Курсовая с практикой на тему Значение невербальной коммуникации в журналистской практике
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Раздел 1.
Теоретические аспекты эффективного использования невербальной коммуникации в
журналистской практике. 6
1.1. Общие
понятия и сущность невербальной коммуникации. 6
1.2.
Особенности применения невербальной коммуникации в деятельности журналистов,
блогеров, ведущих. 12
Выводы.. 15
Раздел 2.
Анализ практического применения элементов невербальной коммуникации в
деятельности известных журналистов, ведущих и
блогеров. 16
2.1.
Характеристика невербальных средств коммуникации Бориса Корчевникова в
программе «Судьба человека» на канале «Россия-1». 16
2.2.
Особенности невербальной коммуникации блогера Ю. Дудя. 21
Выводы.. 24
Заключение. 26
Список
использованной литературы.. 28
Приложения. 31
Введение:
Важнейшими видами общения в современном обществе остается
вербальное и невербальное. В последние десятилетия значительно возрос научный
интерес именно к невербальным средствам коммуникации, поскольку этот компонент
социального поведения человека играет не менее важную, а в некоторых случаях и
ведущую роль в коммуникативном процессе.
Эффективность любых коммуникативных контактов определяется
не только тем, насколько понятна речь собеседника, но и тем, насколько умело он
пользуется жестами, мимикой и другими невербальными средствами для передачи
визуальной информации. В современных условиях актуальность исследования системы
невербальных средств коммуникации определяется возрастающей потребностью людей
в применении неязыковых компонентов общения в новых прикладных областях, таких
как юриспруденция, реклама, телевидение, интернет и пр.
Специфика коммуникативного процесса, который происходит с
помощью телевидения или монитора компьютера, смартфона, прежде всего,
заключается в том, что основной путь передачи информации к зрителю –
визуальный. Именно поэтому для телеведущих и видеоблогеров важны не только
вербальные, но и невербальные средства коммуникации. Жестикуляция, наравне и в
сочетании с мимикой, является основным невербальным средством общения в тележурналистике,
ведь часто телевизионный формат ограничивает возможности учета зрителем других
невербальных средств (походка и т.д.).
Значение жестикуляции и мимики по-разному проявляется в телепрограммах
разного жанра, тематики и проблематики: они могут передавать эмоции, уточнять
информацию, акцентировать внимание и т.д. Также различной является и роль
невербальных средств коммуникации на телевидении и в видеоблогах. Это и
определяет актуальность обращения к теме данной курсовой работы: «Значение
невербальной коммуникации в журналистской практике». Целью исследования является рассмотрение
особенностей невербальной коммуникации в журналистской среде.
Задачи работы
включают следующее:
—
рассмотреть общие понятия и характеристики
невербальной коммуникации и основных профессиональных инструментов в
деятельности журналиста;
—
изучить сущность невербальной коммуникации;
—
выявить особенности применения невербальной
коммуникации в деятельности журналистов, блогеров, ведущих;
—
дать анализ практического применения элементов
невербальной коммуникации в деятельности известных журналистов, ведущих и
блогеров.
Объект исследования – невербальная
коммуникация как профессиональный инструмент у журналистов.
Предмет исследования
– особенности использования средств невербальной коммуникации в журналистской
практике.
В ходе выполнения данной работы был использован метод
анализа литературных источников – на этапе определения сущности невербального
общения, метод систематизации и классификации – на этапе изучения видов жестов,
их функций, описательный метод – на этапе характеристики особенностей
использования невербальных элементов общения телеведущими и блогерами;
сравнительный метод – на этапе сравнения роли невербальной коммуникации в телепрограммах
и видеоблогах.
Источниками
исследования в данной работе стали выпуски телепрограммы «Судьба человека с
Борисом Корчевниковым» за период с января 2020 года по февраль 2021 года, а
также программы «вДудь» на платформе «YouTube» за период 2018-2020 годов.
Заключение:
Проведенное исследование показало, что невербальные элементы
коммуникации являются важной составляющей процесса общения не только в жизни,
но и на экранах телевизоров. При этом под невербальной коммуникацией понимают
систему кинесических средств, то есть движений другого человека, которые воспринимаются
визуально. Основными средствами невербальной коммуникации являются жесты,
мимика, поза, взгляд, походка человека.
Именно язык жестов и мимики телеведущего является одним из
главных факторов формирования его имиджа. Особенно эти качества важны для
программ в формате интервью, ток-шоу, где ведущий должен создать в аудитории
дружественную атмосферу и расположить к себе интервьюируемого, демонстрируя
свои эмоции, заинтересованность разговором и т.д. Конечно же безэмоциональный
ведущий не сможет удержать и внимание телеаудитории. Поэтому роль невербальных
средств общения важна и для получения максимально открытых ответов от
интервьюируемого, и для формирования популярности программы.
В рамках практического исследования в данной работе проведен
анализ использования невербальных средств коммуникации в телепрограмме «Судьба
с Борисом Корчевниковым» и видеоблоге «вДудь». Сравнение особенностей
использования поз, жестов и мимики авторами и ведущими этих программ показали
много схожего и некоторые отличия.
Схожесть в том, что оба ведущие активно используют различные
виды жестов: иллюстраторы, регуляторы, адаптеры, жесты-символы. Все они
направлены на создание необходимой атмосферы в студии, привлечения внимания
аудитории. Среди жестов-иллюстраторов оба журналиста чаще используют
указательные жесты как призыв обратить внимание на конкретный демонстрируемый
объект или персонаж. Жесты-символы используются ими значительно реже. Отличие состоит в том, что
Борис Корчевников не позволяет себе использовать раскрепощенные позы,
тогда как Ю. Дудь обычно сидит, закинув ногу на ногу с разведенными коленями,
облокотившись на стул или кресло. Также
Б. Корчевников не использует, в отличие от блогера, иллюстративный жест
указательным пальцем в направлении героя программы или другого объекта (для
этого телеведущий использует только указание четырьмя пальцами ладони).
Что касается жестов-адаптеров, То Б. Корчевников использует
их активно, но все же меньше, чем Ю. Дудь. Например, это жест сложенных перед
собой ладоней (демонстрация умиления), утверждающие кивки головой как
демонстрация увлеченности и внимания к словам интервьюируемого. При этом
телеведущий зачастую «переигрывает» на публику, в результате чего его улыбки
чрезмерно любезные, умиление слишком явное и т.д.
В видеоблоге Юрия Дудя жесты-адаптеры используются чаще.
Например, блогер применяет в коммуникации такие жесты-адаптеры: два пальца под
подбородком (задумчивость, интерес к словам героя программы); поднятый
указательный палец с целью остановить мысль собеседника, дать уточнение,
детализировать слова; сложенные указательный и большой палец для детализации и
уточнения; открытый рот и перекатывание пальцев у груди (демонстрация удивления
и заинтересованности) и другие.
При этом разнообразные
жесты-адаптеры Ю. Дудя не воспринимаются как наигранные, поскольку блогер
демонстрирует ими свои реальные и
достаточно бурные эмоции, переживания. Частично это связано с тем, что обсуждаемые в его
программе темы действительно затрагивают очень эмоциональные темы и активная
мимико-жестовая реакция журналиста на ответы интервьюируемая оценивается как
вполне адекватная и соразмерная вызываемым эмоциям.
Фрагмент текста работы:
Важнейшими видами общения в современном обществе остается
вербальное и невербальное. В последние десятилетия значительно возрос научный
интерес именно к невербальным средствам коммуникации, поскольку этот компонент
социального поведения человека играет не менее важную, а в некоторых случаях и
ведущую роль в коммуникативном процессе.
Эффективность любых коммуникативных контактов определяется
не только тем, насколько понятна речь собеседника, но и тем, насколько умело он
пользуется жестами, мимикой и другими невербальными средствами для передачи
визуальной информации. В современных условиях актуальность исследования системы
невербальных средств коммуникации определяется возрастающей потребностью людей
в применении неязыковых компонентов общения в новых прикладных областях, таких
как юриспруденция, реклама, телевидение, интернет и пр.
Специфика коммуникативного процесса, который происходит с
помощью телевидения или монитора компьютера, смартфона, прежде всего,
заключается в том, что основной путь передачи информации к зрителю –
визуальный. Именно поэтому для телеведущих и видеоблогеров важны не только
вербальные, но и невербальные средства коммуникации. Жестикуляция, наравне и в
сочетании с мимикой, является основным невербальным средством общения в тележурналистике,
ведь часто телевизионный формат ограничивает возможности учета зрителем других
невербальных средств (походка и т.д.).
Значение жестикуляции и мимики по-разному проявляется в телепрограммах
разного жанра, тематики и проблематики: они могут передавать эмоции, уточнять
информацию, акцентировать внимание и т.д. Также различной является и роль
невербальных средств коммуникации на телевидении и в видеоблогах. Это и
определяет актуальность обращения к теме данной курсовой работы: «Значение
невербальной коммуникации в журналистской практике». Целью исследования является рассмотрение
особенностей невербальной коммуникации в журналистской среде.
Задачи работы
включают следующее:
—
рассмотреть общие понятия и характеристики
невербальной коммуникации и основных профессиональных инструментов в
деятельности журналиста;
—
изучить сущность невербальной коммуникации;
—
выявить особенности применения невербальной
коммуникации в деятельности журналистов, блогеров, ведущих;
—
дать анализ практического применения элементов
невербальной коммуникации в деятельности известных журналистов, ведущих и
блогеров.
Объект исследования – невербальная
коммуникация как профессиональный инструмент у журналистов.
Предмет исследования
– особенности использования средств невербальной коммуникации в журналистской
практике.
В ходе выполнения данной работы был использован метод
анализа литературных источников – на этапе определения сущности невербального
общения, метод систематизации и классификации – на этапе изучения видов жестов,
их функций, описательный метод – на этапе характеристики особенностей
использования невербальных элементов общения телеведущими и блогерами;
сравнительный метод – на этапе сравнения роли невербальной коммуникации в телепрограммах
и видеоблогах.
Источниками
исследования в данной работе стали выпуски телепрограммы «Судьба человека с
Борисом Корчевниковым» за период с января 2020 года по февраль 2021 года, а
также программы «вДудь» на платформе «YouTube» за период 2018-2020 годов.