Курсовая теория на тему Административное право как самостоятельная отрасль в правовой системе РФ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава
1. Общая характеристика института административного права как самостоятельной
отрасли права
1.1.
Понятие, принципы, функции отрасли административного права
1.2.
Предмет и метод отрасли административного права
1.3. Субъекты
административного права
Глава
2. Место и роль административного права в правовой системе РФ
2.1.
Административное право в системе российского права
2.2.
Взаимодействие административного права с другими отраслями права
Список
использованных источников
Введение:
Актуальность темы. Административное право является одной из
важнейших отраслей государственной правовой системы, и при этом служит правовой
основой для построения и функционирования исполнительной власти. Эта отрасль
публичного права обеспечивает права и обязанности граждан и юридических лиц в
отношениях с представителями исполнительной власти, органов местного
самоуправления, с администрацией предприятий, организаций и учреждений,
определяет систему, структуру, полномочия, принципы, методы и формы
деятельности исполнительных органов государственной власти и их должностных
лиц. Административное законодательство фактически опосредует работу всего
государственного аппарата в настоящее время по своему объему и масштабам значительно
превосходит законодательство любой другой отрасли права.
Отметим, что в системе права административное право является
основной, ключевой отраслью наряду с конституционным, гражданским и уголовным
правом. Он формирует основу правового регулирования различных общественных
отношений, которые ежедневно возникают в различных сферах общественной и
государственной жизни. Исторические источники этой правовой ветви коренятся в
истоках правовых принципов, возникших в древние времена, которые призваны
влиять на жизнь общества во всем его многообразии организованным образом.
Современное российское административное право регулирует
отношения, возникающие в процессе государственного управления в различных сферах
— экономической, социокультурной и административно-политической. Нормы
административного права регулируют общественные отношения, в которых
обязательным участником являются органы, осуществляющие государственное управление
как на федеральном, так и на региональном уровнях.
В соответствии с конституционным принципом разделения
властей органы исполнительной власти являются самостоятельными в структуре механизма
государства. Их деятельность — управленческая, исполнительная и внесудебная.
Орган исполнительной власти в системе разделения властей призван обеспечить
реализацию законодательных актов и их исполнение гражданами и организациями.
Административно-правовые нормы относятся к жизни каждого человека, поскольку
направлены на охрану и защиту его прав и свобод, обеспечение благоприятных
условий жизни.
Объект работы – общественные отношения, регулируемые
административным правом.
Предмет работы – нормы административного законодательства,
научная и учебная литература по вопросам, рассматриваемым в настоящем
исследовании.
Цель работы – охарактеризовать административное право, как
самостоятельную отрасль в правовой системе РФ.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие
задачи:
1. Рассмотреть понятие, принципы, функции отрасли
административного права.
2. Изучить предмет и метод отрасли административного права.
3. Исследовать субъекты административного права.
4. Охарактеризовать административное право в системе
российского права.
5. Определить взаимодействие административного права с
другими отраслями права.
Теоретическую основу работы составили труды и научные
публикации таких авторов, как: Бузакова Я.А., Волков А.М., Гондил В.В., Жеребцов
А.Н., Запорожец М.П., Круглова Н.Н., Мамычев А.Ю., Осинцев Д.В., Попов Л.Л., Смоленский
М.Б., Шерыхалин Р.Р. и др.
Нормативную основу работы составили: Конституция Российской
Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный
закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции».
Методологическая
база работы – общенаучные методы исследования, а также специальные, такие как:
метод комплексного юридического анализа, системный метод,
формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
Структурно настоящая работа состоит из введения, двух глав,
объединяющих пять параграфов, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
Таким образом, поставленные перед курсовой работой задачи были
достигнуты, а именно:
1. Рассмотрены понятие, принципы, функции отрасли административного
права.
Административное право представляет собой одну из основных
публичных отраслей права и предназначено для регулирования управленческих
решений в сфере деятельности органов исполнительной власти (государственного и
местного самоуправления).
Функцией административного права является регулирование
общественных отношений в государственном управлении. Субъектом
административного права является совокупность общественных отношений,
складывающихся в процессе организации и деятельности органов исполнительной
власти.
Многочисленные акты, которые регламентируют вопросы
административного права, содержат в себе множество различных принципов, в том
числе общеправовые, свойственные всем отраслям права, межотраслевые, которые
характерны для группы отраслей, которые имеют направленность публично –
правового характера, а также принципы, которые подчеркивают индивидуальность
административного права как отрасли.
2. Изучены предмет и метод отрасли административного права.
Предмет административного права – совокупность общественных
отношений, складывающихся в области государственного управления, в рамках
которых уполномоченные субъекты в пределах собственной компетенции управляют
организационно-распорядительными, социально-культурными и
административно-политическими процессами государства и общества.
Метод административного права — это приемы и способы
достижения определенных результатов в практической деятельности органов
государственного управления. Основным из них является метод власти — подчинения
в его собственном значении (или метод прямого распорядительства), при котором
отношения в рамках административного права строятся на подчинении одного участника
другому, например в применении мер административной и дисциплинарной
ответственности, во многих управленческо-хозяйственных отношениях.
