Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Значение сюжетно-ролевых игр для социализации школьников в условиях инклюзивного образования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретические основы социализации младших школьников в условиях инклюзивного
образования. 6

1.1
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья как педагогическое
явление. 6

1.2. Игровая
деятельность как средство социализации личности младшего школьника. 15

Глава 2.
Практические аспекты социализации младших школьников посредством
сюжетно-ролевой игры в условиях инклюзивного
образования. 19

2.1.
Социализация младших школьников в сюжетно-ролевой игре (теоретико-практические
подходы к решению проблемы) 19

2.2. Описание
хода работы по использованию сюжетно-ролевой игры в социализации младших
школьников в условиях инклюзивного образования  32

Заключение. 38

Список литературы   40  

Введение:

 

Сегодня проблема
социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной и
часто обсуждаемой на различных уровнях российского образования. Понятно, что
социализация, как активное приспособление к условиям социальной среды, служит
основой благополучия человека в обществе. Личное и социальное благополучие
любого человека зависит от его успешного труда, условий его быта, интересного
досуга. Но у детей с ограниченными возможностями здоровья процесс социализации
существенно затруднен, при этом их будущее напрямую зависит от умения
трудиться, зарабатывать себе на жизнь, от умения создать свой быт, выстроить отношения
с окружающими, организовать свой досуг. Педагоги обсуждают новые пути
социализации детей с ОВЗ. Одним из средств, повышающих эффективность работы в
данном направлении, является организация и реализация педагогической поддержки
в образовательном процессе.

Стоит отметить, что в
настоящее время родители детей с ОВЗ отправляют их в общеобразовательные
учреждения. В рамках ОУ эти дети должны не только осваивать учебную программу,
согласно стандартным требованиям, но также и социализироваться в коллективе,
который состоит из обычных здоровых детей. В связи с этим встает острый вопрос
о процессе социализации детей с ОВЗ в рамках ОУ. Именно поэтому можно говорить
об актуальности выбранной темы.

Проблемой адаптации детей
с ОВЗ в общеобразовательном учреждении занимаются исследователи различных
направлений:

        социализация: Бондаренко Б.С., Егорова Т.В., Колесникова
И.А., Олешкевич В.И., Сластенин В.А., Шеманов А.Ю. и др.;

        инклюзия: Брызгалова С. О., Валицкая А. П., Грозная Н.С.,
Дмитриева Т.П., Иттерстад Г., Борисова Н.В., Прушинский С.А., Леонгард Э.И.,
Краснова Н.А., Пирожник Н.Т., Прудникова М.С., Лореман Т., Деппелер Д., Харви
Д., Назарова Н.М., Семаго Н.Б., Шеманов А.Ю., Попова Н.Т.

        психология детей с ОВЗ и психологические диагностики:
Выготский Л.С., Жигорева М.В., Панова И.Г., Рубинштейн С. Я., Шипицына Л.М.;

        коррекционная педагогика: Бондаренко Б.С., Жигорева М.В.,
Зварыгина Ю. В., Лалаева Р.И., Гермаковска А., Малофеев Н.Н., Никольская О.С.,
Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л., Олешкевич В.И., Соколова Н.Д., Стребелева Е.А.
и др.

Игра выступает не только
основным времяпровождением, но и тем видом деятельности, в рамках которого идет
развитие ребенка. В игре ребенок осваивает нормы и правила человеческих
отношений, учится управлять собой и другими, развивает мышление, внимание,
память и речь. Игра выступает не только средством развития ребенка, но и
уникальным диагностическим инструментом, так как по характеру игровых действий
можно сделать заключение о степени готовности ребенка к учебной деятельности,
об особенностях психической жизни младшего школьника.

Проблема исследования
обусловлена наличием противоречий между тем, что современный воспитательный
процесс, нацеленный на социализацию младших школьников, будет более
плодотворным при условии реализации развития детей старшего дошкольного
возраста посредством сюжетно-ролевой игры и недостатком у педагогов умений
анализировать характер взаимосвязи игровых умений и состояния социального
развития ребенка – младшего школьника.

Цель исследования:
выявить значение сюжетно-ролевой игры для социализации детей младшего школьного
возраста.

Объект исследования:
социализация детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования:
сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей младшего школьного возраста
в условиях инклюзивного образования.

Гипотеза исследования:
мы предполагаем, что сюжетно-ролевая игра детей младшего школьного возраста
является условием социализации, так как в сюжетно-ролевой игре при выполнении
ролевых действий дети усваивают реальные социальные нормы взрослого
взаимодействия и, присваивая их, переносят на свое реальное поведение.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть
особенности социализация детей с ограниченными возможностями здоровья как
педагогическое явление.

2. Изучить игровую
деятельность как средство социализации личности младшего школьника.

3. Проанализировать
особенности социализация младших школьников в сюжетно-ролевой игре
(теоретико-практические подходы к решению проблемы).

4. Описать ход работы по
использованию сюжетно-ролевой игры в социализации младших школьников в условиях
инклюзивного образования.

Методы исследования:
сбор и анализ теоретической базы, синтез полученных данных.

Практическая значимость
исследования
заключается в том, что разработанная программа социализации детей с ОВЗ
в общеобразовательном учреждении и при реализации психолого-педагогической
поддержки может быть использована на базе любого общеобразовательного
учреждения. Также данная программа может помочь в процессе социализации детей с
ОВЗ.
 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

В настоящее время остро
стоит вопрос социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В
связи с этим обратимся к пониманию понятия социализации.

Под социализацией будем
понимать педагогический процесс, верифицирующий возможности и условия включения
развивающейся личности в социальные и социально-профессиональные отношения,
располагающие общество и личность к определению возможностей сотрудничества и
общения, где процесс ободрения или поощрения является значимым и решающим в
продуцировании благ и ценностей, ресурсов и возможностей как личности, так и
общества в целом.

Социализация является
неотъемлемым процессом в адаптации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного
учреждения. При этом существует несколько методик: начиная от инклюзивной программы
образования и заканчивая культурологическим процессом социализации в рамках
образовательного процесса. Наиболее интересным и продуктивным является
последний вариант социализация детей в младшем подростковом возрасте.

В настоящее время
исследователи имеют четкую позицию касательно психолого-педагогической
поддержки. Данная позиция заключается в том, что такая поддержка необходима и
должна осуществляться на многосторонней основе. Психолого-педагогическая
поддержка должна оказываться педагогам, которые впервые имеют дело с детьми с
ОВЗ, родителям – педагогами, дефектологами и т.д., а также непосредственно
детьми, с которыми обучаются дети с ОВЗ. Именно такой подход позволит
обеспечить успешность процесса социализации детей с ОВЗ.

Анализ литературы по теме
исследования свидетельствует о социализации личности ребенка первых восьми лет
жизни в динамическом развитии игры с дошкольного детства к младшему школьному.

Определяющим в этом
процессе является содержание игры в свете тех правил, с помощью которых ребенок
соотносит себя с действительностью, в отношениях со взрослыми.

Отбор содержания, его
интерпретация детьми предопределяется построением педагогического процесса
педагогом, акцентирующим их внимание на образе взрослого человека, его
отношениях и поведении.

В играх современных
детей в связи с происшедшими изменениями в обществе возрастает значение
подвижных игр с правилами. В них мобилизируются духовные силы ребенка в
достижении самостоятельно выдвигаемых целей. Правила, регулирующие социальные
отношения в мире, способствуют социализации личности ребенка, так как с помощью
правил он апробирует и практикует свой социальный опыт, что влияет и на
содержание, и на качество протекания самостоятельной игры. Социальный опыт
ребенка ограничен в познании окружающей действительности, а с восприятием
игровых правил оно углубляется и способствует увлекательному проживанию им
сюжета в игре. Сознание своей самостоятельности и удовольствия становится
источником детской уверенности, коммуникативных отношений с окружающими,
становления социализируемой личности.
 

Фрагмент текста работы:

 

В настоящее время остро
стоит вопрос социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В
связи с этим обратимся к пониманию понятия социализации.

С.В. Алехина определяет
социализацию как процесс становления личности, усвоения индивидом языка,
социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры,
присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и
обогащение им социальных связей и социального опыта [
2].

В психологическом словаре
социализация рассматривается как процесс и результат усвоения и активного
воспроизведения индивидом социального опыта, системы социальных связей и
отношений в его собственном опыте [
11].

Социализация ребенка –
процесс длительный и очень сложный. С одной стороны, любое общество, прежде
всего само заинтересовано в том, чтобы каждый ребенок, приняв и усвоив систему
социальных и нравственных ценностей, идеалы, нормы и правила поведения, смог
жить в этом обществе, стать его полноправным членом. С другой стороны, на
формирование личности ребенка большое влияние оказывают и разнообразные
стихийные, спонтанные процессы, происходящие в окружающей жизни [6].

Рассматривая проблему
социализации и ее соотношение с обучением и воспитанием, Н.М. Назарова
определяет ее как развитие и самореализацию человека на протяжении всей жизни в
процессе усвоения и воспроизводства культуры общества [
18].

Процесс социализации
сложен и неоднороден, его особенности непосредственно связаны с социальным
климатом, нормами морали и этики в микро-, мезо- и макрогрупповых отношений,
предопределяющих формирование мультисреды и личности, реализующей идеи
многомерного становления и развития в структуре ведущей деятельности и общения,
хобби и отдыха.

Социализация как форма
принятия личности обществом уникальна, т.к. исторические особенности
полисубъектных и межгрупповых отношений иллюстрируют нам свои и достижения (высоты),
и деформации, необъективно преподносящие и визуализирующие заслуги и недочеты
различных направлений деятельности и возможностей того или иного субъекта
(личности) или группы лиц, включенных в процесс постановки и решения
определенного класса противоречий.

Социализация и качество
реализуемого контента в ресурсах социальных отношений зависит от внутренних
факторов (наследственность, темперамент, характер, национальность,
сформированные приоритеты, привычки, качества и пр.) и от внешних факторов
(социальные требования, общественный нормы, этика, гуманизм и пр.).

У детей с ОВЗ процесс
социализации имеет свои особенности. Процесс социализации сложен для детей с
различными проблемами развития. Здесь на первый план выдвигается проблема
подготовки этих детей к самостоятельной жизни и работе, т.е. интеграция их в
окружающий социум, в сообщество обычных детей, что может быть достигнуто
специальными мерами, связанными с психолого-педагогическим сопровождением в
процессе обучения и воспитания. Интеграция детей с проблемами в общество
предполагает:

— воздействие общества и
социальной среды на личность ребенка;

— активное участие в этом
процессе самого ребенка;

— совершенствование
самого общества.

В свое время специальное
исследование Б.И. Пинского выявило, что у некоторых детей обнаруживается
пониженная и хрупкая самооценка; эти дети очень зависимы от внешней оценки. У
других, более глубоко отсталых, самооценка повышена; такие дети мало реагируют
на внешнюю оценку. Следует учесть наличие кажущейся независимости от внешней
оценки. Это явление может возникнуть даже у ранимых и низко оценивающих себя
детей, но привыкших к неудачам и создавших себе своего рода защитный барьер от
внешней оценки [
11].

Физиологической основой
эмоций и чувств является взаимодействие связей, образующихся в коре больших
полушарий и в подкорковой области. Ослабление деятельности всей высшей нервной
системы и снижение уровня и темпа психического развития ребенка с ОВЗ его
эмоциональным процессам определяет ряд специфических особенностей.

Ребенка с ОВЗ часто
характеризует слабость и неустойчивость намерений, которые проявляются в том,
что ребенок не испытывает желания активно действовать, а склонен к короткой и
близкой мотивации. Ослабление силы волевых действий, связанное с недостатком
стойких побуждений, обусловлено снижением функциональной активности мозга и
ослаблением тонуса эмоциональной сферы. Отсюда значительное понижение того оптимального
уровня импульсивности, без которого волевой акт состоятся не может. Ребенок с
ОВЗ зачастую не доводит до конца задуманное и начатое дело, забывает о нем [
19].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы