Курсовая теория на тему 2. Особенности организации учебной деятельности подростков.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОДРОСТОК КАК СУБЪЕКТ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1. Понятие об учебной деятельности 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей подросткового возраста 7
1.3. Мотивация учебной деятельности подростков 13
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ 17
2.1. Структура учебной деятельности 17
2.2. Особенности учебной деятельности подростков 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в науке и практике наблюдается повышенный интерес к различным аспектам учебной деятельности. Учебная деятельность рассматривается как системный объект, а известно, что исследование системы неотделимо от исследования условий ее существования.
В сложный переходный период полем становления человека может стать образование и воспитание. Через образование и воспитание человек включается в жизнь, наполняет ее ценностными смыслами. Образование, благодаря тому, что оно универсально по своей сути, способно противостоять деструктивным тенденциям, устранять условия, дегуманизирующие человека. Образование, как сфера духовной жизни общества, обладает способностью формировать субъекта культуры и нравственности, формировать у него систему ценностей как осознанные смыслы жизни, определяющие его гуманистическую направленность.
Подростковый период – это период становления личности, это период перехода из детства во взрослую жизнь. Главным противоречием подросткового возраста является естественное стремление к самопознанию и самореализации при отсутствии какого-либо опыта и внутренней готовности для осуществления данных позиций. Подросток сталкивается с критической ситуацией смены и выбора жизненных смыслов. От подростка требуется проявление инициативности, гибкости, оригинальности, оперативности при выборе поведенческих реакций в ситуации общения, позитивный эмоциональный настрой и уверенность в себе.
В различные исторические периоды этой проблемой занимались Г.М. Андреева, В.Ф, Бехтерев, Л.С. Выготский, А.В. Мудрик, В.С. Мухина, Н. А. Рождественская, М.С. Каган, Д.Б. Эльконин. Несмотря на достаточную представленность в литературе, проблема организации учебной деятельности предростков продолжает оставаться актуальной и значимой для современной системы образования.
Поскольку в современных условиях перед системой образования поставлен ряд задач, содержание которых фокусируется с одной стороны, на создании условий для развития индивидуальности учащегося, его самоактуализации, и с другой стороны, на прагматизации результатов образования, что нашло выражение в переходе стандартов нового поколения на компетентностный подход. Таким образом, современное образование должно ориентироваться на развитие индивидуальных проявлений учащегося в его компетентности относительно разных видов деятельности.
В связи с этим подтверждается актуальность темы работы и специальное целенаправленное исследование особенностей организации учебной деятельности подростков.
Объект в работе – учебная деятельность подростков.
Предмет в работе – организация учебной деятельности подростков.
Целью в работе является изучение особенностей организации учебной деятельности подростков.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
— изучить понятие об учебной деятельности;
— рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей подросткового возраста;
— изучить мотивацию учебной деятельности подростков;
— изучить структуру учебной деятельности ;
— рассмотреть особенности учебной деятельности подростков.
Методы исследования: теоретические (анализ, сравнение, обобщение).
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Текст работы:
В связи с тем, что учебная деятельность для школьников разных возрастов обладает различным смыслом проблема организации учебной деятельность основной массы обучающихся-подростков стоит очень остро. Подростковый возраст считается самым трудным и сложным периодом становления личности.
В ходе выполнения данной работы было установлено, что знание психолого-педагогических особенностей развития старшего подросткового возраста позволяет смягчить возрастные кризисы в развитии подростка; оптимально использовать этот период его жизни для формирования определенных способностей, качеств, необходимых для формирования успешной учебной деятельности.
Интеллектуальное развитие в этом возрасте играет важную роль, оно определяет все изменения, происходящие в характере, поступках, психологии, в личности и мировоззрении подростка. «
Учебная деятельность ориентирована на самого подростка как на его личность – совершенствующуюся, развивающуюся, развивающую его как личность благодаря осознанной, конкретной и практической деятельности, целенаправленному заданию социального эксперимента в разнообразных формах и конфигурациях общественно полезного, познавательного.
Непосредственно учебная деятельность ориентирована на усвоение целостной информации, разработку обобщенных методов воздействия и их адекватное и творческое использование в различных условиях.
Учение рассматривается в качестве вида научения, а обучение является целенаправленной, последовательной передачей социокультурного опыта другому человеку в осознанных ситуациях.
Можно отметить, что как субъект воспитательной деятельности, подросток характеризуется тенденцией к утверждению своей позиции субъективной исключительности, «индивидуальности», стремлением выделиться. Это может усилить познавательную мотивацию, если соотносится с самим содержанием учебной деятельности – ее предметом, средствами, методами решения учебных задач. Учебная мотивация, как средство познавательной мотивации и мотивации достижения, преломляется у подростков через призму узконаправленных значимых и реально действующих мотивов групповой, социальной жизни.
Было установлено, что образовательная деятельность, согласно сложившейся в отечественной педагогической психологии традиции, включает в себя ряд основных компонентов (разные авторы склонны придавать им разное значение):
— учебное задание;
— воспитательное действие;
— контрольное действие;
— оценочное действие.
Определено, что верная организация учебной деятельности – это такая организация учебного процесса, которая реализуется на основе потребностей подростков в овладении знаниями и умением общаться.
Таким образом, цель, поставленная в работе, выполнена, а задачи решены.
Заключение:
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в науке и практике наблюдается повышенный интерес к различным аспектам учебной деятельности. Учебная деятельность рассматривается как системный объект, а известно, что исследование системы неотделимо от исследования условий ее существования.
В сложный переходный период полем становления человека может стать образование и воспитание. Через образование и воспитание человек включается в жизнь, наполняет ее ценностными смыслами. Образование, благодаря тому, что оно универсально по своей сути, способно противостоять деструктивным тенденциям, устранять условия, дегуманизирующие человека. Образование, как сфера духовной жизни общества, обладает способностью формировать субъекта культуры и нравственности, формировать у него систему ценностей как осознанные смыслы жизни, определяющие его гуманистическую направленность.
Подростковый период – это период становления личности, это период перехода из детства во взрослую жизнь. Главным противоречием подросткового возраста является естественное стремление к самопознанию и самореализации при отсутствии какого-либо опыта и внутренней готовности для осуществления данных позиций. Подросток сталкивается с критической ситуацией смены и выбора жизненных смыслов. От подростка требуется проявление инициативности, гибкости, оригинальности, оперативности при выборе поведенческих реакций в ситуации общения, позитивный эмоциональный настрой и уверенность в себе.
В различные исторические периоды этой проблемой занимались Г.М. Андреева, В.Ф, Бехтерев, Л.С. Выготский, А.В. Мудрик, В.С. Мухина, Н. А. Рождественская, М.С. Каган, Д.Б. Эльконин. Несмотря на достаточную представленность в литературе, проблема организации учебной деятельности предростков продолжает оставаться актуальной и значимой для современной системы образования.
Поскольку в современных условиях перед системой образования поставлен ряд задач, содержание которых фокусируется с одной стороны, на создании условий для развития индивидуальности учащегося, его самоактуализации, и с другой стороны, на прагматизации результатов образования, что нашло выражение в переходе стандартов нового поколения на компетентностный подход. Таким образом, современное образование должно ориентироваться на развитие индивидуальных проявлений учащегося в его компетентности относительно разных видов деятельности.
В связи с этим подтверждается актуальность темы работы и специальное целенаправленное исследование особенностей организации учебной деятельности подростков.
Объект в работе – учебная деятельность подростков.
Предмет в работе – организация учебной деятельности подростков.
Целью в работе является изучение особенностей организации учебной деятельности подростков.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
— изучить понятие об учебной деятельности;
— рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей подросткового возраста;
— изучить мотивацию учебной деятельности подростков;
— изучить структуру учебной деятельности ;
— рассмотреть особенности учебной деятельности подростков.
Методы исследования: теоретические (анализ, сравнение, обобщение).
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Список литературы:
ГЛАВА 1. ПОДРОСТОК КАК СУБЪЕКТ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие об учебной деятельности
На основании Д.Б. Эльконина, учебная деятельность является второстепенным образом деятельности в школьном возрасте. В работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой точка зрения на учебную деятельность заполоняется деятельностным содержанием и значением [10].
С.Л. Рубинштейн изучал образовательную деятельность в качестве субъекта к объекту обучения на протяжении всего ее курса. Д.Б. Эльконин утверждал, что учебная деятельность является занятием, которым по своему содержанию, изучению обобщенных методов воздействия, должна вызывать адекватные мотивы, мотивы личностного совершенствования [4].
Д.Б. Эльконин конкретизирует понятие учебной деятельности как ведущей с такими особенностями: через нее происходит базовая связь ребенка с социумом; происходит формирование как базовых, так и индивидуальных психических процессов [22].
Учебная деятельность ориентирована на самого подростка как на его личность – совершенствующуюся, развивающуюся, развивающую его как личность благодаря осознанной, конкретной и практической деятельности, целенаправленному заданию социального эксперимента в разнообразных формах и конфигурациях общественно полезного, познавательного.
Непосредственно учебная деятельность ориентирована на усвоение целостной информации, разработку обобщенных методов воздействия и их адекватное и творческое использование в различных условиях.
Учение рассматривается в качестве вида научения, а обучение является целенаправленной, последовательной передачей социокультурного опыта другому человеку в осознанных ситуациях. С позиции психолого-педагогической точки зрения обучение анализируется как процесс управления накоплением знаний, развитием познавательных структур, как объединение и стимулирование учебно-познавательной инициативы обучающегося.
А.К. Маркова принимает обучение как усвоение личностного теста, но в свое время направляет интерес к автоматизированному уровню навыков [12]. А само обучение трактуется – как общая деятельность преподавателя и подростка, обеспечивающая усвоение информации подростками и усвоение способов овладения знаниями. Преподавание выступает как деятельность подростка по овладению новейшими знаниями и усвоению способов получения знаний.
Н.Ф. Талызина в своих трудах использует такую трактовку понятия обучения – как применения анализируемого взгляда исключительно к животным [4]. Преподавание рассматривается как деятельность педагога по объединению педагогического процесса. А учение – это деятельность школьника, вовлеченного в процесс обучения.
Понятия «обучение», «учение», «преподавание» обладают широким спектром явлений, сочетающихся с получением образцов, знаний, умений, навыков в процессе активного взаимодействия личности с субъектным и социальным согласием – в поведении, занятиях, общении.
Процесс обучения совпадает с формированием, развитием, изучением форм группового поведения объекта обучения, а у человека – с социализацией, изучением культурных норм и ценностей, формированием самой личности.
Обучение рассматривается как процесс и следствие приобретения личного опыта биологической системы. Учение индивида как следствие целенаправленного, обдуманного присвоения им представленного ему социально-исторического эксперимента и созданного на этой основе личного опыта определяется как учение.
Деятельностный подход к процессу обучения требует рассмотрения его как единой системы, как актуального процесса решения стоящих перед человеком задач, раскрытия личности этой деятельности. Деятельность всегда отвечает за любую его потребность, ориентирована на объект, способный удовлетворить эту потребность. Знание, которое направлено на учение, выступает в качестве мотива познавательных потребностей. И учение становится результатом осуществления других видов деятельности.
В своей жизни человек реализует различные виды деятельности, такие как: игровая, педагогическая деятельность, трудовая. Преподавание представляется одним из ведущих видов деятельности, когда оно осуществляется, у человека нет иных целей, кроме приобретения социального опыта, в этом есть разница между преподаванием и другими видами ведущей деятельности. Деятельность учения состоит в том, что его продукт не легко расформировывает социальную состоятельность.
Таким образом, непосредственно понятие «учебной деятельности» не обладает однозначным толкованием, в литературных источниках учебная деятельность может рассматриваться по большей части в нескольких аспектах: 1) как общая деятельность преподавателя и учащегося, 2) как личная деятельность учащегося подростка и 3) как деятельность учащегося подростка, которую направляет сам учитель.