Курсовая теория на тему 2. Социокультурные особенности ислама в Татарстане
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Ислам, его особенности и обычаи 5
1.1. Что значит быть мусульманином 5
1.2. Ислам и повседневность: обряды, ритуалы и быт 9
Выводы по главе 1. 17
Глава 2. Ислам в контексте Татарстана 18
2.1. Отличительные черты ислама в Татарстане 18
2.2 История развития ислама в советский период 20
Выводы по главе 2. 26
Заключение 27
Список использованной литературы 28
Введение:
Актуальность исследования состоит в том, что ислам — третья и по-следняя из развитых монотеисти¬ческих религий. Она также возникла на Ближнем Во¬стоке, своими корнями уходила в ту же почву, питалась теми же идеями, основывалась на тех же культурных традициях, что и христианство и иудаизм.
Эта религиоз¬ная система с ее наиболее строгим и завершенным, до-веденным до предела монотеизмом сложилась па базе двух ее предшествен-ников, так что заимствования в плане не только общекультурном, но и чисто теологиче¬ском, религиозно-культовом, ощутимы здесь на каждом шагу. Ими наполнена священная книга мусульман Ко¬ран.
Они сказываются в символе веры, в принципах культа, в мифологии, заповедях морали и т. п. И все же, несмотря на это, исламу как мировой ре-лигии нельзя отказать в самобытности. Пусть даже в философских поисках и решениях, в сфере религиозной доктрины воз¬никший сравнительно поздно ислам в основном огра¬ничился заимствованием уже давно апробированных идей.
Много существенней для оценки роли и места этой религии то, что в практике; в повседневном влиянии на жизнь людей, в колоссальном воздей-ствии на культуру и быт ряда народов Азии и Африки ислам не только имеет свой неповторимый облик, но и весьма специфи¬чен по характеру. Специфика эта настолько велика и ощутима, что специалисты далеко не случайно гово-рят о «мире ислама», об исламской (арабо-исламской) ци¬вилизации.
Объектом данного исследования является история развития ислама как одной из трех ведущих мировых религий, оказавших и оказывающих влия-ние на современный мир и особенности ислама в Татарстане.
Предметом исследования является процесс трансформации ислама в Татарстане.
Цель исследования – охарактеризовать основные отличительные чер-ты ислама в Татарстане.
Задачи исследования:
-изучить особенности и обычаи ислама;
-раскрыть особенности и отличия ислама в Татарстане;
-изучить историю развития ислама в советский период.
Методология исследования: общенаучные методы исследования.
Источниковая база исследования: богословские труды, исламская литература.
Теоретическая основа исследования.
В числе исследователей, посвятивших свои произведения исламу в Та-тарстане, можно назвать Максуд Э., Массер А., Хапаху Х.А., Шидфар Д.Я.
Степень изученности темы. Методология исследования, литература и источники.
Научная новизна работы состоит в исследовании исламской культу-ры.
Практическая значимость: исследование позволяет внести вклад в ис-торическую науку новые материалы, которые проливают свет на многие, до сих пор неизвестные или не вполне изученные стороны истории мусульман Татарстана.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключе-ния и списка использованной литературы.
Заключение:
Ислам — это одна из великих мировых религий, сложнейший мир непо-вторимой (и подчас непонятной христианам-европейцам) культуры, филосо-фии, удивительного жизненного уклада и быта, своеобразного мироощуще-ния.
В мире живет около миллиарда исповедующих ислам. Общины этой религии есть более чем в ста странах мира, а в двадцати восьми ислам – гос-ударственная религия. В числе традиционных мусульманских стран или стран с подавляющим влиянием ислама – Иран, Ирак, Афганистан, Саудов-ская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Катар, Оман, Бруней, Объединенные Араб-ские Эмираты, Пакистан, Бангладеш, Марокко, Египет, Тунис, Ли¬вия, Ал-жир, Мавритания, Сомали, Судан, Иордания, Сирия, Турция, Ин¬донезия, автономная Палестина в составе Израиля и др. На территории бывшего СССР ислам исповедует большинство коренного населения го¬сударств Средней Азии, Азербайджана. В России огромно его влияние в Татарстане, Башкортостане, Дагестане, Чечне, Ингушетии, в других рай¬онах и республи-ках. Ислам имеет немалое распространение в Европе на Балканском полу-острове (Албания, некоторые республики бывшей Юго¬славии).
Многие мусульманские теологи и религиозные деятели традициона-листской направленности отстаивают безусловный приоритет религиоз¬ной и культурной самобытности арабов. Они сводят понятие духовных ценностей прошлого к исламской религии и призывают к возрождению «подлинного» ислама времен его основателя — пророка Мухаммеда, исходя из тезиса, что «наследие повторяет себя».
Цель исследования достигнута путем решения следующих задач:
-изучены особенности и обычаи ислама;
-раскрыты особенности и отличия ислама в Татарстане;
-изучена история развития ислама в советский период.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ИСЛАМ, ЕГО ОСОБЕННОСТИ И ОБЫЧАИ
1.1. Что значит быть мусульманином
Каждый социальный исследователь, работающий в области религиоз-ных проблем, неизбежно сталкивается с методологическими проблемами, а именно с необходимостью практической реализации ключевой концепции «религиозности».
Одной из проблем является выбор критериев типологии. В советской атеистической литературе популярен подход, разработанный Г.В. Плехано-вым, который выделил три структурных элемента в религии. Согласно его концепции, «религию можно определить как более или менее целостную си-стему идей, настроений и действий. В российском академическом дискурсе нет единой точки зрения относительно критериев определения религиозно-сти, за исключением общего положения о религиозном сознании и религиоз-ном поведении как составных частях религии. По мнению большинства со-циологов, необходимо изучать не только религиозное сознание, но и рели-гиозное поведение людей, чтобы понять уровень их религиозности. «Рели-гиозный минимум», согласно которому человека следует считать верующим, состоит не из одного, хотя и самого важного элемента (веры в Бога), а из комбинации трех элементов религиозности — идей, настроений, действий. Та-кой подход значительно сократил число «статистических» верующих.
Была еще одна точка зрения, разработанная западными востоковеда-ми, которой придерживаются сегодня некоторые российские исследователи ислама. По мнению востоковедов, быть советским мусульманином означало осознавать себя в качестве таких. С методологической точки зрения, одним из важных моментов является тот факт, что критерии религиозности для различных групп, от глубоко верующих до неверующих, довольно разно-образны. Поэтому можно отклонить претензии о вынесении определенного вердикта об уровне, степени и, тем более, масштабах религиозности. Помимо определения критериев религиозности, другой методологической проблемой является многоуровневая природа религиозности русского ислама. Это проявляется, прежде всего, в неидентичности номинальных обозначений — «верующий» и «мусульманин», в тесной взаимосвязи (и иногда взаимозаме-няемости) мусульманской и этнической идентичности, что неоднократно от-мечалось исследователями.
Так называемая «простая» идентификация мусульман определяется фактом рождения: все предки были мусульманами. Эта идентификация вос-производится на бессознательном, нерефлексивном уровне, хотя ее иденти-фикация не может быть полностью приписана просто номинальной. Как правило, «справедливые» мусульмане считают себя верующими, они совер-шают отдельные обряды. Они не исключают, что в будущем они начнут бо-лее последовательно соблюдать ритуалы ислама. Кроме того, эта стабиль-ная, «врожденная» идентификация очень важна для мусульманина и под-держивается и подтверждается историей семьи, многовековыми традициями. Парадоксальная ситуация самоидентификации с исламом без строгого со-блюдения ритуалов, отрицание их религиозности и признание ислама побу-дили исследователей российских мусульман (прежде всего татар) искать дру-гие, нерелигиозные корни исламской идентификации.
Нет единого образа идеального мусульманина, принятого всеми. Это является следствием многих факторов: отсутствия предписанных общеприня-тых критериев и общепризнанного авторитета или лидера, развития различ-ных форм индивидуального отношения к религии как следствия внутрисо-ветского существования, права на индивидуальную интерпретацию и выбо-ра. Проблема не нова. Что определяет истину мусульманина — выполнение обрядов пятикратной молитвы, посещение мечети или достаточно просто быть порядочным человеком, который верит в Аллаха? Есть разные пози-ции. Остановимся на самых ярких экстремальных типах отношений.
Первый тип подтверждает приоритетность ритуализма как основной силы, пропагандирующей исламский образ жизни. Духовенство (хотя бы-вают и исключения) и те, кто практикует его сегодня, подтверждают важ-ность знания и исполнения пятикратной молитвы, а также посещения мечети. В основном это люди пожилого возраста, пенсионного возраста и новообра-зованной молодежи.
«Строгое соблюдение установок Корана».
Второй тип, в отличие от первого, отводит обряды ко второму плану и отстаивает приоритет духовной силы, раскрытие морально-нравственного потенциала ислама. Такого подхода к исламу придерживается, прежде все-го, этнокультурная элита, среди которой бродят идеи о строгом соблюдении ритуалов. Только «неграмотные» имамы считают, что «вам, безусловно, нужно молиться пять раз — иначе вы не мусульманин».
В свете этих различных толкований личность не молящихся мусуль-ман, составляющих большинство в Татарстане, является наиболее проблема-тичной. В этой группе разрабатываются довольно строгие представления об искреннем или неискреннем отношении к религии, среди которых наиболее распространенная критика и неприятие духовенства. «Не все верующие яв-ляются истинными мусульманами». Приводятся примеры обмана, непри-стойности, несостоятельности многих из тех, кто ходит в мечеть. «Истина», по их мнению, заключается не в частоте молитв, а в чистоте мыслей — она не обманывает, не ворует, не убивает; последовательно, если он молится, он не употребляет алкоголь; в искренней вере — неформальное соблюдение обря-дов и т. д. на самом деле, в ритуале нельзя отрицать. Многие из них гово-рят, что они могут начать молиться в будущем. Среди этой группы есть лю-ди, которые испытывают чувства, близкие к комплексу неполноценности, по-тому что они еще не нашли в себе сил или времени стать полноценными ве-рующими.