Курсовая с практикой на тему Зороастризм — религия Древнего Ирана
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИНДОИРАНСКИЕ ПЛЕМЕНА ИХ РЕЛИГИЯ И БЫТ 6
1.1 Индоиранские племена их заселение Ирана 6
1.2 Верование Индоиранских племен 11
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ЗОРОАСТРИЙСКОГО УЧЕНИЯ 14
2.1 Священная книга зороастризма 14
2.2 Основные положения веры зороастризма 16
2.3 Обряды зороастризма 21
ГЛАВА 3. ЗОРОАСТРИЗМ КАК ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ САСАНИДСКОГО ИРАНА 25
3.1 Сасанидский Иран 25
3.2 Искусство Сасанидского Ирана 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 43
Введение:
Актуальность самой древней ограниченной локально религией является зороастризм. Данная религия возникла на рубеже второго тысячелетия до н. э. в Средней Азии и распространилась по всей восточной части Закавказья. Основал зороастризма легендарный пророк Заратуштра. Самой важной особенностью зороастризма является выраженный дуализм, представление о постоянном противоборстве злого и доброго начала. Зороастризм здесь предписывает поклонение огню, и рассматривается как «очищенная сила». Покойников, которые были последователями зороастризма, хоронят в «башнях молчания».
Самой древней ограниченной локально религией является зороастризм. Данная религия возникла на рубеже второго тысячелетия до н. э. в Средней Азии и распространилась по всей восточной части Закавказья. Основал зороастризма легендарный пророк Заратуштра . Самой важной особенностью зороастризма является выраженный дуализм, представление о постоянном противоборстве злого и доброго начала. Зороастризм здесь предписывает поклонение огню, и рассматривается как «очищенная сила». Покойников, которые были последователями зороастризма, хоронят в «башнях молчания». Они все считают, что тела людей нельзя будет ни предавать земле, ни сжигать, так как подобные трупы оскверняют огонь и землю. Зороастрийцы всегда верят в бессмертие души, конец мира и загробную жизнь.
Священной книгой для зороастризма здесь является Зенд-Авеста. В седьмом веке после завоевания Средней Азии и Юго-Западной арабами позиции данной религии были очень сильно поколеблены, а после этого она была вытеснена с данной территории полностью. Большая группа зороастрийцев эмигрировала потом в Индию. Таких зороастрийцев называют там парсами. В данный момент времени зороастризм испытал большие изменения, в нем усилились заметно монотеистические тенденции. К зороастрийцам также примыкает секта йазидов, в их вероучение наряду с зороастрийскими положениями вошли элементы христианства и ислама. Являясь дуалистами, зороастрийцы, йазиды, они почитают не только здесь доброе начало, но и злое, изображая его как павлина . В связи со всем этим наблюдается постоянное предубежденное отношение к данной религии со стороны многих групп христиан и мусульман, которые считают данную секту «поклонниками дьявола», «чертомолами».
В Юго-Западной части Азии возникла также еще одна религия — мандеизм. Она появилась в первом веке н. э. в Двуречье и при этом вобрала в себя ряд различных элементов христианства, иудаизма и древних восточных верований. Для мандеизма здесь характерны близкие христианству обряды, к примеру, причащение и крещение. Мандеи в качестве пророка почитают здесь Иоанна Крестителя. Как зороастризм, так и мандеизм в наше время не так популярны, поэтому по проведенной статистике они занимают лишь долю от мировой религии. Все последователи Заратуштры признают блага Ахура Мазду. По принятому «Исповеданию», зороастриец всегда именует себя: Заратуштри (прямым последователем Заратуштры); Видаэва (противником дэвов — арийских божков); Ахуро-ткаэша (приверженцем здесь религии Ахуры); Маздаясна (почитатель Мазды).
Объект исследования: зороастризм.
Предмет исследования: Зороастризм это религия Древнего Ирана.
Цель исследования: изучить религию Древнего Ирана — зороастризм.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Изучить индоиранские племена, их религию и быт;
2. Рассмотреть основы зороастрийского учения;
3. Проанализировать зороастризм как государственную религию Сасанидского Ирана.
Хронологические рамки исследования – с I по IX век до н. э.
Территориальные рамки исследования – Древний Иран.
Историография темы — Философско-мировоззренческая система зороастризма, его догматика, содержание Авесты нашли отражение в трудах и исследованиях нескольких поколений крупных русских и советских ученых, таких, как К.А. Коссович, .К.Г. Залеман, С.Ф. Ольденбург, В.В. Бартольд, В.В. Струве, А.А. Фрейман, Е.Э. Бертельс, И.С. Брагинский, М.М. Дьяконов, И.М. Дьяконов, В.И. Абаев, И. Алиев, И.М. Оранский, М.А. Дандамаев, В.А. Лившиц, А.О. Маковельский, В.Г. Луконин, Б.Г. Гафуров, Э.А. Грантовский и др.
Среди зарубежных специалистов, внесших большой вклад в изучение Авесты и зороастризма, можно отметить Анкетиля Дюперрона, Е. Бюрнуфа, Ф. Шпигеля, В. Гайтера, Ж. Дармстетера, Э. Бенвениста, Э. Герцфельда, У. Хеннинга, Г. Виденгрена, И. Маркварта, К. Гельднера, Ж. Дюшен-Гийемена, М. Моле, М. Бойс, Р. Фрая, С.Х. Таги-заде, М. Пур-Давуда.
Обращает на себя внимание скудость источников и литературы о положении зороастрийцев в Иране в разные исторические периоды. Почти полностью отсутствуют данные о положении, социальном составе, жизни и деятельности зороастрийского религиозного меньшинства в современном Иране.
Источниковая база — являются результаты научных исследований представителей отечественной и зарубежной научной практики. В частности, весомый вклад в изучение зороастризма Древнего Ирана осуществили Авдиев, В. И., Богомолов А.И., Брагинский И.С., Васильев, Л. С., Журавлева И.А., K. B. Тревер, Панкин, С., Угринович, Д.М., Шантепи Де Ля и др.
Принципы и методы исследования — принципы историзма и объективности, комплексного, сравнительного и системно-структурного анализа, законы и категории диалектики.
Заключение:
Древние народы, населявшие Иранское плоскогорье, были в основном индоевропейского (арийского) происхождения. Поэтому их религиозные верования во многом схожи с религиями народов древней Европы и древней Индии.
Но были и существенные различия. В частности, существа, которые в Индии считались злыми духами — асурами, у иранцев считались олицетворением сил добра — ахурами.
Главным олицетворением этих сил является глава пантеона — Ахура Мазда.
На территории Ирана возникла одна из самых интересных и загадочных религий человечества-зороастризм. Большинство ученых сходятся в том, что сам главный проповедник и пророк Заратустра родился в Иране, за 1000 лет до н.э.
Оказывается, зороастризм, родившийся в недрах совсем еще древнего рода человеческого, из язычества, вплотную подошёл к монотеизму, и в этом отношении является первой такой философией. Единый главный бог зороастризма Ахура Мазда, бог света и добра. Эта религия впервые описала мир, как борьбу добра и зла . То есть, мысль человеческая поднялась до высокого уровня обобщения, абстракции. Так, объяснив существование зла, зороастрийцы сумели объяснить и то, почему в мире происходят плохие и злые вещи.
В течение всей истории религии Древнего Ирана прослеживается четкая тенденция разграничения и противопоставления сил добра и зла. Особенно это видно на примере реформ, которые осуществил выдающийся религиозный деятель Древнего Ирана по имени Заратустра.
Его имя обросло легендами, но, по большому счету, нам мало что известно о нем. Лишь обрывочные и весьма противоречивые свидетельства Авесты — священной книги Зороастризма — доносят до нас крупицы более или менее достоверных сведений о нем. Жил он в промежутке между XII и VI веками до Р. Хр. Был жрецом. В возрасте 30 лет ему начались видения, побудившие его к проповеди, которая, впрочем, была мало успешна. После его смерти лишь горстка его учеников проживала на Северо-Западе Ирана. Первые персидские императоры — Кир Великий и Камбиз — не имели ни малейшего представления, ни о Заратустре, ни о его учении.
При других правителях Ахеменидской Империи оно начинает распространяться и завоевывать себе все новых и новых приверженцев.
Суть учения Заратустры сводилась к следующему. Он доводит до крайности противопоставление сил добра, олицетворяемых Ахура Маздой, и сил зла, олицетворяемых Ангра-Майнью. По большому счету Заратустра отказывает в статусе Бога всем, кроме Ахура Мазды. Все остальные божества — это не боги, а лишь благие качества (амешаспента) Ахура Мазды, который в системе Заратустры становится аналогом «Абсолютного Блага» Платона. Бог по Заратустре благ и всё творит благим, поэтому Он не повинен в существующем в мире зле .
Бога человек может узреть в виде света или огня. Таким образом, все молитвы и обряды надо совершать, повернувшись лицом к источнику света. Зороастрийцы не огнепоклонники, огонь для них не бог, а только его проявление, так же как и солнечный свет.
Говорят, огонь этот горит с 470 года н.э., то есть еще с доисламского периода. Поддерживают огонь служители в белых одеждах, которые подкладывают ему дрова из миндального дерева. Служители подходят к огню в маске, чтобы случайно не осквернить огонь слюной или дыханием.
Одна из эмблем зороастризма, известная практически всем, это фаравахар, времен великого Дария. У них зороастризм был официальной религией.
Крылья влекут человека к богу. Крылья состоят из трех частей: добрые дела, добрые мысли, добрые слова.
А хвост тянет человека вниз, от Бога. Тоже три вещи: плохие мысли, дела и слова.
Кольцо в руке — символ соединения человека с богом, именно это кольцо стало прообразом наших обручальных колец. А вот большое кольцо на талии -это символ нашего мироздания .
Мир состоит их четырех стихий: огня, воды, воздуха и земли, и все эти стихии необходимо содержать чистыми, не загрязнять. Вот где лежали основы ответственного отношения к природе! 3000 лет назад именно поэтому, чтобы не загрязнять почвы и воды, зороастрийцы не закапывали в землю своих умерших, а относили их в Башни Тишины. Такие башни еще сохранились вблизи Язда. Покойников склевывали птицы, а кости, потом сбрасывали в яму посереди башни.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ИНДОИРАНСКИЕ ПЛЕМЕНА ИХ РЕЛИГИЯ И БЫТ
1.1 Индоиранские племена их заселение Ирана
Почти на десять тысяч километров от Черного до Желтого морей простерся степной пояс Евразии. На протяжении тысячелетий здесь сменялись различные народы и культуры. В I тыс. до н.э. по данным анналов Ассирии, персидских и греческих источников здесь обитали саки-скифы. Современные лингвисты считают, что их язык принадлежал к большой арийской (индоиранской) семье, входящей в состав индоевропейской языковой общности.
Но кто были индоиранцы? Сами себя они называли ариями. Это многочисленная группа народов, включающая три ветви.
1. Древние племена дардов и нуристанцев, населяющие горы Гиндукуш в верховьях реки Инд, сохранившие архаичную культуру и древнейшие мифологические представления, в том числе культ Индры и наркотического напитка.
2. Жители большей части Индостана, ведущие свою родословную от индоариев — создателей мифологических текстов Ригведы, Атхарваведы, Шатапатха-брахманы, более поздних Пуран и замечательных эпических поэм Махабхарата и Рамаяна .
К этой же группе индоариев относится отколовшаяся от них часть, ушедшая в XVII—XVI вв. до н.э. далеко на запад в Переднюю Азию на север Месопотамии, населенный неиндоевропейским народом — хурритами. Арии в XV—XIII вв. до н.э. стали военной элитой государства Митанни, и их цари носили арийские имена. Они поклонялись древним общеиранским божествам Индре, Митре, Вару не, близнецам Насатья, а также Сурье, Мар у там, Арте (Барроу 1976: 30, 31). Точная дата истории митаннийских ариев — около 1350 г. до н.э., когда принц Митанни Шаттиваса (старое чтение Куртиваза, Мат ив аза) сбежал с отрядом из Аррапхи к царю могущественного Хеттского царства Суппилулиуме и подписал с ним договор, скрепленный именами богов, в том числе арийских. Примерно к тому же времени относится трактат о коневодстве, написанный митаннийцем Киккули и переведенный на хеттский язык. Но числительные и, главное, термины, связанные с выездкой колесничных коней и их мастями, являются индоарийскими. Из этого следует, что индоарии Митанни выделялись на Ближнем Востоке своим искусством коневодства, что позволило им ввести новую колесничную тактику боя. Это было важнейшей инновацией в военном деле Передней Азии и обеспечило установление арийского господства в Митанни. Такой вывод подтверждают имена царей и военной элиты: Твишраттха — «Имеющий мчащиеся колесницы», Вриттхашва — «Обладающий большими конями».
3. Ариями называли себя и западные иранцы — персы, расселившиеся в Иране и в VI—IV вв. до н.э. создавшие огромную Ахеменидскую империю, простиравшуюся от Египта до Индии.
К восточно-иранским народам причисляются древние земледельцы юга Средней Азии, Афганистана и Белуджистана: хорезмийцы, согдийцы, арейцы, бактрийцы . Согласно распространенной гипотезе, пророк и великий реформатор Заратуштра действовал среди восточных иранцев, возможно в Бактрии. Проповеди пророка Гаты вошли в состав религиозной книги иранцев Авесты, другую важнейшую ее часть составляют Яшты — гимны, обращенные к древнейшим общеиндоиранским богам, к которым взывали и индоарии в Индии и Митанни. Это Митра, близнецы Насатья, Арта, известен и Индра, но как второстепенный персонаж. Древние иранские сказания нашяи отражение в великом сочинении Фирдоуси Шахнаме, а некоторые эпические предания до сих пор бытуют на Памире.
Еще одну ветвь восточно-иранских народов составляли кочевники евразийских степей. В персидских источниках их называют саками, в греческих — скифами. Их отдаленными потомками сегодня являются осетины Кавказа, сохранившие древний эпос Нарты, в котором многие до сих пор бытующие сюжеты и образы находят истоки в индоиранской мифологии
Индоиранские народы на протяжении четырех тысяч лет своего существования играли выдающуюся роль в истории Старого Света и продолжают ее играть в современном мире с все нарастающей силой.
В древности, как свидетельствуют ахеменидские персидские и греческие источники, ираноязычные народы занимали к Старом Свете гигантскую территорию степей от Северного Причерноморья до глубин Сибири, всю Среднюю Азию, Афганистан и Иран.
Каковы были древнейшие судьбы степей Евразии? Важнейшим событием в истории всего Старого Света явился переход от присваивающей экономики (собирательство, охота и рыболовство) к производящей экономике (выращивание растений и разведение домашних животных). Великий английский археолог Гордон Чайлд назвал это событие «неолитической революцией» . Она совершилась в VIII—VI тыс. до н.э. в Малой Азии, где произрастали дикие предки ячменя и пшеницы, и водился вид горных баранов, которые были одомашнены. Производящее хозяйство постепенно распространилось во всей Передней Азии и Египте, и вскоре были доместицированы крупный рогатый скот и свинья. Позже земледелие и скотоводство утвердились на юге Средней Азии, в Индии и Закавказье, а также на Балканах в зонах цивилизаций второго порядка. При посредстве создателей европейских культур линейно-ленточной керамики, а позже трипольской, эти важнейшие достижения цивилизации появились в Подунавье и Северном Причерноморье.
Дальнейшие судьбы населения Старого Света определялись экологическими условиями регионов. К III тыс. до н.э. сложилось три зоны культур: на юге — Древний Восток, где в условиях ирригации удавалось получать максимальный урожай, что явилось предпосылкой формирования там государственных образований. К этой зоне тяготели также Эгейский мир, Балканы и Подунавье, хотя урожайность полей была ниже, но основу экономики составляли все же земледелие и металлургия Эгеи и балканского очага. Из этого региона навыки производящего хозяйства попали в степи Причерноморья. Экологические особенности степи, являющейся огромным естественным пастбищем, обусловили утверждение здесь комплексного земледельческо-скотоводческого хозяйства, в котором главную роль играло скотоводство.
Распространение в степи изобретенных в Передней Азин колесных повозок, запряженных парой волов, позволило скотоводам легко передвигаться по степным просторам, интенсифицировать пастушеское хозяйство.
Третья зона Старого Света — лесная — простиралась к северу от степи. Суровый климат препятствовал развитию здесь производящего хозяйства, и лес оставался зоной охоты, рыболовства и собирательства. Это разделение ойкумены на природно-хозяйственные зоны сохранялось вплоть до Средневековья.
К началу III тыс. до н.э. степь Евразии от Дуная до Великой китайской стены делилась на два региона: к востоку от рек Урап и Эмба была зона, где в основном сохранялась присваивающая неолитическая экономика, а от Дуная до Волги пастухи были знакомы с земледелием и разводили крупный и мелкий рогатый скот. Важным фактором в культуре степняков было знакомство с лошадью, которую первоначально использовали только в пищу, но постепенно делали попытки ее приручения . Табуны диких коней водились в степях, и уже в IV тыс. до н.э. здесь сложился культ этого животного, которому впоследствии было суждено сыграть выдающуюся роль в истории всех индоиранских народов.
Археологическая культура (точнее, общность), распространенная в III тыс. до н.э., носит название ямной, поскольку захоронения ямников совершены в грунтовых могилах под курганами; в американской археологии за степными культурами утвердила совершенно неверное название «Курганные культуры»).
Важнейшей инновацией ямного времени было появление в степях колесного транспорта: открытых возов или крытых кибиток с цельными деревянными колесами, запряженных парой волов при помощи ярма и дышла. Это новшество позволило пастухам расширить территорию пастбищных угодий, передвигаясь за скотом.
Другим важным прогрессивным явлением эпохи было внедрение медных изделий, поступавших первоначально с западных балканских рудников, а позже также с Кавказа.
Ямная культурная общность представляет большое значение для изучения интересующей нас истории индоиранцев, поскольку в создателях этой культуры многие лингвисты и археологи видят или «сех индоевропейцев, и пи только часть их, включая и н доиоакцев .
В Великой степи произошли климатические изменения: мягкий и влажный климат сменился на холодный и сухой. И арийцы пришли в движение: одна часть населения двинулась на юг в поисках земли «обетованной», благоприятной для земледелия, а другая создала принципиально новый тип хозяйства – кочевое скотоводство. Произошли и другие эпохальные сдвиги – бронзовый век сменился на железный, степняки освоили верховую езду на лошадях.
2.200 — 1.900 гг. до н.э.: Изобретена колесница, что привело к расколу и быстрому распространению иранцев и индо-ариев из Бактрийско-маргианского археологического комплекса в Среднюю Азию, Северную Индию, Иран.
— 1.900 г. до н.э. выделение из индоиранской общности индоарийской (индская) и праиранской ветвей.