Курсовая с практикой на тему Значение кросс культурных исследований для решения задач детской психологии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Особенности кросс культурных исследований 4
1. Кросс культурная психология и ее аспекты 4
1.2. Цели кросс культурной психологии 9
1.3. Методы кросс культурных исследований и их примеры 10
1.4. Кросс культурные исследования в работах М.Мид, Э.Эриксона, А.Р.Лурия, М.Коула, Р.Низбетта 13
Выводы к главе 1 23
Заключение 24
Список литературы 25
Введение:
Актуальность
Любое кросскультурное исследование проводится для сопоставления поведения индивидов, выросших в разных социально-культурных услови-ях. Факторы естественного развития и фона (истории), которые в обычном эксперименте являются причинами артефактов, в кросскультурном иссле-довании являются независимыми переменными.
По своей сути кросскультурное исследование является вариантом ис-следования expost-facto, поэтому все требования и ограничения примени-мы к нему в равной мере.
Методологом кросскультурной психологии является В. Вундт («Психология народов»). Главное проявление «народного духа», по В. Вундту, — языковая деятельность (не языковая система). Основным мето-дом «психологии народов» является понимание, сравнительная интерпре-тация элементов культуры.
В современной кросскультурной психологии господствует эмпириче-ский метод. При этом её предметом выступают особенности психики людей с точки зрения их детерминации социокультурными факторами, специ-фичными для каждой из исследуемых общностей.
Теоретико-методологическая основа. Работы таких исследователей как М.Мид, Э.Эриксона, А.Р.Лурия, М.Коула, Р.Низбетта.
Цель: изучение значения кросс культурных исследований для реше-ния задач детской психологии.
Задачи:
1. Проанализировать кросс культурную психологию и ее аспекты
2. Изучить цели кросс культурной психологии
3. Проанализировать методы кросс культурных исследований и их примеры
4. Изучить кросс культурные исследования в работах М.Мид, Э.Эриксона, А.Р.Лурия, М.Коула, Р.Низбетта.
Заключение:
Кросс-культурная психология — это область психологии, которая изучает развитие и функционирование психологии в контексте обуслов-ленности социальных, культурных и экологических факторов, формиру-ющих психологию. Кросс-культурная психология стремится выявить об-щие и специфические характеристики психологического развития, а также теории, которые их описывают. Примером кросс-культурных исследова-ний является работа М. Мида о гендерных ролевых различиях.
Кросс-культурная психология выявляет общие и специфические ха-рактеристики психологического развития и изучает законы психологиче-ского развития и функционирования в контексте обусловленности, форми-руемой социальными, культурными и средовыми факторами.
Цели кросс-культурной психологии заключаются в следующем:
— В передаче и проверке, когда психологические теории и факты, по-лученные в одной культуре, проверяются на прочность в других культу-рах; таким образом, происходит исследование как универсальных, так и культурно специфичных психологических явлений.;
— При изучении других культур ищите психологические характери-стики, которых нет в культуре исследователя;
— Попытайтесь объединить и интегрировать данные исследований, полученные в разных культурах, чтобы создать более общую психологию, теории и законы которой эффективны для как можно большего числа культур.
Кросс-культурная психология возникла из двух научных традиций: общей психологии, занимающейся отдельными людьми, и некоторых смежных дисциплин (например, культурной антропологии), использую-щих естественные методы для изучения человеческих групп, наиболее рас-пространенным является наблюдение.
Главное и основное различие между кросс-культурной психологией и психологической антропологией заключается в том, что это в основном раздел психологии, поэтому психологическая теория и закон были прове-рены и развиты в ней.
Кросс-культурное исследование опирается на целый арсенал мето-дов. И.С. Кон выделяет социально-психологические методы исследования культурных различий:
1. Метод наблюдения.
2. Анкетные методы.
3. Тесты и опросники.
4. Психоаналитические методики.
5. Изучение невербальных форм общения, типичных для различных этнических общностей.
6. Контент-анализ неструктурированного материала личного и био-графического содержания.
7. Проективные психологические методики.
8. Семантический дифференциал.
9. Экспериментальные методы исследования.
Проведение кросс-культурных исследований задействует целый ар-сенал методов и требует от исследователя кропотливой работы по выбору одинаково понимаемых в различных культурах понятий.
Кросс-культурные исследования широко используются не только в области психологии, но и в смежных гуманитарных дисциплинах, таких как психолингвистика, социология, культурная антропология, культуро-логия и др. Происхождение кросс-культурного анализа как одного из научных методов социальной гуманитаристики можно найти в этнологии, культурной антропологии, этнографии, истории экономического развития и общей науке. Его цель — заложить основы сознания, общества и поведе-ния. Суть этих исследований заключается в проведении сравнительного анализа сознания, поведения и характеристик типов явлений, наблюдае-мых в культурах различных этнических групп. Если мы рассмотрим эти исследования с этой точки зрения, то они являются междисциплинарными исследованиями.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Особенности кросс культурных исследований
1. Кросс культурная психология и ее аспекты
Кросс-культурная психология — это область психологии, которая изучает развитие и функционирование психологии в контексте обуслов-ленности социальных, культурных и экологических факторов, формиру-ющих психологию. Кросс-культурная психология стремится выявить об-щие и специфические характеристики психологического развития, а также теории, которые их описывают [1]. Примером кросс-культурных исследо-ваний является работа М. Мида о гендерных ролевых различиях. Мид показывает, что, хотя гендерно-ролевое поведение имеет определенную биологическую основу, условия воспитания могут подчеркивать или по-давлять его эффективность. Подчеркиваются следующие цели кросс-культурной психологии:
1) Проверка универсальности существующих психологических зна-ний и теорий, которая включает в себя проверку существующих психоло-гических гипотез и знаний в различных культурных средах, чтобы выяс-нить их применимость и ограничения на использование другими культур-ными группами;
2) Исследование других культур с целью выявления психологиче-ских феноменов, которые не проявляются в ограниченном опыте собствен-ной культуры. ;
3) Интегрируйте достижения, полученные в результате реализации первых двух целей и построения более общей психологии, данные будут применимы к более широкой культуре и характеризуют человека как от-дельный вид [7].
Наука о человеческом поведении должна включать данные наблю-дений, собранные по всему миру, а не только в нескольких промышленно развитых странах, которые до сих пор в основном изучались. Концепция культуры обобщает многие важные факторы, влияющие на поведение че-ловека, и содержит основу концепций индивидуальной и групповой иден-тичности, формируемых и сохраняемых людьми. Кроме того, различные аспекты культуры оказывают большое влияние на разработку, распро-странение и принятие программ, связанных с предоставлением психологи-ческих услуг или использованием психологических принципов. Межкуль-турные исследования также необходимы для разработки теорий и планов, направленных на применение знаний, полученных в процессе исследова-ния.
Как и в случае со многими сложными понятиями, которые психологи давно изучают, такими как личность, интеллект и патологическое поведе-ние, ни одно определение «культуры» не является общепринятым. Кребер и Клахон предполагают, что многие определения содержат «явные или подразумеваемые модели поведения или модели поведения, передаваемые символами, которые составляют особые достижения населения, а также связанные с ними представления и ценности». «Гешкович выдвинул не ме-нее важную гипотезу о том, что культура «является искусственной частью среды обитания человека.» «Триандис проводит различие между матери-альной и субъективной культурой. Первый включает в себя искусственные объекты, такие как дома и инструменты, в то время как второй охватывает реакции людей на эти объекты в форме ценностей, ролей и установок [4].
Очень важно определить границы культурных понятий, иначе они могут быть настолько всеобъемлющими, что нечего или почти нечего объ-яснять конкретно.
Поскольку большинство кросс-культурных исследований направле-но на разъяснение концепций таким образом, как это представляют себе носители изучаемой культуры, когнитивная психология всегда оказывала сильное влияние в этом отношении. Большинство работ посвящено пони-манию людьми окружающего мира, их общению благодаря этому здраво-му смыслу и передаче этих знаний следующему поколению. С учетом это-го акцента третье определение культуры, предложенное Гильцем, отража-ет суть кросс-культурных исследований: «Культура — это способ значения исторической коммуникации, воплощенный в символах, и унаследованная система выражения, выраженная в символической форме. Люди использу-ют его для обмена, сохранения и развития своих знаний о жизни и своего отношения к различным аспектам».
В исследовательских проектах многие психологи используют раз-личные аспекты всех трех определений. Например, при изучении этноцен-тризма тот факт, что характеристика имеет «дополнительную ценность» (гипотеза, выдвинутая Кребером и Клахоном), должен быть дополнен концепцией «символической формы», сформулированной Хирцем. Тот факт, что символы людей имеют ценность, приводит к этноцентрическому мышлению, особенно если оно включает в себя субъективные элементы, такие как идеология, религия, мораль или закон. Этноцентризм относится к глубокой вере в то, что собственная культура всегда является лучшей (в соответствии с собственными стандартами культуры), в то время как дру-гие не так хороши, как она.
Более строго говоря, кросс-культурная психология включает в себя эмпирическое изучение членов различных культурных групп с идентифи-цируемым опытом, который приводит к предсказуемым и значимым пове-денческим различиям и сходствам.
Термин, связанный со словом «культура», которому психологи уде-ляют много внимания, — это субкультура. Этот термин обычно использу-ется для обозначения опытных людей (которые могут влиять и влиять на поведение), отличающихся от большинства людей в конкретной стране или обществе. Люди, принадлежащие к субкультурам, живут в той же стране или обществе, что и другие группы населения, и последние часто называют культурами большинства. Субкультура — очень гибкое название, его часто используют для обозначения девиантных групп, таких как субкультуры, которые говорят о наркотиках, или субкультуры мотоциклетных банд. Всякий раз, когда группа людей создает свои собственные нормы, жаргон и средства общения, они ведут себя как представители разных субкультур. Обычно также развиваются негативные последствия, такие как недоверие к посторонним.