3. Исследованы субъекты административного права.
Субъект административного права – это лицо, которое является
потенциальным участником административного правоотношения, отвечающее особым
признакам, закрепленным в нормах административного права, обусловливающим
возможность приобретать и реализовывать права и обязанности на основании таких
норм.
4. Охарактеризовано административное право в системе
российского права.
Административное право как отрасль права представляет собой
совокупность норм, правил поведения, которые устанавливаются и утверждаются
государством, государственными органами и специально уполномоченными органами,
обеспечиваются мерами государственного принуждения с целью регулирования
управленческих отношений, возникающих на местах. деятельности органов
исполнительной власти, государственного управления, а также в деятельности
неправительственных организаций, уполномоченных выполнять управленческие
функции.
5. Определено взаимодействие административного права с
другими отраслями права.
Административное право тесно связано со смежными отраслями
права. Административное право помогает определить способы и пределы вмешательства
государства в общественную жизнь, ограничивающие интересы частные и
обеспечивающие интересы общие публичные.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Общая характеристика института административного
права как самостоятельной отрасли права
1.1. Понятие, принципы, функции отрасли
административного права
Административное право как отрасль российского права
представлено системой юридических норм, предназначенных для регулирования и
контроля отношений в обществе, которые проявляются в процессе реализации задач
и функций государственных органов власти, местного самоуправления.
Также эта отрасль права регулирует отношения внутриорганизационного
характера, которые возникают в организациях, на предприятиях и в учреждениях.
Административное право как отрасль российского права
обладает следующими отличительными признаками:
— основополагающая отрасль публичного права;
— формирование с помощью совокупности юридических норм;
— наличие обособленного предмета правового регулирования в
качестве управленческих отношений, проявляющихся в области государственного
управления и в прочих сферах;
— наличие собственного метода правового регулирования;
— внутренняя согласованность, включает определенные
элементы;
— внешнее выражение, закрепление в определенных формах,
представляющих собой источники[1].
Критериями (основанием) деления права на отрасли является
предмет, метод, обособленная нормативная база.
Административное право, имеющее долгую историю своего
становления и развития и традиционно выделяющееся в качестве самостоятельной
отрасли права в отечественной правовой системе, не является исключением и может
одновременно рассматриваться как наука и отрасль права.
Итак, административное право как наука, будучи
самостоятельной областью юридической науки, можно определить следующим образом:
Административное право представляет собой совокупность
доминирующих в государстве идей, представлений административного содержания в
отношении нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области
государственного управления, взглядов на социальную обусловленность соответствующей
администрации, ее тенденций и моделей, необходимости реформирования
определенных Области административного права, а также научные обоснованные
суждения о принципах, истории и перспективах развития административного права.
В свою очередь административное право как отрасль права в
современной юридической науке обычно определяется следующим образом:
Административное право является одной из ключевых отраслей
современного отечественного права, нормы которого, руководствуясь целью
обеспечения выполнения задач и реализации государственных функций, направлены
на регулирование общественных отношений управленческого характера, возникающих
в связи с организация и функционирование органов исполнительной власти, а также
в сфере внутриорганизационной и административно-юрисдикционной деятельности
различных органов государственной власти и их должностных лиц.
Под принципами административного права понимаются основные
идеи, требования, положения, выражающие его сущность и определяющие содержание
административного права.
Административное право, как и другие отрасли права, имеет
как совокупность общих принципов, специфичных для права в целом, так и свои
собственные особые принципы, придающие уникальность административному праву.
Принципы — это фундаментальные принципы отрасли,
своеобразная квинтэссенция ее норм.
Ранее указанное положение подтверждается тем фактом, что в
тех основных отраслях права, которые имеют законодательную основу в виде
кодексов, законодатель ставит основополагающие принципы в самом начале этих
актов, как будто подчеркивая, что эти положения являются отличительный признак
конкретной отрасли.
Административное право, в отличие от других отраслей, таких
как налоговое или семейное право, не имеет специального единого перечня
принципов этой отрасли. Основные принципы административного права содержит
Кодекс об административных правонарушениях. Он подчеркивает такие принципы, как
равенство перед законом, презумпция невиновности, обеспечение верховенства
закона при применении мер административного принуждения в связи с совершением
административного правонарушения[2].
Многочисленные акты, регулирующие вопросы административного права,
содержат множество различных принципов, в том числе общеправовые, присущие всем
отраслям права, межотраслевые, которые характерны для группы отраслей, имеющих
публично-правовую направленность, а также принципы, подчеркивающие индивидуальность
Административное право как отрасль.
[1]
Кудряков В.Г., Чубатова А.В. Административное право как наука: основные тенденции
развития в научных школах административного права // В сборнике: Современный научный
поиск: социально-гуманитарные аспекты: сборник научных трудов.
Научно-исследовательский центр «АнтроВита». Западный, 2018. С. 213-221.
[2]
Гайдарева И.Н., Уджуху А.А. Административное право России от полицейского права
до отрасли российского права // В сборнике: Фундаментальная наука и технологии
— перспективные разработки материалы XVII международной научно-практической
конференции. 2018. С. 122-126.