Курсовая теория Юриспруденция Трудовое право

Курсовая теория на тему 16. Особенности регулирования труда иностранных граждан и лиц без гражданства.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ
ГРАЖДАНСТВА НА ТЕРРИТОРИИ РФ.. 6

1.1 Законодательство России о труде иностранных граждан и
лиц без гражданства  6

1.2 Привлечение к труду иностранных граждан и лиц без
гражданства на территории РФ: основания и особенности. 9

2 ПРАВОВОЙ СТАТУС
ИНОСТРАННОГО РАБОТНИКА НА ТЕРРИТОРИИ РФ И ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ЕГО ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ.. 14

2.1 Особенности правового статуса иностранного работника. 14

2.2 Проблемы правового регулирования труда иностранных
граждан и лиц без гражданства на территории РФ и пути их решения. 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 22

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ   25

  

Введение:

 

Одним из актуальных для
Российской Федерации вопросов является миграция населения, которая влияет, в
том числе, на российский рынок труда. Происходящие в мире политические и
экономические события, военные конфликты обостряют ситуацию с трудовой
миграцией иностранных граждан. Нельзя не согласиться с К.О. Магомедовым в том,
что «миграционные процессы в нашей стране носят сложный и противоречивый
характер, на них оказывает воздействие множество факторов и условий,
отличающихся своей спецификой».[1] Секретарь Совета
безопасности РФ Н. Патрушев отметил, что «для успешной адаптации трудовых
мигрантов к российским условиям, необходимо в первую очередь устранить причины,
которыми вызваны межнациональные конфликты; во-вторых, обеспечить условия для
медицинского обслуживания, работы и полноценной жизни в целом; в-третьих,
предоставить мигрантам возможность адаптации к русскому языку, традициям и
культуре; в-четвёртых, создать для всех желающих условия получить
востребованные в регионе рабочие профессии».[2]

В то же время вместо
того, чтобы создавать благоприятные условия труда с высоким показателем уровня
заработной платы для российских граждан, работодатели предпочитают использовать
дешёвый рабочий труд мигрантов, при этом иностранные работники в основном
заняты в отраслях производства, на предприятиях с тяжёлыми условиями труда, в
трудных климатических условиях, где нет достаточного количества местных кадров.
В числе проблем следует отметить и такие, как сложность найма иностранных
граждан на работу, их нелегальность или отсутствие у них документов,
необходимых для трудоустройства, отсутствие заинтересованности работодателей в
официальном оформлении иностранных граждан. Корень проблем кроется в том, что
законодательство РФ направлено на привлечение временных иностранных работников
и не содержит мер, способствующих переезду на постоянное место жительства,
адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации, а также в
отсутствии эффективной и чёткой государственной политики в области трудовой
миграции, которая регулируется конституционным, трудовым, административным и
международным частным правом, довольно часто противоречивым.

Целью курсовой работы
является исследование правового регулирования труда иностранных граждан и лиц
без гражданства.

Для достижения
поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— изучить законодательство
России о труде иностранных граждан и лиц без гражданства;

— определить основания и
особенности привлечения к труду иностранных граждан и лиц без гражданства на
территории РФ;

— выявить особенности
правового статуса иностранного работника;

— проанализировать
проблемы
правового регулирования труда иностранных граждан и лиц без гражданства на
территории РФ и пути их решения.

Объектом исследования
являются общественные отношения, связанные с трудом иностранных граждан и лиц
без гражданства на территории РФ.

Предметом исследования
являются положения, установленные в нормативно-правовых актах РФ, регулирующие
труд иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ.

Теоретическую базу
исследования составили труды российских ученых: Веретельниковой Е.В.,
Кудрявцевой Л.В., Малышева Е.В., Минкиной Н.И., Таскаевой Р.С. и других.

Методологическую основу
исследования составляет комплекс общенаучных и специальных методов познания
правовой действительности.

В качестве нормативной
базы исследования использованы положения нормативно – правовых актов, в первую
очередь, Конституции РФ, ТК РФ, Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ
«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Структура курсовой
работы определяется ее целью и задачами, состоит из введения, двух глав, состоящих
из четырех параграфов, заключения и списка использованных источников. [1] Магомедов К.О.
Проблемы миграции трудовых ресурсов в Российской Федерации // Мониторинг
общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2013. — № 5. — С. 53. [2] Латухина К. Окно
для честных // Рос. газета. — 2016. — 1 апр. — С. 2.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование
позволяет сделать следующие выводы.

Основные положения
российского законодательства о порядке привлечения иностранных граждан к
трудовой деятельности закреплены в Конституции РФ, Трудовом кодексе РФ, Федеральном
законе «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Это лишь некоторые
нормативные акты, регулирующие трудовую деятельность иностранных граждан в
Российской Федерации: российское миграционное законодательство включает в себя
более 10 федеральных законов, свыше 100 указов президента, постановлений и
распоряжений правительства, нормативных правовых актов различных министерств и
иных органов исполнительной власти, десятки межгосударственных и
межправительственных соглашений. Действующее законодательство, которым
регламентируется порядок привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства
к труду в России, отличается разбросанностью норм в различных нормативных
правовых актах и как результат их противоречивостью друг с другом.

Особенность заключения
трудового договора с иностранным гражданином заключается в том, что трудовая функция
будущего работника-иностранца должна указываться работодателем, учитывая вид
деятельности, которая обозначается в разрешении на работу, и профессию,
сведения о которой содержатся в разрешении на привлечение и использование
иностранных работников. В качестве обеспечения наиболее простого и доступного
способа пребывания в Российской Федерации, а также осуществления трудовой
деятельности стали чаще использовать получение патентов.

Для этих субъектов труда
наше законодательство устанавливает ограничительно-разрешительный порядок,
который означает, что особые требования при трудоустройстве и дальнейшей
деятельности предъявляются не только к мигранту, но и к его работодателю,
обязанному вести учет за привлеченными работниками такой категории и обеспечивать
контроль за ними. Такое разное определение трудового статуса мигранта
свидетельствует о противоречии нормативных актов нашей страны друг другу. И,
несмотря на верховенство Конституции РФ, в которой говорится о равенстве
иностранцев в трудовой сфере, наши государственные органы отдают предпочтение
именно административному подходу, требующему разрешительных документов на
осуществление трудовой деятельности. Таким образом, можно говорить о
формально-декларативном характере трудовых отношений, субъектом которых
является иностранный элемент.

На сегодняшний день
регулирование правоотношений, в которых участвует иностранный элемент, является
достаточно несовершенным. Несмотря на все попытки государства в оптимизации
российского законодательства, регулирующего трудовую деятельность иностранных
граждан, имеющиеся статистические данные, свидетельствующие за последние 5 лет
об уменьшении количества оформленных разрешений на работу специалистам разной
категории, современные тенденции в сфере внешней трудовой миграции во многом не
вполне благоприятны. Среди них выделяются следующие проблемные аспекты:
уклонение работодателей от уплаты налогов; предоставление иностранным
работникам минимальных трудоправовых гарантий; торможение роста оплаты труда в
секторе низкоквалифицированного труда; распространение инфекционных заболеваний
среди мигрантов и др.

С целью дальнейшего
решения правовых проблем по регулированию труда иностранных граждан необходимо
создать новую модель правовых отношений работодателя и иностранных работников с
целью нахождения оптимального баланса трудовых ресурсов; уменьшить
бюрократические препоны на пути легализации и занятости в Российской Федерации
иностранных граждан.

Регулирование труда
иностранных граждан должно быть направлено на борьбу с недобросовестными
работодателями, т.к. в большинстве случаев нелегальное положение мигрантов
объясняется заинтересованностью работодателя по многим экономическим причинам
принимать иностранных граждан на работу нелегально. Для этого необходимо
обеспечить эффективный государственный контроль за миграционными процессами.

Мы считаем, что в РФ
необходимо разработать единый кодифицированный акт, который бы непосредственно
регулировал трудовую деятельность иностранных работников, и в рамках которого
бы были детально решены все выделенные в рамках данной научной работы проблемы.
Создание такого «Кодекса трудовой миграции» должно стать одной из
первоочередных задач законодателя в рамках намеченной Концепции миграционного
развития.

В заключение следует
отметить, что названные направления решения правовых проблем по регулированию
труда иностранных граждан необходимо применять комплексно, только такой подход
позволит решить указанные проблемы в полной мере и обеспечить должное правовое
положение иностранных граждан в трудовых отношениях в Российской Федерации.

 

Фрагмент текста работы:

 

В соответствии с
Конституцией РФ «запрещается дискриминация иностранных граждан по признакам
языка, расы, пола, национальности, вероисповедания и т.д.».[1] Однако несмотря на то, что
иностранные граждане, находящиеся в Российской Федерации, пользуются правом
свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности
и профессию, эта свобода имеет ряд ограничений, предусмотренных федеральным
законодательством. В частности, они не могут быть призваны на военную службу, не
могут занимать должности судьи, прокурора, следователя, нотариуса, адвоката,
должностного лица таможенных органов, патентного поверенного; служить в
полиции; заниматься промысловой добычей рыбы и других водных животных и
растений в водоёмах Российской Федерации.

На иностранных граждан
также распространяются все общие нормы трудового законодательства России:
получение социальных пособий и отдых, охрана труда, регулирование труда женщин,
лиц с семейными обязанностями, работников в возрасте до 18 лет.

В Трудовом кодексе РФ
(далее – ТК РФ) содержится ряд особенных положений, регулирующих труд
иностранных граждан в Российской Федерации. В частности, наряду с указанным в
ст. 65 ТК РФ[2]
перечнем документов, необходимых для заключения трудового договора, «иностранный
работник обязан также предоставить договор (полис) добровольного медицинского
страхования, разрешение на работу или патент, разрешение на временное
проживание в Российской Федерации, вид на жительство». Кроме того,
предусмотрены особенности регулирования изменения, прекращения трудового
договора с иностранными гражданами и отстранения их от работы, которые
обозначены в гл. 50.1. Также ст. 327.7 ТК РФ для иностранных граждан
предусмотрено дополнительное «выходное пособие в размере двухнедельного среднего
заработка, которое «выплачивается работнику, являющемуся иностранным
гражданином или лицом без гражданства, при расторжении трудового договора в
связи с приостановлением действия или аннулированием разрешения на привлечение
и использование иностранных работников, на основании которого такому работнику
было выдано разрешение на работу».

Несмотря на гарантии и
льготы, установленные для иностранных граждан, ряд положений ТК РФ имеет
противоречивый характер. В частности, в ст. 327.1 ТК РФ закреплено, что «между
работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и
работодателем заключается трудовой договор на неопределённый срок», а в
случаях, предусмотренных ст. 59 ТК РФ, — «срочный трудовой договор».

В письме Федеральной
службы по труду и занятости «О заключении трудового договора с временно
пребывающим в Российской Федерации иностранным работником на неопределённый
срок» от 23.10.2013 г. № ПГ/9509-6-1 разъяснено, что «обязанность заключать с
иностранцем срочный трудовой договор ТК РФ не предусмотрена.[3]

Закон о правовом
положении иностранцев не обязывает работодателя заключать с такими лицами
трудовой договор только на срок действия разрешения на работу».

Таким образом, по мнению
Роструда, трудовой договор с временно пребывающим в России иностранцем может
быть заключён на неопределённый срок. Данное уточнение законодателя носит
спорный характер, поскольку все иностранные граждане получают ограниченное по
времени право осуществлять трудовую деятельность. В частности, те из них, кто работает
на основании патента, могут осуществлять трудовую деятельность на территории
Российской Федерации не более 2 лет с даты его выдачи, а
высококвалифицированные специалисты — до 6 лет.

Кроме того, в силу ст. 15
Конституции РФ, а также ч.1 ст. 10 ТК РФ к трудовым правоотношениям могут быть
применены отдельные положения международных договоров, содержащие иные правила,
чем предусмотренные российским трудовым законодательством. Например, в
соответствии со ст.44 Договора между Российской Федерацией и Республикой Польша
о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам
«стороны трудового договора могут сами выбрать законодательство, регулирующее
их трудовые отношения».[4] Подобные положения
отражены и в других международных договорах.

Более детально статус
иностранных граждан определён в Федеральном законе «О правовом положении
иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ, в
ст.13.3 которого указаны основные правила привлечения к работе иностранных
граждан работодателями Российской Федерации на основании как гражданского, так
и трудового договора: «… иностранец должен законно находиться на территории
Российской Федерации; он прибыл из страны, с которой установлен безвизовый
режим; иностранный гражданин достиг возраста 18 лет; иностранный гражданин
имеет действительный патент, выданный в соответствии с миграционным
законодательством». [1] Конституция
Российской Федерации от 12.12.1993 (в ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. –
2014. — № 31. — Ст. 4398. [2] Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от
24.04.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 3. [3] О заключении
трудового договора с временно пребывающим в Российской Федерации иностранным
работником на неопределённый срок: письмо Федеральной службы по труду и
занятости от 23.10.2013 № ПГ/9509-6-1 // Рос. газета. — 2013. — № 249. [4] О ратификации
Договора между Российской Федерацией и Республикой Польша о правовой помощи и
правовых отношениях по гражданским и уголовным делам [Электронный ресурс]:
федер. закон от 13.07.2001 № 96-ФЗ // Режим доступа:
https://fzakon.ru/laws/federalnyy-zakon-ot-13.07.2001-n-96-fz.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы