История русской литературы 11-19 вков Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Значение антитезы «жизнь-смерть» при создании образа зимы в поэзии А. С. Пушкина

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования образов зимы в поэзии А. С. Пушкина 5
1.1. Специфика концепта «зима» в пушкинской лирике 5
1.2. Образ зимы в поэзии А. С. Пушкина и его характеристики 7
Глава 2. Анализ антитезы в стихах А. С. Пушкина о зиме 15
2.1. Образ зимы в поэзии А. С. Пушкина, выстраиваемый при помощи антитезы «жизнь-смерть» 15
2.2. Стихотворение «Зимний вечер» и его трактовки 18
Заключение 25
Список источников и литературы 28

  

Введение:

 

Литературное развитие находится на стыке психологии и литературных и литературоведческих знаний . Н.Д. Молдавская рассматривает литературное развитие как «возрастной и одновременно учебный процесс развития способности к восприятию искусству слова, сложных умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями» .
Исследователь пишет о сложности сознательно анализировать произведение, что показывает, что мы должны рассмотреть критерии литературного развития, чтобы знать, на что должен опираться филолог при формировании полноценного литературного развития. За основу литературного развития Н.Д. Молдавская, Л.Г. Жабицкая, М.П. Воюшина берут читательское восприятие .
Целью работы является значение антитезы «жизнь-смерть» при создании образа зимы в поэзии А. С. Пушкина.
Для достижения данной цели поставлены и последовательно решены задачи:
1. Исследовать специфику концепта «зима» в пушкинской лирике.
2. Изучить образ зимы в поэзии А. С. Пушкина и его характеристики.
3. Охарактеризовать образ зимы в поэзии А. С. Пушкина, выстраиваемый при помощи антитезы «жизнь-смерть».
4. Описать стихотворение «Зимний вечер» и его трактовки.
Объектом данной работы является творчество А. С. Пушкина. В качестве предмета исследования выступает значение антитезы «жизнь-смерть» при создании образа зимы в поэзии А. С. Пушкина.
Характеризуя степень изученности проблемы, можно отметить большое число работ, посвященных творчеству А. С. Пушкина. Творчество Пушкина жило и живет не только в сознании обыкновенных читателей или литературоведов. К нему обращались иллюстраторы пушкинских произведений, кинематографисты, композиторы.
В лирической поэзии Пушкина с особенной полнотой и яркостью отразилась личность поэта .
Однако, исследованию значения антитезы «жизнь-смерть» при создании образа зимы в поэзии А. С. Пушкина не посвящено системных трудов, что обуславливает новизну настоящего исследования.
При написании работы использованы методы анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, дедукции и индукции.
Данная работа структурирована на введение, две главы, объединяющие четыре параграфа, заключение, список источников и литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Антитеза – одно из главных средств художественной выразительности, широко применяемых в русском языке и в русской литературе. Прием можно легко найти во многих произведениях русских классиков. Активно используют ее и современные писатели. Антитеза пользуется заслуженной популярностью, потому что помогает наиболее ярко выразить суть отдельных героев, предметов или явлений с помощью противопоставления одного героя (предмета, явления) другому. Русская литература без данного художественного приема практически немыслима.
С А.С. Пушкина началась русская культура, впитавшая в себя все достижения национальной и европейской духовной и интеллектуальной жизни.
А.С. Пушкин – русский поэт, человек редкого дарования, благородных убеждений. Какие чудные картины создавал он своей мощной кистью, сколько задушевности и теплоты разлито в его поэтических описаниях. Но не только сам поэт умел наслаждаться прекрасным, не только выражал свой восторг, он умел при этом передавать своё восхищение другим. Стихи Пушкина отличает глубокое философское видение мира.
Лирическое произведение «Зимнее утро» удивляет своей оригинальностью, художественностью. Картина морозного утра ярка и эффектна. Какова же история создания стихотворения «Зимнее утро»? Оно было написано А.С.Пушкиным в 1829 году. Этот год складывался для поэта непросто. Шеф жандармов Александр Бенкендорф всё время беззастенчиво напоминал ему о поднадзорности. Были переживания и по поводу понимания его творчества. Поэма Пушкина «Полтава», опубликованная в 1829 году, была принята не всеми читателями. Это не могло не сказаться на настроении Александра Сергеевича. Проблема заключалась в том, что Пушкин, выразитель национального и универсального духа, «перерос интересы и вкусы своих читателей». Поэт становился более зрелым, чувства менялись, произведения, песни его уже не те. А читатели требовали знакомого и привычного. Отдохнуть от тревожных мыслей, вдохновенно работать, забыть на время столичную суету получалось у поэта в обществе старых друзей. 3 ноября 1829 года, находясь в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии (владения Петра Ивановича Вульфа), А.С.Пушкин пишет ставшее впоследствии знаменитым произведение «Зимнее утро».
Основная тема стихотворения «Зимнее утро» – человек и природа, взаимосвязь человеческой души с миром природы. Достоверные и красочные образы солнечного зимнего утра соединены в поэтической работе с любовными мотивами.
Характерной особенностью стихотворения «Зимнее утро» является то, что за простотой, доступностью слога скрывается глубокий философский и общечеловеческий смысл. Природа мыслится как самостоятельная эстетическая ценность, её состояние оказывает влияние на эмоциональный настрой лирического героя. Поэту удалось достичь своей цели: показать типичный характер русской природы, с которой разумный человек живет в мире и согласии. Поэт ценит человека и природу в гармоническом единстве.
Композиционно стихотворение «Зимнее утро» состоит из пяти строф. В каждой строфе шесть строк. В первом шестистишии налицо яркая панорама зимнего пейзажа, типичные красоты среднерусской полосы. Лирический герой обращается к красавице, которая ещё не знает о прелести зимнего утра. Он очарован картиной утренней зари и спешит поделиться с красавицей своими впечатлениями. Далее развитие сюжета потребовало раздвижения временных границ, лирический герой напоминает прелестной особе о вчерашних проказах погоды. Всё было не радужно, печально и уныло: «вьюга злилась», «на мутном небе мгла носилась». Эта напряженность в природе сказалась на настроении красавицы: «И ты печальная сидела…». Человеческое сердце бьется в унисон природе.
Преобладающее настроение третьей строфы – радостное, почти праздничное. Детали пейзажа выразительны, оригинальны. Сколько радостного упоения и прославления природы, жизни в строках поэта. Красочные описания природы в стихотворении – это не фон; пейзаж играет важную роль в раскрытии внутреннего мира лирического героя.
Но вот картины природы на время уступают место картине деревенского быта. Комната, трещит печь своим весёлым треском − привычная и в то же время чудная деревенская зарисовка. В черновике поэта последний стих четвертой строфы выглядел так: «Коня черкасского запречь». Но окончательное стихотворное решение стало иным − «Кобылку бурую запречь», − что указывает на стремление Пушкина к реалистическому стилю.
Пятая строфа − самая динамичная. В ней появляются мотивы дороги, бега. Лирический герой приглашает свою красавицу навестить места знакомые, милые. В последней строфе появляется новый персонаж – «нетерпеливый конь». Конь – символ движения, стремления вперёд. В энергичном движении слиться с природой, насладится и восхититься ею – это ли не чудные реалии жизни?

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы исследования образов зимы в поэзии А. С. Пушкина

1.1. Специфика концепта «зима» в пушкинской лирике

Интересно, что А. С. Пушкин включал в свои произведения пейзажно-временные зарисовки не просто как компоненты хронотопа, − в одной из своих работ он совершенно чётко сформулировал идею о том, что «климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии» .
И наш анализ показывает, что времена года в их бинарной семантической оппозиции (зима − лето, осень − весна) представлены не только в сугубо климатическом и температурном аспектах, но также в личностно-оценочном восприятии поэта .
Так, зима в произведениях А. С. Пушкина служит не только средством изображения сезона, в условиях которого живут и действуют его персонажи, − это также весьма существенный компонент типичного российского пейзажа; это условия, которые формируют характер русских людей .
И наконец, зима в разных её проявлениях является релевантной составляющей художественных коллизий в произведениях русского гения: понятие, лежащее в основе данного субконцепта, послужило темой ряда самостоятельных произведений А. С. Пушкина .
А именно: стихотворения «Зима. Что делать нам в деревне?»; «Зимнее утро»; «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Бесы»; повесть «Метель». В романах «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка» «зимние» фрагменты занимают значительное место и в количественном, и в качественном (содержательном) отношениях .
В семантическое пространство субконцепта «зима» в произведениях А. С. Пушкина включено большое количество когнитивных составляющих, которые вербализуются с помощью более 100 слов − разных частей речи (более 2000 словоупотреблений) .
Все они объединены семой «холодный»; при этом обобщающим является имя субконцепта − зима.
Все другие, входя в его семантическое пространство, репрезентируют разные проявления данного сезона. А именно представление:
− о времени года (самое холодное);
− о пейзаже как внешнем облике природы в определенное время года;
− о разных агрегатных состояниях воды в это время года;
− об особенностях жизни человека зимой;
− о неблагоприятных или, напротив, благоприятных вторжениях зимы в судьбы людей;
− о зимних праздниках и забавах; о чертах характера и поведения людей, образно соотносимых с зимними явлениями .
Все слова, с помощью которых передаются когнитивные слагаемые зимы, метафорически тоже можно назвать «зимними» .
Слово зима у народов Западной Европы связано с мотивами гибели, смерти; снег ассоциируется с сединой, старостью, умиранием. Такие ассоциации отнюдь не чужды и носителям русского языка.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы