Курсовая с практикой Педагогика/Психология Актуальные проблемы специальной педагогики

Курсовая с практикой на тему Значение музыкально-театрализованной деятельности для развития детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования музыкально-театрализованной деятельности для развития детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ 6
1.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ 6
1.2. Музыкально театрализованная деятельность как средство развития детей с ОВЗ 13
Глава 2. Методик использования музыкально-театрализованной деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ 24
2.1 Особенности организации музыкально-театрализованной деятельности с старшими дошкольниками с ОВЗ 24
2.2. Организация музыкально-театрализованной деятельности с детьми с ОВЗ 29
Заключение 33
Список литературы 35

 

  

Введение:

 

Дошкольный возраст – благоприятный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок дошкольного возраста открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.
Эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей [13].
Проблемой коррекции эмоциональных реакций занимались Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. В. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, П. В. Симонов, Н. С. Ежкова, К. Изард и другие. Данные специалисты считают, что эмоциональная сфера является важнейшей системой психики, тесно связанная с когнитивной, волевой, мотивационной сферами и, безусловно, влияет на любые проявления человеческой активности, обеспечивая адаптацию к изменяющимся условиям окружающей действительности.
Особенности эмоциональных реакций детей старшего школьного возраста с ОВЗ, оказывают отрицательное влияние на эффективность воспитания и обучения ребенка, его адаптацию в социуме. Особенно это важно для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, которым вскоре предстоит обучение в школе.
В обосновании актуальности выбранной темы главным является то, что развитие и коррекция эмоциональных реакций у детей дошкольного возраста с ОВЗ является необходимым условием эффективного обучения и воспитания, предупреждения социальной дезадаптации.
Развитие и коррекция эмоциональных реакций на музыкально театральных занятиях оказывает наиболее сильное воздействие: изменяет его настроение, снижает тревогу и напряжение. Доказано, что музыкально театрализованная деятельность может повышать психический тонус, снижать раздражительность и агрессивность.
Научная новизна:
1. Выявление особенностей эмоциональных реакций, характерных для детей с ОВЗ;
2. Доказательство целесообразности коррекции эмоциональных реакций у детей с ОВЗ на музыкально театрализованных занятиях;
3. Составление коррекционно-развивающих занятий по коррекции эмоциональных реакций у детей с ОВЗ на музыкально театрализованных занятиях.
Объект исследования – психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Предмет исследования – особенности коррекции эмоциональных реакций детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ посредствам музыкально театрализованной деятельности.
Цель исследования: изучить особенности организации музыкально театрализованной деятельности в процессе развития детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить особенности развития детей с ОВЗ.
2. Проанализировать роль музыкально театрализованной деятельности в процессе развития детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
3. Рассмотреть методику организации музыкально театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
4. Подобрать комплекс упражнения для музыкально театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Гипотеза исследования: В процессе реализации коррекционно-развивающей работы на музыкально театрализованных занятиях у детей с ОВЗ происходит развитие эмоциональных реакций.
Методы и методики исследования: анализ психолого-педагогической и специальной литературы, опыт педагогов по проблеме исследования.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья. Однако с 2016 года это понятия заменено. Гуманнее говорить «дети с особыми потребностями». В такой формулировке акцент ставится на несовершенстве общества, а не на дефектах людей. Это общество, его институты и системы в силу собственной ограниченности не могут обеспечить равные условия для каждого ребенка. Потому акцент ставится на изменение условий среды, модернизацию в интересах особых детей.
Использование музыкально-театрализованной деятельности в работе с детьми позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с нравственным воспитанием, коррекцией памяти, воображения и фантазии. Огромная сила воздействия музыкально-театрализованной деятельности развивает, воспитывает многие положительные качества личности и дает реальную возможность адаптироваться ребенку в социальной среде.
Вовлечение в музыкально-театральную деятельность детей с ОВЗ обеспечивает комплекс психолого-педагогических условий, способствующих положительному терапевтическому эффекту, коррекции психоэмоционального состояния, а также влияет на развитие многих компонентов личности детей данной категории. Благодаря комплексной деятельности, сочетающей драматургию, пение, движение, музыку, художественно-изобразительное творчество, любой ребенок или подросток может компенсировать недостаток одной способности другой, более развитой в данный момент. Занятия театральным искусством имеют, по сути, сходный с психоанализом механизм, который помогает снимать «цензурный запрет», открывая клапаны для очищения души. Душевная боль, проблемы, комплексы — все, что так отрицательно влияет на психику ребенка, погруженного в дисгармоничное общество, может быть существенно скомпенсировано и гармонизировано средствами театрального искусства. Творчество в области искусства активно вовлекает и развивает все сферы психики человека: ум, волю, чувства. Искусство театра, театрализованная деятельность детей с ОВЗ является эффективным средством коррекциикоммуникативных сфер у детей школьного возраста с отклонениями в развитии и одним из эффективных средств развития эмоциональной сферы детей с нарушением интеллекта.
Очень важны для детей с ОВЗ отношения в коллективе. Музыкально-театрализованная деятельность способствует вовлечению данной категории детей в совместную коллективную деятельность. Этому способствуют общие занятия по изучению актерского мастерства, сценической речи, сценического движения, занятия по подготовке и проведению общих праздников, выступлений. Коллективная работаспособствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формирование нравственных качеств ребят, обучает нормам достойного поведения. Одна из задач педагога создать комфортный микроклимат, чтобы дети чувствовали себя единым дружным творческий коллективом.
В процессе подготовки к музыкально-театрализованной деятельности педагогу предоставляется возможность:
— приобщить детей к устному творчеству народов мира,
-рассказать об истоках театрального искусства,
-сформировать представление о составляющих сценического образа;
-развить эмоционально-волевую сферу;
-расшить словарный запас.
Создаются благоприятные условия для организации совместной деятельности, где у детей есть возможность творческого поиска, реализации своих замыслов, проявления самостоятельности. Здесь в процессе интересного, значимого для них сотворчества без труда усваиваются правила взаимоотношений и взаимодействия, воспитывается умение видеть и слышать своих товарищей, сотрудничать с ними и помогать им. Развивается способность передавать эмоциональное состояние через мимику, жесты, движение; происходит коррекция всех психических процессов, личностных качеств, поведения.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы использования музыкально-театрализованной деятельности для развития детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

1.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ
Количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей инвалидов, с каждым годом растёт. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети инвалиды. Они резко отличаются от общепринятых норм.
Как следствие в коррекционной педагогике появились следующие понятия: лица с особыми образовательными потребностями употребляются для обучающихся, лица с ограниченными возможностями (жизнедеятельности). «Лицо с ограниченными возможностями здоровья», это понятие встречается в области образования, нормативно правовых документах России [2].
«Лицо с ограниченными возможностями здоровья — лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования» [6].
Можно выделить следующие категории детей:
 незрячие;
 слабовидящие;
 лица с тяжелыми нарушениями речи;
 лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
 дети с задержкой психического развития;
 лица с нарушением интеллекта;
 лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
 лица со сложными недостатками развития.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы