольной продукции//В
сборнике: Государство и бизнес в условиях глобализации и цифровой
трансформации. Сборник статей студентов бакалавриата и магистратуры. Под
редакцией И.В. Федосеева, Н.В. Васильевой. Санкт-Петербург, 2019. С. 73. [5] Васильева
Н. В. Государственное регулирование региональных рынков: учебное пособие.
Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского гос. экономического ун-та, 2019.
162 с. [6] Русакова
А.А., Шуруха Е.С., Гудкова О.В. Антимонопольное регулирование рынка алкогольной
продукции//В сборнике: Современная антимонопольная политика России:
правоприменительная практика в Брянской области. 2019. С. 158. [7] Елманова
М.В. Лицензирование алкогольной продукции как мера борьбы с теневым рынком//В
сборнике: Российская наука в современном мире сборник статей XX международной
научно-практической конференции. 2019. С. 70-71.