Курсовая с практикой на тему Журналистика как система
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СПЕКТЫ СИСТЕМЫ ЖУРНАЛИСТСКОГО
ТВОРЧЕСТВА.. 5
1.2. Виды и направления журналистского творчества. 5
1.3…………………………. Юридическая
сторона ответственности в журналистике. 9
ГЛАВА 2. ОБОСНОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТВОРЧЕСТВА В
РАМКАХ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.. 15
2.1. Риски
журналиста. 15
2.2. Иски против различных типов СМИ.. 17
2.3. Ответственность за пренебрежение юридическими
аспектами. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ 31
Введение:
Актуальность.
Система журналистской деятельности всегда носит юридический характер, который
выражается в определенной степени журналистской ответственности. Журналист,
публикуя те или иные статьи, должен руководствоваться рамками законодательных
актов для того, чтобы не нести юридической ответственности за тот или иной
проступок. Тем не менее, на практике это трудновыполнимо, а журналисты не
всегда соблюдают журналистскую этику в погоне за сенсацией. Именно поэтому
множество исков против журналистов выдвинуты именно в защиту чести и
достоинства обсуждаемого субъекта. Именно этим и обусловлена актуальность
данного исследования.
Объектом
данной работы является профессиональная деятельность в системе журналистики.
Предметом
исследования является юридическая ответственность в системе журналистики.
Цель
представленного исследования заключается в изучении аспектов юридической
ответственности разных типов СМИ в социальных отношениях.
Исходя из поставленной
цели необходимо выделить ряд задач:
1. Выявить
виды и направления журналистского творчества.
2. Определить
юридическую сторону ответственности журналистики.
3. Выявить
риски журналиста.
4. Проанализировать
иски против различных типов СМИ.
5. Определить
ответственность за пренебрежение юридическими аспектами.
Данная работа основана на
исследованиях таких авторов как И.М. Дзялошинский, А.К. Бобков, Е.П. Прохоров,
Е.А. Моргунова, В.Л. Цвик, Э. Бейзер и другие. Все они с различных точек зрения
рассматривают журналистское творчество.
Методы
исследования:
1. Изучение
СМИ.
2. Анализ
статистики.
3. Наблюдение.
Теоретическая
значимость исследования заключается в том, что данное исследование вносит вклад
в изучение системы юридической ответственности журналистского творчества на
материале конкретной журналистской деятельности.
Практическая
значимость исследования заключается в возможности использования результатов
исследования для решения практических задач в сфере журналистской деятельности.
Структура
представленного исследования состоит из введения, основной части, состоящей из
двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Согласно данным
Международной федерации журналистов и Комитета защиты журналистов, Россия
сегодня является одной из самых опасных для журналистов стран. За 19 лет на
территории РФ погибло и пропало без вести более 200 работников СМИ. Эти цифры
основаны на статистике Фонда защиты гласности и Центра экстремальной
журналистики при Союзе журналистов России, которые проводят мониторинг СМИ с
1991 г.
Работа журналиста в
горячей точке представляет собой еще более опасное мероприятие, поскольку
подразумевает целенаправленные риски для жизни и здоровья.
В работе журналиста
важным аспектом является профессиональная журналистская этика, однако нет
жестких норм, которые бы ее регулировали. Зачастую журналисты переступают эту
грань, за что после несут ответственность, в том числе правовую. Так, А.
Навальный подал иск о защите собственных чести и достоинства против
телеведущего Д. Киселева и журналиста В. Попова; «Роснефть» подала иск к
медиа-холдингу РБК; телеканал «Пятница» проиграл в судах двух инстанций дело о
защите деловой репутации, инициированное ресторатором из Владивостока.
Тюремное наказание
журналиста представляет собой особую категорию журналистских правонарушений.
Так, во всем мире большое количество журналистов отбывают сроки в тюрьмах за те
или иные проступки, соответственно, сроки их заключения совершенно разные, от
нескольких месяцев до пожизненного заключения. В некоторых случаях журналисты
посажены в тюрьму необоснованно и это расценивается как политический заказ.
Таким образом, была
выявлена высокая степень юридической ответственности журналиста за его
профессиональную деятельность.
Задачи исследования
выполнены, цель достигнута.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
СПЕКТЫ СИСТЕМЫ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТВОРЧЕСТВА 1.2. Виды и
направления журналистского творчества Журналистское творчество
является специфическим процессом, устроенным в рамках нормативных аспектов.
Отсюда вытекают определенного рода виды этого процесса, которые необходимо
рассмотреть на данном этапе исследования:
1. Редакторский.
2. Организаторский.
3. Авторский.
Редакторский вид творческой
деятельности журналиста обуславливает достаточно объемный спектр действий. Журналист
в процессе осуществления профессиональных функций, как правило, сталкивается с
феноменом литературного редактирования, под которым подразумевается
осуществление различных текстовых правок, среди которых можно рассмотреть такие
как уточнения, исправление стилистических неточностей, изменение структуры
текста. Необходимо обратить внимание на требования, которые выдвигаются к
журналисту как к профессионалу в данной области: оперативная обработка потока
информации; коммуникабельность, любознательность, эрудированность,
стрессоустойчивость; гуманистическое мировоззрение; творческие и художественные
способности; отличная память и образное мышление; умение работать в команде.
Содержательный аспект работы
с текстом заключается в соответствии с определенным замыслом, проблематикой и
тематической направленностью, что контролируется ответственными сотрудниками
внутри редакции. Содержательное редактирование текста при этом способно иметь различный
характер: работа с полноценным согласованием или редакционные советы
рекомендательного характера. Данное находится в зависимости от общей
редакционной политики.
Сущность непосредственно
информационной политики, а также формирование облика издания, определение
направлений деятельности, идейно-творческое и организационное руководство
являются деятельностью руководящего состава всех систем массовой информации, а
именно, главного редактора и его ответственных сотрудников, которых входят в
состав редакционной коллегии.
Организаторский тип
творческой деятельности редакционной коллегии осуществляет, ц целом, привычную
профессиональную атмосферу, осуществляя привнесение нужных программных уточнений
и изменений, а также обеспечивая их реализацию. В данном виде рассматриваются
некоторые специфические задачи:
1. Поддерживать
деловые связи;
2. Оптимизировать
отношения с различными подразделениями редакционной инфраструктуры;
3. Решать
вопросы по набору персонала;
4. Формировать
массовые связи;
5. Обеспечивать
деятельность корреспондентов;
6. Поддерживать
связь в сфере маркетинга и PR.
Авторский вид творческой
деятельности журналиста представляет собой существенный элемент работы. В
данном аспекте можно рассмотреть подготовку авторских текстов или выпусков, режиссерскую
деятельность, структурную компоновку журналистских продуктов, составление
сборников. Иными словами, здесь находится все то, что защищено авторским и
исключительным правом.[1]
Творческая авторская
деятельность журналиста предполагает, что он является универсальным
специалистом в сфере журналистики, но, вместе с тем, преимущественно направлен
на определенную область профессии: жанровую, тематическую, стилевую и так
далее. Иными словами, должен присутствовать фактор так называемой
взаимозаменяемости.[2]
Журналистское творчество,
как можно заключить из представленных ранее данных, является исключительно
коллективное в рамках издания или программы. Данный аспект демонстрирует
диалогичность системы массовой информации.
Критическое
направление творчества журналистской профессии
предъявляет прямое неприятие положений о том, что, следуя социальной позиции систем
массовой информации, негативным образом отражается на социальной динамике, предъявляя
сопротивление на пути к желаемому будущему. Примечательно то, что критика не
должна являться бездоказательной, оскорбительной или же скандальной. Резкость
высказываний необходимо здраво соотносить с мерой отрицательности того явления
или процесса, которое поддается критике.
В данном понимании высоко
оценивается конструктивизм в критике, а именно различные деловые предложения,
указания на предполагаемые пути решения каких-либо задач, выдвижение вариантов
преодоления критикуемого положения вещей. Такие вопросы как «На каком пути
искать выход?» должны представлять собой постоянную форму критики, потому что бездоказательное
отрицание является прямым и открытым свидетельством отсутствия положительной
программы систем массовой информации.
В качестве особой формы
критики рассматриваются полемические произведения. Так, полемика представляет
собой отвержение ошибок оппонента и аргументированных сообщений, которые
основываются на критическом анализе обусловленных явлений. Тональность полемики
здесь определяется зависимость от того, какого рода сила стоит за оспариваемыми
позициями и суждениями.
В обоих случаях для
осуществления профессиональной творческой деятельности необходимо стремиться к
выходу на позитивные утверждения, к поиску решения обсуждаемых проблем, подразумевая
положения о том, что новые идеи, как правило, демонстрируют свое развитие в процессе
осуществления полемических действий. Отсюда можно говорить о том, что
качественные полемика и критика заключены в критической направленности.[3]
Проблемно-тематическое
направления творческой деятельности журналиста отражается в регулярных
рубриковых передачах и материалах. Исключительно точно демонстрирующая
особенность издания или программы рубрика, яркая по своей сути, является
достаточно крупным творческим аспектом творчества журналиста. В свою очередь, системное
ведение с применением разного рода форм в единстве постоянства и динамики – определяющая
мера творческого уровня не только самого журналиста, но и всего творческого
коллектива.
Одной из основных форм
реализации проблемно-тематических направлений творческой деятельности, которые
составляют вектор направления конкретных или программы, представляется
организация различных кампаний. В отличие от рубриковых аспектов кампания подразумевает
интенсивное планирование, краткосрочное ведение актуальной темы, определяемой важными
событиями данного отрезка текущей жизни. Здесь может быть политическая
кампания, обсуждение законодательного акта и прочее. Тематической основой здесь,
как правило, выступают различные важные события всех сфер социальной жизни.
Таким образом, виды и
направления творческой журналистской деятельности обусловлены многими
факторами, основным из которых являются определения редакционной политики и
специфики системы массовой информации.
Журналист, являясь
универсальным специалистом в своей профессиональной сфере, однако,
преимущественно работает в одном из направлений, являясь в ней экспертом,
который понимает специфику работы, и, соответственно, осуществляет
профессиональную творческую деятельность. [1] Гражданский
кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 13.05.2021)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) [Электронный источник]: Точка
доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/8de289f9f127f87e4195dbfb40e9b18bf22b156b/
(дата обращения 15.05.2021). [2] Цвик В. Л.
Введение в журналистику. М.: МНЭПУ, 2000, 77 с. [3] Виды
журналистской деятельности [Электронный источник]: Точка доступа: https://studopedia.org/1-26393.html
(дата обращения 15.05.2021).