Курсовая теория Юриспруденция Уголовное право

Курсовая теория на тему 1. Распознание ложных показаний свидетелей.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ЛЖЕСВИДЕТЕЛЬСТВА.. 6
1.1 Ложные
показания: психологическая характеристика. 6
1.2
Состояние, форма и структура лжесвидетельства. 8
ГЛАВА 2.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СЛЕДОВАТЕЛЯ С «ЛОЖНЫМ СВИДЕТЕЛЕМ». 16
2.1 Методы
выявления ложных показаний свидетелей. 16
2.2
Ответственность свидетеля за дачу ложных показаний. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 27

  

Введение:

 

ВВЕДЕНИЕ

Ни одно государство не может обойтись без эффективного
уголовного правосудия. Следовательно, общественные отношения для нормального и
беспрепятственного отправления правосудия очень ценны и должны быть адекватно и
серьезно защищены. Именно поэтому как в России, так и за рубежом
препятствование правосудию, даже путем обмана, карается санкциями.

В нашей стране жертвы и свидетели обязаны давать
правдивые показания. В случае нарушения (невыполнения или ненадлежащего
выполнения) этой обязанности они несут уголовную ответственность по статье 307
Уголовного кодекса. Поэтому необходимо напомнить о серьезных последствиях
лжесвидетельства. Ведь сообщение ложных сведений дознавателю, следователю,
прокурору и суду может ввести их в заблуждение относительно истинной картины
происшедшего, вследствие чего обстоятельства дела не будут установлены полно,
всесторонне и объективно. Это, в свою очередь, приведет к судебным ошибкам, за
которыми будут стоять сломанные жизни многих людей. Ложные показания усложняют
расследование и затягивают процесс, не позволяя быстро и полностью раскрыть
преступление.

Статья 6 Уголовного кодекса Российской Федерации
предусматривает, что наказание и иные меры уголовно-правового характера,
применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то
есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления,
обстоятельствам его совершения и личности осужденного. В то же время, как
справедливо отмечал выдающийся правовед М.Д. Шаргородский, "наказание
должно помогать обществу в борьбе за его существование и, следовательно,
наказание достигает своих целей тогда, когда оно способствует уменьшению тех
деяний, которые угрожают существованию и интересам общества".

Однако наказание, установленное ст. 307 УК РФ за
лжесвидетельство, на сегодняшний день является чрезмерно мягким.
Неквалифицированное лжесвидетельство, то есть лжесвидетельство, не связанное с
обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, вообще не
предусматривает лишения свободы, ограничиваясь штрафом, обязательными работами,
исправительными работами или арестом. Это означает, что правонарушение
классифицируется как проступок. При этом не учитывается, что общественная
опасность этих деяний в некоторых случаях очень высока (например, когда
свидетель умышленно создает алиби лицу, совершившему серию убийств, путем дачи
ложных показаний; когда лжесвидетельство связано с обвинением лица в совершении
преступления средней тяжести, например, развратных действий или
неквалифицированной кражи).

Результатом слишком мягкого санкционирования правила,
запрещающего дачу ложных показаний, является, с одной стороны, снижение общей
превентивности, поскольку потенциальные лжесвидетели готовы понести
относительно легкие негативные последствия своего преступления в случае
разоблачения (особенно когда, например, преступник сразу же сообщает
потенциальному лжесвидетелю о своей готовности, в случае необходимости, с лихвой
покрыть все расходы по уплате штрафа за его выгодные неправдивые показания). С
другой стороны, сотрудники правоохранительных органов иногда менее активны и
настойчивы в выявлении лжесвидетельств и доказательстве вины лжесвидетелей,
понимая, что их значительные усилия, как правило, приведут лишь к небольшому
штрафу.

Все вышесказанное указывает на актуальность написания
курсовой работы по данной теме.

Предметом работы являются общественные отношения,
возникающие в рамках уголовной ответственности за дачу заведомо ложных
показаний.

Предметом исследования является эффективность норм об
ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Целью курсовой работы является изучение особенностей
уголовной ответственности несовершеннолетних за совершение преступлений,
предусмотренных статьей 158 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить
следующие задачи:

1. рассмотрите исторические аспекты эволюции
уголовного законодательства, предусматривающего уголовную ответственность за
дачу заведомо ложных показаний.

2. раскрыть субъективный и объективный состав
преступления в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской
Федерации.

3. Определить эффективность криминализации заведомо
ложных показаний.

Нормативную основу работы составили положения
уголовного законодательства, как действующего, так и ранее действовавшего.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заведомо ложные
показания свидетеля или потерпевшего, заключение эксперта или неправильный
перевод (ст. 307 УК РФ), по сути, являются способом привлечения лица к
ответственности или освобождения его от такой ответственности. Они представляют
собой умышленные и общественно опасные деяния, направленные против интересов
правосудия и личности.

Статья 307
Уголовного кодекса состоит из двух частей и примечания. В первой части
описывается основное преступление и описываются деяния меньшей тяжести. Во
второй части описываются квалифицирующие признаки состава преступления и
описываются преступления средней тяжести. В примечании к статье содержится
специальное основание для освобождения от уголовной ответственности в связи с
деятельным раскаянием.

Общественная
опасность этих преступлений заключается в препятствовании полному, объективному
и всестороннему расследованию дела, его справедливому разрешению судом и, таким
образом, в посягательстве на основы правосудия. Также затрагиваются законные
права и интересы истца, ответчика, подозреваемого, обвиняемого, подсудимого,
потерпевшего и других лиц, участвующих в судебном процессе.

Объектом
преступления являются общественные отношения в сфере правосудия.

Объективная
сторона заключается в даче заведомо ложных сведений в суде или в ходе
предварительного следствия:

(1) Показания
свидетелей: информация, содержащая ложные или искаженные сведения о любом
обстоятельстве, имеющем значение для уголовного дела, в том числе о личности
обвиняемого, потерпевшего и их взаимоотношениях с ними и другими свидетелями;

(2) Показания
потерпевшего: информация, предоставленная потерпевшим в ходе допроса в
досудебном производстве или в суде, содержащая ложные сведения о событии
преступления (времени, месте, способе и других обстоятельствах совершения
преступления), о характере и размере вреда, причиненного преступлением, о
взаимоотношениях с подозреваемым, обвиняемым и т.д;

3) Экспертные
заключения: содержание экспертизы и выводы по вопросам, поставленным перед экспертом
лицом, ведущим уголовный процесс, или сторонами, не соответствующие
действительности, изложенные в письменной форме;

(4) Показания
эксперта: информация, предоставленная экспертом в ходе допроса после получения
заключения эксперта с целью уточнения или разъяснения заключения эксперта,
которая не согласуется с выводами, сделанными в ходе экспертизы;

5) показания
эксперта — сведения, сообщенные экспертом в ходе экспертизы об обстоятельствах,
требующих специальных познаний, а также пояснения его мнения, не
соответствующие суждениям по вопросам, поставленным перед экспертом сторонами;

6) сознательный
неправильный перевод.

Субъективная
сторона — прямой умысел. Субъект правонарушения специальный: свидетель,
потерпевший, эксперт, специалист или переводчик.

Часть 2 статьи
307 Уголовного кодекса предусматривает ответственность за те же действия в
сочетании с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого
преступления.

Примечание
содержит условия освобождения от уголовной ответственности за дачу ложных
показаний, экспертизу, заключение эксперта или неправильный перевод.

Эффективность
статьи 307 Уголовного кодекса не достигается при нынешней редакции статьи. Для
борьбы с лжесвидетельством необходимо ужесточить ответственность за него. Для
того чтобы статья 307 УК РФ действительно начала работать и предостерегать
потенциальных лжесвидетелей от совершения данного преступления, необходимо
включить ее первую часть в категорию преступлений средней тяжести, санкция
которых предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет
или штрафа в размере 100-200 тысяч рублей.

Кроме того,
данную статью необходимо дополнить еще одной частью, предусматривающей
ответственность за заведомо ложные показания свидетеля, потерпевшего либо
заключение или показания эксперта, а также за заведомо неправильный перевод в
суде или при производстве предварительного расследования по уголовному делу о
тяжком или особо тяжком преступлении. Это преступление, как и то, которое в
настоящее время предусмотрено в статье 307(2) Уголовного кодекса, должно быть
классифицировано как тяжкое преступление и не должно предусматривать никакого
альтернативного наказания в виде лишения свободы.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ЛЖЕСВИДЕТЕЛЬСТВА

1.1 Ложные показания: психологическая характеристика

Ложные показания — это вид лжи, распространяемой
конкретным субъектом (свидетелем, потерпевшим, некоторыми другими участниками
уголовного или гражданского процесса) в момент выяснения обстоятельств по делу
и зафиксированной в установленной законом процессуальной форме. Таким образом,
психологическая характеристика лжесвидетельства вытекает из характеристики
самой лжи.

В повседневной жизни люди часто используют слова
"ложь", "фальшь", "обман" как синонимы, но с
точки зрения психологии эти понятия имеют разное содержание. Суть ложных
показаний — ложь, под которой понимается сознательное утверждение понятий,
высказывание суждений, противоречащих правильно отраженной в сознании субъекта
объективной действительности, то есть сознательная дезинформация кого-либо.
Однако не всякая ложь является заведомо ложными показаниями, а только те,
которые даются судебным и следственным органам об обстоятельствах, имеющих
значение для конкретного дела, то есть относящихся к фактам, подлежащим
доказыванию и допустимым в качестве доказательства в соответствии с законом.

Ложность — это намеренное искажение действительности;
чаще всего она выражается в содержании речевых сообщений, непосредственная
проверка которых невозможна или затруднена; при ложных сообщениях человек
осознает их неустойчивость и прибегает к гиперкомпенсации[1].

Ложь является частью человеческого существования, она
появляется в самых разных ситуациях и интерпретируется по-разному. Человеческая
ложь может быть продиктована эгоистическими мотивами и направлена, например, на
достижение личного благополучия за счет других: такая ложь не одобряется
обществом. Ложь может быть продиктована благородными мотивами (например, врач
лжет тяжелобольному человеку) и в такой ситуации считается морально
оправданной. Как ни парадоксально, но жить без лжи невозможно. [1]
Белкин Р.С.
Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. От теории — к практике. М.:
Юрид. лит., 2012. — 302 с.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы