Курсовая с практикой на тему Журналистика социальной ответственности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения журналистики
социальной ответственности 5
1.1. Журналистика как социальный
институт. 5
1.2. Понятие
социальной ответственности журналиста. 9
Глава 2. Анализ журналистики социальной ответственности в
условиях информационных войн и вооруженных конфликтов. 17
2.1. Социальная
ответственность журналиста в условиях информационных войн 17
2.2. Социальная
ответственность журналиста при освещении вооруженных конфликтов. 20
Заключение. 32
Список
используемой литературы 33
Введение:
Актуальность работы. Нравственные
аспекты журналистской деятельности привлекают общественное внимание потому, что
в условиях вседозволенности участились случаи использования СМИ для сведения
групповых и личных счетов, для выражения разного рода амбиций и пристрастий.
Многие издания разных типов и уровней отличаются низкой культурой полемики,
искажают позицию оппонента, демонстрируют стойкое неприятие чужих мнений.
Нравственная
регуляция поведения журналиста осуществляется на уровне принципа и нормы. Их
различие — в степени конкретности. Нравственный принцип имеет мировоззренческий
характер, это — связь идеала с регулятором поведения. Нравственная же норма
представляет собой некий «регулятор» на практике.
Жизнь любого человека регулируется не только правовыми, но
также нормами этики и морали. Они не прописаны ни в каких нормативно-правовых
актах, но зачастую соблюдаются не менее трепетно, чем законы. Журналистская
ответственность касается не только жизни людей, но и их профессиональной
деятельности.
Есть профессии, в которых вся деятельность четко
регламентирована. Есть профессии, где этический выбор нужно делать чуть ли не
ежедневно. Такой профессией является и журналистика. У нее свои этические
правила. Профессиональная этика — нормы, которые регулируют трудовые
взаимоотношения людей, а также отношение человека к своему профессиональному
долгу и обязанностям.
Содержание нравственной этики включает нормы, которые
предписывают определенные правила отношений между людьми в зависимости от
предмета профессиональной этики. Если говорить о журналистике, то это
профессиональные качества, особенности общения с источниками информации,
другими журналистами и окружающей средой.
Цель исследования – изучить
особенности социальной ответственность
журналистики
Для достижения поставленной цели необходимо
решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Проанализировать
журналистику как социальный институт.
2.
определить сущность понятия социальной
ответственности журналиста
3.
изучить особенности профессиональной этики журналиста;
4.
проанализировать социальную ответственность
журналиста в условиях информационных войн;
5.
проанализировать социальная ответственность
журналиста при освещении вооруженных конфликтов.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической
основой для исследования послужили научные
труды известных отечественных и зарубежных исследователей.
Структура
курсовой работы включает
введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При написании работы
были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы
которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким
образом, можно сделать вывод, что социальная ответственность журналиста
является социальными принципами профессиональной журналистики, известные как
отраслевой «кодекс чести», сформулированный в различных формах в
медиаорганизациях и профсоюзах. Профессиональной этикой считаются юридически не
оформленные, однако, при этом, известные и четко прописанные правила, которые
приняты в средствах массовой информации и одобрены обществом. Речь, в первую
очередь, о правдивости информации, ее объективности и точности.
Существенным
фактором является сведение к минимуму возможного репутационного ущерба для
объектов публикации. В Европе придают особенную роль бережному обращению с
информацией, способной быть трактованной как дискриминирующая по национальным,
медицинским либо конфессиональным параметрам. Найти баланс является непростой
задачей, учитывая ситуации, когда жизнь корреспондента находится в опасности, а
на осмысление, проверку и обработку информации времени нет. Но, умение найти
тот самый баланс означает умение тележурналиста донести до зрителя либо
максимальный объем материала, при этом исключив вероятность ущерба для его
героев и собственной репутации, это является показателем гражданской и
профессиональной зрелости представителя СМИ.
Причем принцип «не навреди»
обязан определять тактику и стратегию его поведения. Для большинства
журналистов социальная ответственность и профессиональная этика – это некий
свод рекомендаций к разрешению сложных в моральном отношении творческих
ситуаций, или измеритель нравственности их поведения. Профессиональная этика
как наука в своем прикладном назначении предполагает выработку рекомендаций для
разрешения ситуаций морального выбора. Соответствие или несоответствие
поведения журналиста таким рекомендациям дает основания для заключения о
степени его нравственности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения
журналистики социальной ответственности
1.1. Журналистика как социальный институт В науке считается, что социальные
институты закрепляют уже сложившиеся в истории взаимоотношения различных
субъектов, нормы, правила поведения. Данное закрепление происходит на уровне
создания соответствующих организаций, законов, этических кодексов. Каждый
социальный институт, в том числе институт журналистики, характеризуется:
а) наличием определенной цели своей
деятельности,
б) конкретными функциями,
обеспечивающими достижение этой цели,
в) набором социальных позиций и
ролей, которые действуют в рамках данного института.
Если рассматривать журналистику в
целом, то она является одним из главных институтов, которые соединяют различные
социальные, политические, экономические структуры, общности, социальные группы.
Массмедиа и отдельные журналисты
своей деятельностью так или иначе объединяют и обеспечивают коммуникацию
(общение) различных общественных структур (государственных организаций,
бизнес-структур, политических партий, некоммерческих негосударственных организаций
(НКО), конкретных этносов (народов), религиозных общин)[1].
Это часто обусловлено тем, что
журналистика, как и многие другие институты, ориентирована на сохранение и
поддержание жизни и стабильности всего общества.
Именно в этом главная цель
журналистики. На практике мы видим проявление этого через служение СМИ обществу
в целом или каким-то определенным группам людей. Данное служение осуществляется
через выполнение целого ряда функций, которые явно или скрыто представлены в
деятельности массмедиа.
Социальный институт журналистики – это исторически
сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей,
регулируемая нормами, правилами и традициями, направленная на удовлетворение
фундаментальных общественных потребностей в информации. Пожалуй, на сегодняшний
день журналистика является одним из самых массовых социальных институтов,
который оказывает просто неимоверное влияние на жизни людей.
Журналистика помогает решать ряд важных общественных
вопросов. Это во многом определяет ее столь важное положение в современном
мире. Журналистика не только активно участвует в общественной жизни, но и
оказывает существенное влияние, в том числе через СМИ[2].
В принципе, функции данного социального института
довольно-таки обширные.
Во-первых, это обогащение знаниями об окружающем мире,
передача накопленного опыта.
Во-вторых, это информационная функция. Она, на мой
взгляд, наиболее значимая и широкомасштабная в данном случае. Благодаря труду
многих журналистов, мы можем оставаться в центре событий в любом месте и в
любое время. Здесь важную роль играет именно мобильность данного института.
Маловероятно, что нас заинтересует новость о событии, которое случилось неделю
назад, но на данный момент не являющемся актуальным. То есть, здесь речь о
мобильности информации, которая должна поступать в руки потребителя в
максимально короткие сроки.
В XXI веке, где жизнь ни секунду не стоит на месте,
существенную роль играет именно возможность быть всегда в курсе дела, знать,
каково положение дел в мире. Эта функция является своего рода «ядром»
журналистики. Если бы ее не было, возможно мы бы несколько лет ждали бы вестей
с другого конца света. Сегодня это дело всего лишь нескольких мгновений.
В-третьих, это формирование определенных установок и
моделей поведения. Эта функция во многом определяет роль СМИ в социализации
человека. А социализация, как нам известно, формирует «внутренний стержень»
личности. Думаю, многим известно, что современный ребенок проводит перед
телевизором и компьютером гораздо больше времени, чем за чтением книг. И здесь
речь идет не только об информировании. С журнальных и газетных полос, экранов
телевизоров и Интернет сайтов нас убеждают, призывают, растолковывают,
советуют, дают образцы.
Конечно, чаще всего все это играет отрицательную роль,
потому как за столь активной пропагандой стоит какая-либо узкая группа лиц,
которая заинтересована больше в своей личной выгоде, чем в выгоде общества в
целом или государства. Из-за этого, многие начинают считать, что СМИ являются
средством манипуляции, то есть средством неявного, незаметного воздействия на
окружающих людей. Конечно, в чем это действительно так[3].
Например, если речь идет о политических выборах,
которые получают яркое освещение со стороны как телевизионных, так и со стороны
радио и газетных СМИ.
Однако нельзя отрицать, что журналистика выполняет и
культурную функцию. Она является носителем культуры, проводником для обычного
гражданина в мир знаний и информационных ресурсов.
Таким образом, мы убедились в широкой роли данного
института, в наличии у него как положительных моментов, которые служат во благо
общества, так и отрицательных моментов, которые оказывают чрезмерное влияние на
настроения и поступки в обществе.
Несмотря на все это нельзя отрицать тот факт, что
журналистика решает большое количество социальных вопросов. [1] Гавра Д. П. Основы теории коммуникации. 2-е изд. –
СПб.: Питер, 2014. – С. 83. [2] Фролова Т. И. Социальная
журналистика и ее роль в общественном диалоге. М., 2003. [3] Фролова Т.И. СМИ как инструмент
социальной модернизации / Журналистика в 2009 году: трансформация систем СМИ в
современном мире: Сб. материалов Международной научно-практической конференции.
М., 2010, с. 52