Курсовая теория на тему Адаптация ребенка к школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ 5
1.1. Понятие и особенности адаптации детей к школе 5
1.2. Педагогические условия сопровождения адаптации ребенка к школе 11
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ 18
2.1. Организация, этапы и методики исследования 18
2.2. Анализ результатов исследования 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Приложения 35
Введение:
Актуальность темы. В центре внимания педагогов, педагогов-психологов, педиатров уже продолжительное время находится проблема адаптации детей к школьному обучению. Эта проблема не теряет своей актуальности, так как, несмотря на значительное количество современных исследований и рекомендаций о том, как подготовить ребенка дошкольного возраста к поступлению в школу, однако, они носят разрозненный характер.
На начальном этапе систематического обучения в школе ребенок меняет условия жизни, свою деятельность, обязанности. В процессе получения начального образования он совершает чрезвычайно важные шаги в своем дальнейшем социальном развитии. Начало школьного обучения является значимым и трудным периодом в жизни первоклассника.
Жизнь в обществе требует от ребенка подчинения собственных интересов интересам всего общества. Частое явление расстройства у ребенка общей способности к психологической адаптации в связи с какими — либо патологическими факторами подрывает его знания о мире и себе в частности, в связи с этим ему требуется помощь в приобщении к условиям школы и школьного коллектива, то есть помощь в осознании себя в новом для него окружении и создании прочных, доверительных взаимоотношений в нем.
В современной образовательной системе проблема адаптации детей к школе является одной из наиболее важных проблем образования, актуальной для педагогов и родителей. От решения проблемы успешной адаптации зависит не только результативность обучения, мотивационная направленность обучающихся, сформированность системы взаимоотношений с педагогами и сверстниками, но и, в целом, показатели психического, личностного, социального развития. Начало обучения в школе создает определенную стрессовую ситуацию, так как в жизни ребенка, и семьи в частности, происходят кардинальные изменения, вследствие перестройки системы взаимоотношений ребенка младшего школьного возраста со взрослыми и сверстниками, смены ведущей деятельности (с игровой на учебную), предъявления школьнику новой системы учебных требований, правил и норм поведения, стремительного развития внутреннего мира ребенка, а значит, и изменения социальной ситуации развития в целом.
Объект исследования – процесс адаптации ребенка к школе.
Предмет исследования адаптация ребенка к школе.
Целью исследования явилось рассмотрение адаптации ребенка к школе.
В соответствии с целью, решались следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и особенности адаптации детей к школе,
2. Определить педагогические условия сопровождения адаптации ребенка к школе,
3. Проанализировать педагогическую адаптацию детей к школе,
4. Оценить педагогическое сопровождение адаптации детей к школе.
Рассмотрением проблем адаптации ребенка к школе, занимались многие ученые, такие как: Божович Л. И., Венгер Л. А., Рубинштейн С. Л., Ушинский К. Д. и др..
В работе использовались методы теоретического исследования литературных источников по указанной проблематике (анализ, синтез, индукция, дедукция, а также обобщение, конкретизация и т.д.), метод эксперимента.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Заключение:
Таким образом, из всего вышесказанного, необходимо заключить, что школьная адаптация — это адаптация ребенка к основной образовательной программе (классу), нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе. В процессе школьной адаптации ребенок включается в систему отношений класса, к его традициями, стандартами жизни, ценностными ориентациями.
Основными показателями успешной адаптации ребенка к школе являются позитивное отношение ребенка к школе, принятие школьных норм и правил, формирование учебной мотивации, хорошее эмоциональное благополучие ребенка и формирование адекватного поведения.
Адаптация детей к школе во многом определяется уровнем психолого-педагогической деятельности.
Целью психолого-педагогической деятельности является создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьная система отношений).
Анализ школьной мотивации привел к выводу, что большинство детей (17 человек) положительно относятся к школе. В ходе исследования были выявлены дети с низкой школьной мотивацией — 1 школьник и негативным отношением к школе, дезадаптация в школе — 2 детей. Общий эмоциональный фон детей положительный. Большинство детей не перегружены работой, у них позитивное отношение к школе.
Трудности в установлении отношений между первоклассниками также отрицательно сказались на их учебе. Некоторое количество конфликтов возникло непосредственно в процессе уроков, из-за чего концентрация внимания учеников на познавательной деятельности снизилась.
В связи с этим был разработан комплекс мер по содействию адаптации первоклассников к школе. Целью комплекса мер было содействие формированию дружеских отношений в классе, развитие уверенности в себе и их образовательных способностей, обеспечение чувства психологической безопасности, предотвращение неблагоприятных факторов, влияющих на психическое здоровье детей через проведение комплекса мероприятий. Комплекс мероприятий включал 10 занятий.
По результатам диагностики мы пришли к выводу, что комплекс реализованных мероприятий эффективен.
Увеличилось количество детей с высоким уровнем школьной мотивации, дети заинтересовались процессом получения знаний, большинство учащихся изменили свое негативное отношение к школе. Родители отмечают, что дети с удовольствием ходят в школу, адаптированы к новому распорядку дня и адаптированы к нему.
Фрагмент текста работы:
ШКОЛЕ
1.1. Понятие и особенности адаптации детей к школе
Младший школьный возраст соответствует периоду обучения в начальной школе. Границы младшего школьного возраста от 6–7 до 10–11 лет. Одной из главных особенностей данного возраста является кризис 7 лет, когда у обучающихся сочетаются черты дошкольного детства и особенности школьника.
С первых дней учебы школа ставит перед детьми младшего школьного возраста задачи, требующие психологического и физического настроя.
Первый год обучения в школе самый важный и непростой процесс для учащихся. Кроме этого, у младших школьников меняется ведущая деятельность с игровой на учебную, которую они не готовы выполнять, так как у них потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, а в школе необходима школьная мотивация, а для этого важно, чтобы успешно прошла адаптация. Период адаптации может длиться от двух недель до полгода и зависит от нескольких факторов.
В исследовании данной проблемы существует несколько точек зрения.
С философской точки зрения, под термином «адаптация» понимается приспособление, что означает изменение живого существа под воздействием внешней среды и результат этого изменения .
В социологии приспособление – это способность и стремление человека «принимать участие» в том, что делают другие, и подражать их движениям, жестам, мимике, манерам и поведению .
Таким образом, школьная адаптация – это приспособление младших школьников к первичному учебному коллективу (классу), нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе.
Одной из задач обучения является то, чтобы на протяжении первых лет учебы создать определенные условия, которые необходимы для адаптации и научить учащихся осознанно управлять своим поведением. Как отмечает Л. И. Божович, целесообразно формировать у детей младшего школьного возраста положительное отношение к новому статусу «ученик» и добиваться сохранения этого отношения на протяжении всего младшего школьного возраста; развивать познавательные интересы, качества личности, ответственность, которые составляют необходимое условие для успешной адаптации .
Психолог С. Л. Рубинштейн обращал внимание на то, что поступление в школу и начало школьного обучения, с одной стороны, сильно расширяет умственные горизонты, порождает новые интересы, дает новое содержание и направление эмоциональной жизни ребенка; с другой стороны, с вхождением в школу изменяются и его отношения ребенка с окружающими .
В исследованиях А. Л. Венгера характеризуются три уровня адаптации к школьному обучению: высокий, средний и низкий.
Каждый уровень предполагает определенную степень развития следующих содержательных характеристик: общего отношения к школе, интереса к учебной деятельности, особенностей поведения, статусного положения в классе.
На высоком уровне адаптации, с точки зрения А. Л. Венгера, первоклассник положительно относится к школе, адекватно воспринимает требования; учебный материал усваивается им легко, глубоко и плотно; ребенок решает сложные проблемы; прилежный, внимательно слушает учителя; выполняет инструкции без лишнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной работе; готовиться ко всем урокам.
На среднем уровне адаптации ученики также положительно относятся к школе; его посещаемость не вызывает у них негативных чувств; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и четко; осваивает основное содержание учебных программ; самостоятельно решает типичные проблемы; сосредоточен только тогда, когда он занят чем-то интересным для него; добросовестно выполняет задания; дружит со многими одноклассниками.
Ученик с низким уровнем адаптации имеет негативное или безразличное отношение к школе и часто жалуется на плохое здоровье. Доминирует подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины, материал, объясняемый учителем, усваивается фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена. При выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; нерегулярно готовясь к урокам, ему нужен постоянный контроль, систематические напоминания и подсказки учителя и родителей. Младший ученик остается здоровым и внимательным только с длительными паузами для отдыха; у него нет близких друзей; только часть его одноклассников знает по имени и фамилии.
Как и в любом процессе в адаптации можно выделить два вида: физиологическую и социально-психологическую. Особенностью данных видов является то, что каждый вид имеет ряд периодов, характеризующихся особыми свойствами. Эти виды взаимосвязаны и влияют на весь процесс адаптации
Первый период физиологической адаптации длится 2–3 недели. Этот период называют «физиологической бурей». У детей младшего школьного возраста проявляется высокое напряжение в начале учебного года, которое можно минимизировать, применяя игры-драматизации на уроках литературного чтения.