Курсовая теория на тему Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Проблемы адаптации детей к условиям ДОУ: теоретико-педагогический анализ 4
1.1. Характеристика понятия «адаптация» и факторы, на нее влияющие 4
1.2. Степени и показатели адаптации 8
2. Особенности поведения детей, воспитателей и родителей в период адаптации 14
2.1. Условия, обеспечивающие правильную адаптацию детей дошкольного возраста к условиям ДОУ 14
2.2. Работа воспитателя по адаптации детей в ДОУ 15
2.3. Взаимодействие воспитателей и родителей детей дошкольного возраста 17
2.4. Памятка родителям, которые отдают ребенка в дошкольное учреждение 21
Заключение 23
Список использованной литературы 24
Введение:
Главной целью дошкольного образования является создание благоприятных условий для личностного становления и творческой самореализации каждого ребенка, формирования его жизненной компетентности, развития его ценностного отношения к людям, самому себе, природе, культуре, миру, сохранения его физического и психического здоровья.
В современном дошкольном образовании сложилось большое количество положительных тенденций:
• создается вариативность педагогических подходов к воспитанию и обучению дошкольников;
• открываются различные типы учреждений дошкольного образования, работающих по авторским программам;
• широко используется зарубежный опыт;
• у родителей есть возможность самостоятельно выбирать систему, по которой они желают обучать и воспитывать детей [5].
Однако, теория и практика дошкольного образования столкнулась с проблемой эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста. В особой ситуации риска находятся дети раннего возраста: именно им необходимо быстро адаптироваться к новым сложным условиям учреждения дошкольного образования, при физически незрелом организме. Причинами эмоционального неблагополучия у таких детей может быть неправильное построение режима дня ребенка, отсутствие необходимых условий для игры, неправильные воспитательные приемы, неспособности самим справиться с учебной нагрузкой, неприятие детским коллективом [4].
Заключение:
Когда лучше отдавать ребенка в детский сад?
Ответ на этот вечный вопрос кроется не в возрасте. Готовность к садику — понятие многоплановое, а не просто набор лет, навыков и умений. Для успешной адаптации ребенок должен достичь определенной стадии развития: физического, умственного и социального. Большинство детей поступают в детский сад или ясли в возрасте от 1,5 до З лет. Однако, по некоторым причинам бывает, что ребенок начинает посещать садик в возрасте 5-5,5 лет. В любом возрасте — это резкое изменение привычного образа жизни, начало нового периода. Далеко не все дети легко воспринимают эту смену. Даже для самых спокойных, уравновешенных, здоровых детей период адаптации к новым условиям вызывает значительные трудности, не говоря уже о более слабых и неприспособленных детей. Если период адаптации затянулся – обращайтесь к практическому психологу детского сада [8].
Успешное окончание адаптационного процесса ребенка в условиях учреждения дошкольного образования характеризуется: спокойным, бодрым, веселым настроением ребенка в момент расставания и встреч с родителями; уравновешенным настроением в течение дня, адекватным отношением к предложениям взрослых, общение с ними по собственной инициативе; умением общаться со сверстниками, не конфликтовать; желанием кушать самостоятельно; спокойным дневным сном в группе до назначенного времени; спокойным ночным сном, без просыпание до утра . А показателем хорошего и налаженного сотрудничества воспитателя и родителей можно считать: степень соучастия родителей в жизни группы, позитивный тон взаимоотношений родителей и воспитателей, желание посещать дошкольное учреждение [10].
Фрагмент текста работы:
Интерес к проблеме адаптации ребенка к учреждению дошкольного образования все больше возрастает, поскольку трудности адаптационного периода приводят к долговременным нарушениям эмоционального состояния дошкольников. Приход к ДОУ связан для ребенка с сильными стрессовыми переживаниями, которые необходимо смягчить общими усилиями семьи и педагогов.
Условия учреждения дошкольного образования являются специфическими. Одной из его особенности является длительное совместное пребывание достаточно большого количества сверстников, которое приводит к более быстрой утомляемости детей, чем в семейных условиях. Другая же особенность дошкольного учреждения – определенные педагогические стандарты в воспитании детей, которые полностью не раскрывают индивидуальность ребенка, что может при неправильном воспитании привести к отрицательным проявлениям в поведении ребенка. Своевременность создания условий, правильная организация жизнедеятельности и воспитания – залог полноценного развития здорового от рождения ребенка [7].
1.1. Характеристика понятия «адаптация» и факторы, на нее влияющие
Адаптация (лат. «приспособление») – процесс привыкание организма, что происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом. Адаптация – активное усвоение принятых в обществе норм и овладение соответствующими формами общения и деятельности.
Адаптация – это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Человек, кроме приспособления своего организма к климату определенного географического среды (что определяется термином «биологическая адаптация»), наделенный способностью приспосабливаться и к социальным условиям. У нее существует специальная функциональная система адаптационных механизмов, которые выполняют все реакции приспособления.
Адаптация – это приспособление организма к новой ситуации, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями. Адаптация включает в себя широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от семейных отношений, от условий пребывания в ДОУ. Для того, чтобы ребенок дошкольного возраста адаптировался к требованиям дошкольного учреждения, необходимы некоторые внутренние условия и соответствующие внешние воздействия [3].
Поступление в дошкольное учреждение – сложный период в жизни дошкольника, своеобразный экзамен для психики и здоровья. Смена социальных отношений представляет для ребенка значительные трудности: многие дети становятся беспокойными, замкнутыми, часто плачут. Тревожное состояние, эмоциональное напряжение связаны, прежде всего, с отсутствием близких для ребенка людей, с изменением окружения, привычных условий и ритма жизни. Особенно это ощутимо в связи с повышением возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения (с 1,5 до 3-х лет), с одной стороны, и повышение образовательной нагрузки в дошкольном учреждении – с другой. Немало основных черт характера и личностных качеств формируются в этот период. От того, как они будут заложены, во многом зависит все дальнейшее развитие личности [3].