Курсовая теория Гуманитарные науки История гос.управления.

Курсовая теория на тему 1917 год в судьбе России: достижения и упущенные возможности. К столетию Российских революций.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Причины и роль революции 1917 года в России 5
1.1. Предпосылки и причины революции 1917 года в России 5
1.2. Ход, значение и достижения революции 1917 года в России 10
Глава 2. Проблемы и современный взгляд на революцию 1917 года в России 16
2.1. Революция и проблема цивилизационной идентичности России 16
2.2. Современный взгляд на революцию 1917 года в России 20
Заключение 26
Список литературы 28

 

  

Введение:

 

События 1917 года стали для России и мира в целом судьбоносными. В Российской империи на фоне продолжавшейся четвертый год мировой войны произошли две революции. Февральская положила конец самодержавию, которое было основой социально-политической жизни страны в течение нескольких веков. Результатом Октябрьской революции стало создание первого в мире социалистического государства, советского строя.
К революции в феврале 1917 года привела в первую очередь нерешенность ключевых проблем России: аграрной, рабочей и национальной. Большая часть земельного фонда оставалась в руках помещиков. Основные работники на земле — крестьяне продолжали страдать от малоземелья. Аграрная реформа Столыпина имела позитивные, но ограниченные результаты. В 1911 г. Столыпина убили, в 1914 г. началась Первая мировая война. Часть мероприятий реформы была свернута. Фермерами, о которых мечтал Столыпин, стали всего 8 % многомиллионного крестьянского сословия. Усилилось социальное расслоение крестьян, которое вело к росту социальной напряженности в деревне. Рабочие после революции 1905 года не получили 8-часового рабочего дня и широких социальных льгот, страдали от низких заработков и тяжелых условий труда. Национальные проблемы многонациональной России также не были разрешены, империя оставалась унитарным государством без учета национальных, культурных, языковых особенностей регионов. Это подогревало ситуацию на национальных окраинах.
В отечественной историографии последних лет принято объединять события 1917 года в единый процесс Великой революции 1917 года. В год 100-летия Великой российской революции актуальна тема восприятия современниками разных социальных слоев и политических взглядов тех исторических событий.
В настоящее время проблеме исторического развития России в 1917 г. уделяется особое внимание. Это связано со сложностью и неоднозначностью в восприятии и понимании данного периода, события которого стали переломным моментом в истории страны.
Наиболее интересна оценка революционных действий такими видными историческими личностями и деятелями, современниками и зачастую участниками событий 1917 г., как В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, П.Н. Милюков, Н.А. Бердяев, П.Б. Струве и другие.
Более обстоятельно события 1917 г. рассмотрены в ряде работ проблемно-исторического характера. Особо следует выделить труды М.Н. Покровского, П.В. Волобуева, В.П. Булдакова, И.М. Пушкаревой, Б.И. Колоницкого, Г.З. Иоффе, А.А. Искандерова, Б.Н. Миронова и других исследователей Февральской и Октябрьской революции.
Объектом исследования курсовой работы является характер и специфика научных и общественных дискуссий о революционных событиях 1917 года в России.
Предмет исследования курсовой работы составляют общественные отношения, возникающие в ходе революций в России.
Целью курсовой работы является анализ роли событий 1917 год в судьбе России.
Задачи курсовой работы:
— раскрыть предпосылки и причины революции 1917 года в России;
— изучить ход, значение и достижения революции 1917 года в России;
— рассмотреть революцию и проблему цивилизационной идентичности России;
— проанализировать современный взгляд на революцию 1917 года в России.
Методологическая база курсовой работы. В работе были использованы общенаучные методы исследования, такие как анализ, синтез и другие.
Структура курсовой работы. Работа включает в себя введение две главы и заключение и список литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

К началу 1917 года страну охватил общенациональный кризис, обусловленный нерешенностью ключевых проблем страны, обострившихся в условиях затяжной войны. Началась революция.
Начало ХХ в. характеризовалось нараставшим кризисом империи в условиях осложняющейся международной обстановки и вызовов со стороны национально-освободительного движения, представлявшего и воплощавшего широкий спектр растущих и нереализуемых ожиданий и все более радикальных настроений и требований.
Причины, вызвавшие революционные взрывы в 1917 г. в России, были многообразны. Среди них в первую очередь нужно назвать фундаментальные социальные аномалии, глубокую поляризацию общества, вопиющее неравенство. Особенно напряженным было положение в деревне. Низкий уровень и качество жизни широких слоев населения, их резко ухудшившееся положение в годы Первой мировой войны также усиливали недовольство и неотвратимо приближали социальный взрыв.
На истоки и развитие Российской революции 1917 г. и генезис гражданской войны в стране сильное влияние оказала Первая мировая война. Именно она во многом сформировала атмосферу и психологию общества, поведение его широких слоев, их убеждение в том, что назревшие проблемы следует решать только или главным образом посредством насилия. Благодаря мировой войне миллионы людей получили в руки оружие, а «человек с ружьем» стал одной из главных действующих фигур на российской политической авансцене. Дух войны поистине витал над революцией и пропитывал общество атмосферой непримиримости и насилия, а его эскалация, формирование «образа врага», разделение общества на «своих» и «чужих» неминуемо вели его к гражданской войне.
Российская революция 1917 г. и гражданская война во многом предопределили течение не только отечественной, но и мировой истории в ХХ в. Не случайно эта тематика продолжает оставаться предметом страстных дискуссий, в которых представлен весь спектр взглядов и суждений — от коммунистических до либеральных, консервативных и даже монархических.
В целом же столетие событий начала ХХ в. активизировало дискуссию о процессах развития России в указанный период, результатах модернизации страны. Последние годы характеризовались, например, новым всплеском дискуссии между «пессимистами» и «оптимистами» относительно истоков и причин революций 1917 г. в России. Если первые считают, что совокупность различного рода противоречий и факторов сделала невозможным решение назревших острых вопросов мирным путем и революции были неизбежны, то вторые полагают, что страна была вполне реформируема, и можно было избежать революций.
Прошло столетие со времени начала гражданской войны в России. Тем не менее, ее события продолжают волновать и будоражить современное российское общество. Наша историческая и культурная память о российских революциях и гражданской войне — это поле боя, на котором по-прежнему идут сражения. Это означает, что примирения в расколотой той далекой гражданской войной стране все еще не произошло. Примирение и преодоление последствий гражданской войны в России требует вдумчивой работы и диалога политиков, государственных деятелей, ученых, журналистов и писателей, работников образования и культуры.
Одной из основ для примирения может стать объективная и академическая история гражданской войны в России. Это должна быть история, которую примет общество. Осмысление прошлого должно включать весь его драматизм и трагедийность, многообразие судеб людей, принадлежавших к разным лагерям и действовавших в тот период, а также объяснение их целей, идеалов, поступков. Это должна быть история, из которой можно будет извлекать уроки для настоящего и будущего.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Причины и роль революции 1917 года в России
1.1. Предпосылки и причины революции 1917 года в России

Революционные изменения, произошедшие в 1917 году, предопределили дальнейшее течение истории. Событие такого масштаба не могло остаться неисследованным. Споры о сущности, причинах, характере, временной протяженности, последствиях Русского переворота среди историков, философов, социологов ведутся до сегодняшнего дня.
В рамках данного параграфа предполагается обзорное рассмотрение основных тенденций понимания причин Русской Революции.
Попытки осмыслить происшедшее начали предприниматься практически сразу после событий 1917 года. К этому же времени относят появление теорий революции, хотя исследователь Э.Э. Шульц считает, что рассмотрение феномена революции началось на 100 лет раньше, т. е. в начале XIX в .
Голод как причина русской революции 1917 г. (концепция П.А. Сорокина). Смена режима возможна, отмечает автор, если вооруженные силы страны более не в состоянии защищать прежний. Революцию в России автор объясняет голодом. Свидетельства об этом можно найти в петроградской газете «Биржевые ведомости» от 2 февраля 1917 года. Такие современные исследователи как В.Г. Седельников и М.В. Седельников полагают, что такое положение дел в городах было следствием сокращения производства зерна, вызванного попыткой государства сдержать цены на хлеб 1914 года. Покупка зерна у крестьян по ценам прошлого года на фоне стремительной инфляции привела к сокрытию урожая ввиду невыгодности такой торговли с государством. Аграрный вопрос, не решенный к 1917 году, усугублялся непомерным богатством крупных помещиков. Массовые мобилизации крестьян, требование отдать лошадей для армии закончились фактически силовым отбиранием хлеба, что и было катализатором революционных порывов крестьян . Однако некоторые исследователи, например Б.Н. Миронов, считают, что продовольственный кризис в Петрограде был вызван не недостатком хлеба, а плохо организованной системой обеспечения городов, суровой зимой. Более того, историком приводятся свидетельства, согласно которым просчеты в снабжении были намеренными и исходили от либеральных слоев правительства . Однако в общем виде многими историками подтверждаются идеи П.А. Сорокина о том, что в феврале 1917 года ухудшение питания большей части жителей Петрограда привело к «опрокидыванию монархии», а усиление голода привело к тому, что в октябре было опрокинуто Временное правительство .
Революция как следствие реформ Петра I: анализ взглядов В.В. Касьянова. Немаловажным аспектом в теоретических построениях П.А. Сорокина было расслоение общества на две неравные части: большую, нищенствующую и богачей. Волнения возникают в случае, если у бедствующей части социума перед глазами ни в чем себе не отказывающие богачи, которые не собираются как-то помогать нуждающимся. Современные исследователи Касьянов В. В., Ковалев В. В., Самыгин С. И. считают, что к началу XX века положение вещей усугублялось тем, что разделение общества на работающую и зажиточную части воспринималось изнутри как разделение на «своих» и «чужих». Дворянство, купечество стало «чужим» для крестьянства вследствие реформ Петра I, изменивших быт, одежду, речь дворян. Озлобленность крестьян по отношению к высшим сословиям, по мнению авторов, была вызвана особенностью русской ментальности: глубоко в исторической памяти было сохранено представление о справедливом социальном идеале, где нет места культурному и бытовому разделению социальных групп .
Теория элит В. Парето о причинах революций. Существует множество объяснений революции через политические процессы в государстве. Создатель теории элит В. Парето делит общество на две страты — правящую и управляемую. Для правящей элиты характерна постоянная сменяемость своего состава, которая происходит за счет управляемого класса. Такая циркуляция элит необходима для равновесия общества. В случае замедления циркуляции происходит революция. В элите «накапливаются элементы плохого качества», в силу чего она не может удержать власть, а в низшей страте наоборот, происходит накопление «элементов, обладающих нужными для управления» качествами. Революция — вынужденная саморегуляция общества. На события 1917 года теорию Парето «примерил» С. В. Куликов. В статье «Революции неизменно идут сверху…» он стремится показать, что царское правительство в течение двух лет перед 1917 годом проводило реформы, взаимодействуя с либералами и постепенно преобразуя страну в правовое государство. Исследователь обращает внимание на парадоксальный характер сложившейся ситуации: «революция произошла не потому, что либеральные реформы не проводились, а именно потому, что они проводились». Конфликт между элитой и обществом разразился ввиду «борьбы за лидерство в реформаторском процессе», поскольку преобразования проводились не общественной контрэлитой, а бюрократической элитой. Для контрэлиты это было «лишением возможности самореализации, а значит — и смысла их бытия». Однако решающим ударом по царскому режиму было обострение внутренних противоречий в бюрократической элите между парламентаристами и дуалистами .
Экономическо-политическая концепция причин революций. Экономико-политическую концепцию причин революции разрабатывают И.В. Стародубровская и В. А. Мау. Общий алгоритм революции, по мнению авторов, запускается появлением новых, нетипичных для конкретного общества проблем. Если ввиду различных психологических причин и сложившейся системы общественных институтов социум не приспосабливается к новой жизненной ситуации, происходит революция .
Предреволюционные проблемы обществу, по мнению авторов, создает бурный рост экономики. До этого население государства чаще всего представляет собой достаточно устойчивую структуру, с четко выстроенными общественными институтами. Экономический рост расшатывает структуру общества: происходит перераспределение богатств, усиливаются противоречия между социальными слоями, более того, внутри социальных групп происходит расслоение, возникают множественные конфликты интересов. Противоречия сильны не только в народе, но и в элите, поскольку множество групп и кланов не может более объединиться ради общей цели. Само же положение власти вследствие бурного роста экономики становится шатким: с одной стороны, государство должно удерживать экономику от возможного краха (вероятность его повышается в период роста), с другой, — исполнение запросов социальных групп невозможно ввиду их противоречивости. В такой ситуации социум неизбежно недоволен властью, поскольку ею в данной ситуации принимаются заведомо обреченные на критику решения. Подавить волнения в народе силой невозможно из-за брожения в элите, а, следовательно, и в армии.
Однако такая ситуация делает революцию возможной, но не обязательной. За 500 лет (1491-1991 гг.) в Европе около 707 раз складывалась потенциальная революционная ситуация, однако до переворотов дело дошло считанное количество раз. Для насильственных изменений необходимы дополнительные факторы, такие как крупное военное поражение (неудачная кровопролитная война), суровый экономический кризис или сочетание этих двух факторов.
Иллюстрацией данной теории может служить проведение аграрной реформы П.А. Столыпина. Упразднение крестьянской общины не вызвало массового выхода из нее людей. За период 1907-1915 гг. доля вышедших из общины составила 27%. Изменение (в данном случае — упразднение) такого общественного института как общины шло медленно. В результате реформы внутри крестьянства стал формироваться новый класс, обладавший своей землей. С другой стороны, такие изменения в структуре социальной группы неизбежно приводят к противоречиям внутри, о чем свидетельствуют волнения в деревнях. Общество становилось по¬движным, неустойчивым. Экономические показатели сельского хозяйства росли. Данные преобразования могли закончиться мирно, если бы не участие страны в первой мировой войне, которая прервала мирное развитие экономики. Как итог появляется лозунг: «Землю — крестьянам!» Приведенный пример является лишь частью происходившего в России в начале XX века, однако он демонстрирует взаимосвязь экономических процессов, функционирования общественных институтов и устойчивости общества в целом .
Таким образом, в процессе осмысления революции 1917 года историками и философами было предложено множество причин произошедшего. В рамках данного параграфа невозможно перечисление всех сформулированных версий. На наш взгляд, основной чертой большинства теорий является выделение противоречий только в одной из сторон жизни общества, которая принимается за основополагающую в функционировании социума. В. Парето, решая вопрос о причинах революций, ограничивается рассмотрением функционирования политической системы. Теория П. А. Сорокина опирается исключительно на социологические закономерности. Нам больше импонирует позиция И.В. Стародубровской и В.А. Мау. Сильной стороной их теории о причинах революций является рассмотрение политических и экономических процессов в их взаимосвязи и взаимообусловленности. При таком подходе становится возможным представление об обществе как упорядоченной системе, в которой изменение в функционировании одного элемента влечет за собой цепь преобразований в остальных.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы