Курсовая с практикой на тему Значение микросоциального окружения в преодолении заикания у дошкольников.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ направлений в исследовании заикания и предпосылок его развития у детей дошкольного возраста 6
1.1 Анализ научных направлений в исследовании проблемы заикания 6
1.2 Вопросы изучения этиологических факторов при появлении и развитии заикания у дошкольников 11
1.3 Пути профилактики развития заикания у дошкольников 14
1.4 Значение микросоциального окружения в преодолении заикания у дошкольников 16
Глава 2. Организация, методы и результаты экспериментального исследования значения микросоциального окружения в преодолении заикания у дошкольников 18
2.1 Организация экспериментального исследования 18
2.2. Анализ полученных результатов исследования 25
Глава 3. Психолого-педагогические рекомендации по профилактике развития заикания у детей дошкольного возраста 30
3.1 Рекомендации по профилактике развития заикания в условиях практической деятельности логопеда 30
Заключение 36
Список использованной литературы 38
Введение:
Актуальность темы. Вопросы профилактики развития заикания у дошкольников, как и других речевых нарушений, являются ключевыми для логопедии в целом, так как их предупреждение всегда целесообразнее, чем коррекция или перевоспитание (Ф.А. и Е.Ф. Рау).
Известно, что возникновение заикания обусловлено воздействием ряда факторов биологического (наличие семейного заикания, левшества, нервно психических заболеваний, остаточных явлений ранней мозговой органики) и социально-психологического характера. Особое значение имеют психические травмы, острого (испуг), либо пролонгированного характера особенности воспитания в семье, приводящие к развитию у ребенка невротических черт характера. Также особенности речевой среды в семье, которая не является для ребенка положительным примером для подражания и демонстрирует торопливость, неорганизованность речевого поведения семейного окружения, отсутствие артикуляционной разборчивости в речи родителей, что вызывает у детей, повышенную тревожность, страхи, дисгармонию речевого поведении, отсутствие контроля собственной речи и т.д.
Так, М.Е. Хватцев, среди прочих предрасполагающих причин указывает на эмоциональную напряженность, неустойчивость, дезорганизацию ребенка, проявляющуюся в скрытой психической ущемленности, повышенной реактивности на почве ненормальных отношений с окружающими.
Среди производящих причин, важное место с точки зрения М.Е. Хватцева занимают те психосоциальные факторы, которые развиваются по подражанию и обусловливают неправильное формирование речи в детстве (речь на вдохе, косноязычие, скороговорение), когда звук произносится в то время, как речевые органы, вследствие торопливости уже перестроены на последующую артикуляцию; чрезмерный вдох перед речью, расплывчатые словесные формулировки, частое повторение и потребление непонятных слов. При этом он указывает на специфичность воздействия речи у родителей к своим детям (одновременно в акте восприятия и воспроизведения). При этом называя ее «нервной речью», которая в стремлении ребенка подражать родителям, вызывает нервное напряжение, проявляющееся у нервных детей в виде заикания, особенно при демонстрации своих способностей к декламации перед гостями, а также при рефлекторном закреплении физиологических итераций в момент рассогласования моторной организации речевого акта и построения его смысловой программы.
В настоящее время лишь в единичных исследованиях (Рау Е.Ю., Чайкина А.С., Авдеева Е.,С.) встречается информация о влиянии коммуникативно-речевой среды семейного окружения заикающихся детей, которое отличается своеобразием, как с точки зрения воспитания и взаимоотношений, так и речевого образца. Демонстрирующего ребенку неправильные примеры для подражания (торопливость, сбивчивость, артикуляционную неразборчивость, наличие сорных слов, отсутствие границ текста, импульсивность, превышение уровня громкости, высотности при речи, неумение выслушать собеседника и др.), что подтверждает актуальность данной тематики.
В связи с этим, объектом исследования является профилактика развития заикания у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс выявления предпосылок развития заикания у детей дошкольного возраста и пути профилактики.
Цель исследования: выявление предпосылок развития заикания у детей дошкольного возраста и разработка психолого-педагогических рекомендаций для профилактики.
Гипотеза исследования: содержала предположение о том, что наряду с имеющимися в литературе данными о предпосылках развития заикания у детей особое значение имеют факторы микросоциального окружения и особенностей речевой коммуникации в семье, являются основой для разработки психолого-педагогических рекомендаций в рамках профилактической работы с семьями, ориентируясь на «зону» ближайшего развития их речи.
Цель исследования предполагает решение следующих задач:
1. Провести теоретический анализ специальной литературы;
2. Провести изучение речевого и психофизического статуса заикающихся дошкольников экспериментальной группы;
3. Выявить предпосылки (биологического и социально-психологического характера) для развития заикания у детей;
4. Провести изучение факторов микросоциального окружения заикающихся дошкольников как предпосылок невротизации их личности и развития заикания;
5. Проанализировать особенности микросоциального окружения заикающихся дошкольников на основе включенного наблюдения;
6. Разработать психолого-педагогические рекомендации по профилактике развития заикания у детей дошкольного возраста на модели психолого-педагогической методики семейной реабилитации заикающихся дошкольников Ю.Б. Некрасовой – Е.Ю. Рау.
Методы исследования:
— теоретический анализ данных литературы в сравнительном аспекте;
— экспериментальное исследование констатирующего типа с использованием следующих методик:
— логопедического обследования по традиционной схеме;
— тематических рисуночных тестов и наблюдений.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Ученые нашего столетия считают заикание нарушенным ритмом и темпом в устной речи, в процессе которого возникают судороги мышц речевого аппарата. Подобные нарушения начинаются у детей от 2 до 6 лет. В данном возрасте речь является более всего восприимчивой к высшей нервной деятельности. Нарушения нервной системы малыша станет причиной заикания.
Даже несмотря на то, что психолого-педагогическая характеристика у заикающихся дошкольников была изучена недостаточно, мы можем сделать определенные выводы: традиционные классические и современные исследования говорят нам о наличии достаточно тесной связи между заиканием и психофизическим состоянием того, кто заикается. Это может помочь в процессе психолого-педагогического подхода к изучению лечению заикания.
Относительно причин появления заикания можно сделать вывод, что существует множество факторов появления заикания – биологические, социальные, психологические. Одно можно сказать точно, что дошкольники в силу своей возбудимости в эмоциональном плане и неготовности к переработке внешних воздействий окружающей среды больше подвергаются бурным эмоциональным реакциям, чем взрослые. На данном этапе функция речи, которая является самой хрупкой, может пострадать в первую очередь.
Все симптомы заикания, о которых было сказано раньше, являются изменчивыми и непостоянными. Для психических симптомов проблемы заикания характерно их сознательное и «вторичное» происхождение. Их наличие в большой мере усугубляет общую картину заикания и осложняет процесс борьбы с данной проблемой. Очень важно не ждать полного развития всех симптомов заикания, а стараться бороться с ним на начальной стадии, еще до появления психических синдромов, в дошкольном возрасте. Именно поэтому рассмотрение симптомов заикания являлось таким важным заданием.
В вопросах борьбы с проблемой заикания исследователи и сейчас высказывают различные точки зрения. Мы считаем, что наиболее правильной из всех точек зрения является та, которая подразумевает комплексный медико-педагогический и психологический подход к проблеме реабилитации тех, кто болеет заиканием.
Проведя исследование детей с заиканием, нами была проведена комплексная работа по его устранению.
Также мы разработали методические рекомендации воспитателям и родителям по работе с заикающимися детьми.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретический анализ направлений в исследовании заикания и предпосылок его развития у детей дошкольного возраста
1.1 Анализ научных направлений в исследовании проблемы заикания
Заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Начало этого расстройства речи падает обычно на период интенсивного формирования речевой функции, то есть 2-6-летний возраст детей. В связи с этим некоторыми авторами оно называется эволюционным заиканием (Ю.А. Флоренская, 1949 и др.) или заиканием развития (К.П. Беккер, М. Совак, 1983 и др.).
Выделяя при всем многообразии клинической картины заикания физиологические и психические моменты, первичными считают расстройства физиологического характера. На основе физиологических расстройств формируются психологические особенности личности заикающегося, которые усугубляют заикание, и тогда психологические изменения нередко выступают на первый план [28].
Впервые наиболее полно симптоматика заикания была представлена в работе И. А. Сикорского «Заикание» (1889). Проявления заикания у лиц в разные возрастные периоды изучали М. Е. Хватцев, М. Зееман, Э. Фрешельс, В. А. Гиляровский.
В настоящее время условно выделяются две группы симптомов, находящиеся в тесной взаимосвязи: биологические (физиологические) и социальные (психологические) [13, с.129].
А. Либманн наиболее выдающимся клиническим симптомом заикания считал нарушение непрерывности речи. Последнее чаще всего наблюдается перед началом слова, реже также на слоге посреди слова. «Остановки» постоянно происходят на согласных звуках. На гласных звуках вообще никогда не происходит заикания, и дрожание голоса, иногда появляющееся у очень сильно заикающихся пугливых субъектов не должно смешивать с заиканием. То, что обыкновенно называется вокальным заиканием… есть не что иное, как заикание на согласных, или, иначе говоря, задержка звука при так называемом резком произношении речи, тонкое придыхание, согласное смыкание голосовых связок [6, с.66-68].