Курсовая с практикой на тему Значение библиотек в процессе развития человеческой цивилизации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 2
1. Библиотека: теоретико-правовые основы 4
1.1 Понятие и виды библиотек 4
1.2 Нормативно-правовое регулирование деятельности библиотек 6
2. Значение и роль библиотеки в современном мире и её роль в развитии человеческой цивилизации 11
2.1 Библиотека нового типа как региональный центр новых знаний и цифровой культуры 11
2.2 Значение и роль библиотеки в социокультурном пространстве 22
Заключение 26
Список литературы 27
Введение:
Актуальность темы исследования обусловлена следующими обстоятельствами. Ученые всех отраслей знания справедливо утверждают, что начало XXI века ознаменовало собой широкомасштабное признание особой значимости информации в любых областях, условиях и форматах [11]. Л. К. Терещенко справедливо утверждает, что характерным для информационного общества является возрастание значимости прав на доступ к информации, на защиту от нежелательной информации, на информационное обслуживание. Конституционные права и свободы человека и гражданина в информационной сфере, их обеспечение являются одной из составляющей национальных интересов Российской Федерации [10, с. 5].
Целью данной работы является изучение значения библиотек в процессе развития человеческой цивилизации.
Исходя из заявленной цели были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть понятие и виды библиотек;
— изучить нормативно-правовое регулирование деятельности библиотек;
— охарактеризовать библиотеку нового типа как региональный центр новых знаний и цифровой культуры;
— исследовать значение и роль библиотеки в социокультурном пространстве.
Методология. Методологическое основание данной работы составил диалектико-материалистический метод познания объективной действительности, благодаря чему предмет и объект исследования рассмотрены в развитии, взаимосвязи, взаимообусловленности, с применением категориального аппарата диалектики, в частности таких ее понятий, как «общее и особенное», «явление и сущность», «содержание и форма», «целое и часть», «действительность и возможность» и др.
Формально-логический метод отразил применение при написании данной работы законов логики и приемов выводного знания (анализ, синтез, индукция, дедукция).
Теоретическая значимость исследования состоит в сформулированных в данной работы выводах и рассмотрении проблемных вопросов, относительно роли и место профессии библиотекаря в современном обществе.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования сформулированных выводов в библиотечном деле, кроме того, изложенные теоретические определения и выводы могут быть использованы для подготовки изменений в библиотеках РФ, для дальнейшего написания теоретических работ.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, в котором раскрывается актуальность выбранной темы, ставятся цели и задачи, двух глав и шести параграфов, в которых раскрывается сущность рассматриваемого в данной работе вопроса, заключения, в котором делаются выводы и списка использованной литературы, который содержит перечень материалов, использованных при написании данной работы.
Заключение:
Мир, в котором мы живём, становится с каждым годом сложнее, увеличивается поток информации, усложняются её носители, следовательно, растут нагрузки на человека. И сам человек тоже становится сложнее.
Этот процесс объективный: чем многообразнее и ответственнее задачи, которые решает человек, чем в более сложную систему общественных и межличностных отношений он включён, тем большую значимость приобретают его индивидуальные и личностные качества, тем возникает большая необходимость их учитывать при организации любой деятельности, а тем более – библиотечной.
В социальном плане библиотека является одним из средств обеспечения коммуникации с помощью создания, сохранности информации и обеспечения доступа к ней.
В культурном плане – библиотека осуществляет историческую трансляцию знаний в рамках культурной коммуникации.
На сегодняшний день библиотека приобретает более широкий статус, поскольку она может выступать не только местом хранения и выдачи книг, но и становится многофункциональным культурным пространством, где общество сталкивается с культурной жизнью, обогащает свой духовный мир.
Кроме того, библиотека осуществляет научно-исследовательскую, издательскую, культурно-просветительскую деятельность, служит открытой выставочной площадкой и является местом для самовыражения и самореализации личности.
В наше время невозможно переоценить роль библиотеки как одного из основных социальных институтов, который содействует развитию образования, информационной культуры личности, ее духовности.
Фрагмент текста работы:
1. Библиотека: теоретико-правовые основы
1.1 Понятие и виды библиотек
Библиотека (греч. βιβλίον «книга» + θήκη «хранилище») — учреждение, собирающее и осуществляющее хранение произведений печати и письменности для общественного пользования, а также ведущее справочно-библиографическую работу.
В настоящее время всё большее количество книг оцифровываются и хранятся на электронных носителях, некоторые книги не печатаются и в бумажном виде их нет.
Библиотеки бывают:
• Государственные
• Бюджетные
• Муниципальные
• Частные
• Личные (семейные)
• Учебные
и т. д.
Социальные виды универсальных библиотек:
• Публичная
• Для слепых
• Детская
• Юношеская
• Вузовская
• Академическая
• Отраслевые
• и другие
Специальные отраслевые библиотеки бывают:
• Медицинские
• Сельскохозяйственные
• Технические
• Художественные
• и другие.
Национальная библиотека призвана обеспечить сохранность и доступность всей печатной и смежной продукции, выпущенной и выпускаемой данным государством или имеющей к нему то или иное отношение, могущей быть востребованной читателями. Для обеспечения полноты фонда национальной библиотеки во многих странах используется система обязательного экземпляра. В России функции национальной библиотеки выполняют Российская государственная библиотека (бывш. имени Ленина) в Москве и Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге.
Региональные библиотеки выполняют роль филиалов национальной библиотеки, что особенно актуально для отдалённых регионов страны. В России особенно важную роль играют несколько региональных библиотек Урала и Сибири, наряду с двумя национальными библиотеками наделённых правом получения обязательного экземпляра.
Публичные библиотеки обеспечивают читателей наиболее употребительными и популярными изданиями.
Специальные библиотеки собирают издания определённого типа (нотные издания, книги для слепых, государственные стандарты, патенты, и т. п.) или определённой тематики. Необходимость специальных библиотек в ряде случаев вызывается особыми условиями хранения изданий и пользования ими, но по большей части связана с невозможностью сосредоточить слишком большое количество изданий в одном помещении и обеспечить работу в одном учреждении высококвалифицированных специалистов по слишком разным отраслям книжного дела. В России в последние десятилетия особенно важную роль стала играть Всероссийская Государственная библиотека литературы, взявшая на себя ряд периферийных для библиотеки функций и превратившаяся благодаря этому в крупный культурный центр.
Библиотека для слепых обеспечивают доступ к информации для слепых и слабовидящих читателей. Такие библиотеки содержат книги, набранные рельефным шрифтом Брайля и аудиокниги на разных носителях. Крупнейшая в России библиотека для слепых —Российская государственная библиотека для слепых. Помимо книг, набранных рельефным шрифтом и аудиокниг, она содержит большую коллекцию рельефно-объёмных моделей, позволяющих слепым узнать облик различных объектов[6].
Школьная библиотека нацелена на обеспечение учащихся литературой и не является общедоступной
Университетские, институтские, школьные библиотеки нацелены, главным образом, на обеспечение учащихся литературой, необходимой для учебного процесса и по составу фонда приближаются к специальным. То же можно сказать и о ведомственных библиотеках. Однако, в отличие от специальных библиотек, институтские и ведомственные библиотеки не являются общедоступными и обслуживают только читателей, относящихся к соответствующему учебному заведению или ведомству. Впрочем, реализация этого принципа зависит от национальной традиции и конкретных социокультурных условий: так, в США ряд университетских библиотек обеспечивает свободный доступ к своим фондам для всех желающих.