Курсовая с практикой на тему Журналистика и интернет: взаимодействие и взаимовлияние
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1. Понятие об интернет-журналистике, ее особенностях
1.1.
Понятие интернет-журналистики, особенности ее развития в России
1.2.
Перспективы и недостатки интернет-журналистики
2. Взаимовлияние журналистики и интернета
2.1.
Взаимодействие и взаимовлияние интернета и традиционных СМИ
2.2.
Интернет журналистика – качество общественных связей
Введение:
Приступая к раскрытию выбранной темы, хочется обратиться к
высказыванию родоначальника русского футуризма, поэта Велимира Хлебникова,
который в одном из своих сочинений заявил, что «радио скует непрерывные звенья
мировой души и сольет человечество». Данные слова стали пророческими – проведем
параллель с Интернетом, ставшим доступным с 1991 года и прочно занявшим
статус основной платформы для поиска информации, тем самым объединившим
миллионы людей сетями своей паутины. По данным, опубликованным в докладе
Международного союза электросвязи (МЭС) «Измерение цифрового развития: факты и
цифры за 2019 год» мы видим, что более половины населения Земли (а именно 53%
или в еще более точных показателях – 4,1 млрд человек) имеют доступ к
интернету, и это число продолжает расти. Обширный доступ к интернету не имеют
лишь жители малоразвитых стран, но даже в Африке показатель числа пользователей
интернетом достигает 28,2%. Учитывая экономику этой страны, смело делаем вывод,
что интернет действительно объединяет все большее число жителей земного шара,
расширяя границы своей доступности.
Не удивительно, что он играет огромную роль в развитии
большинства отраслей человеческой деятельности – и журналистика далеко не
исключение. Если раньше доступ к информации открывался человеку с прочтением
печатного издания газеты или прослушиванием радио, то современнику достаточно
взять в руки гаджет, способный перенести его в виртуальную реальность, на
которой отображены все новости и факты повседневности.
Изначальное зарождение интернет-журналистики было де-факто и
лишь после длительного ее развития в данной среде призналось де-юре. Путь
такого преобразования наделил журналистику совершенно новыми свойствами,
формами и возможностями. Ввелось понятие «мультимедийного» контента, в ряду
которого интеракции, графика, видео, не доступные в классических печатных СМИ.
Качественно видоизменяется само взаимоотношение с аудиторией: в социуме
стирается ролевое деление на «авторов-адресатов», статусы перестают существенно
различаться. Web журналистика позволяет читателям стать независимыми
участниками процесса создания потребляемого ими контента. Глубоко
переосмысливается сама профессия журналиста: появляется все большее количество
новых видов авторов, среди которых web журналисты, рюкзачные журналисты, wiki
журналисты, гражданские и мобильные журналисты, а также многие другие. Реалии
цифрового медиапространства поспособствовали созданию видоизменения данной
профессии – появились, так называемые, блогеры – авторы, создающие контент на
интересную им тему и публикующие его на своей личной странице в интернете. Для
освоения данной деятельности с дальнейшим ее развитием наличие
профессионального образования не обязательно, что является одновременно
положительным и отрицательным моментом. И если первый оправдывается
широкодоступностью, то второй обусловлен изменением качества предоставляемой
информации для потребления. Нельзя не заметить, что развитие
интернет-журналистики послужило увеличению требований не только к веб журналистам,
но и к читателям, потребляемым контент, так как они имеют прямое влияние на
реализацию новых форм медиаконтента. Существенное расширение их прав на
редакцию публикуемого контента привело к развитию полярных сторон этого
явления. Между читателями и интернет-журналистами образовалась интерактивная
связь, что позволяет вторым чутко подстраиваться под запросы общества,
ориентироваться на его интересы, модернизируя свои публикации, а также
мгновенно распространяя их в сети, но в то же время появляется негативный
феномен «уязвимости», определяющийся отрицательной реакцией общества на
информационный продукт.
Классические печатные СМИ не подразумевают обмен мнениями:
читатель лишь потребляет предлагаемую ему информацию в том виде, в котором она
есть, не имея возможности повлиять на ее видоизменения. В свою очередь интернет
СМИ делают данную функцию доступной: у потребителей контента появляется
возможность оставить комментарий, оценить прочитанное или просмотренное
«лайком» или «дизлайком», а также дополнить его материалами из личного доступа
– например, поделиться фотографиями или видео, раскрывающими затронутую тему.
Таким образом, новости проходят процесс глобализации – становятся все более и
более доступными, дополненными и раскрытыми без цензуры и фильтров.
Если раньше модель общения со СМИ строилась по плану «один
со многими», то сейчас он значительно отличается. Участие принимает все большее
количество людей, которым всего лишь необходимо обладать базовыми концептами,
давно ставшими неотъемлемой частью нашей повседневности – «компьютером» и
«интернетом». Сам потребитель в этой триаде, являющейся основой виртуальных
интеракций в новых медиа, выступает «пользователем», создателем и
«потребителем» виртуального мира, на котором и замыкается данная цепь коммуникаций
среди новых медиа.
Отсюда вытекает еще одно явное преимущество преобразования
классических СМИ в цифровые – открывая настолько широкий доступ, они перестают
быть зависимыми от финансирования. В то время классические печатные издания
требуют немалых расходов, как на выпуск, так и на покупку их читателями. Многие
издания полностью перешли на онлайн платформы преимущественно по данной
причине. Также весьма немаленький процент печатных изданий создал свои сайты,
однако важно отметить, что интернет-платформа не просто «под копирку»
отображает содержание классических СМИ – она их модернизирует. С интеграцией в
цифровое пространство интернет-журналистика приобрела следующие отличительные
свойства: интерактивность, инфоцентричность, мгновенность, измеримость,
гибкость, взаимосвязанность, экономичность. Одной из важнейших отличительных
черт является и «незаконченность» статей медиа-пространства, что означает
готовность к мгновенному реагированию на происходящие события в режиме онлайн и
их отображению, дополнению. Нельзя не упомянуть и о гипертекстовой информации,
предоставляемой интернет — журналистикой. Публикуемые тексты имеют ссылки и
сноски, что значительно упрощает читателям поиск необходимой информации – для
ее потребления достаточно всего лишь перейти по указанной ссылке, на которой
будут скомбинированы материалы по интересующей теме.
Заключение:
Проанализировав особенности интернет-журнатистики, мы пришли
к выводам, что данный вид журналистики в России зародился в 90-е гг. За это
время он прошел 4 периода своего развития, каждый из которых отличается своими
особенностями. Первый период отличается созданием авторских проектов, которые
показали эффективности использования интернета в журналистике. Второй период
характеризуется зарождением полноценных интернет-СМИ, которые максимально
становятся похожими на традиционные и реализуют аналогичные функции. В 2000-х
годах интернет-журналистика становится объектом внимания различных коммерческих
фирм, которые находят способы монетизации Интернет-ресурсов, что говорит о
наступлении третьего периода. И, наконец, наступает период новых медиа, то есть
вся журналистика и публицистика окончательно перемещается в
интернет-пространство.
Интернет-журналистика имеет как свои преимущества, так и
недостатки. Основные преимущества заключаются в общедоступности информации,
наличие различных вариантов ее предоставления, легкий тематических поиск и т.д.
К основным же недостаткам можно отнести некачественный контент, неудобство
восприятия, зависимость от трафика и провайдера.
Взаимодействие и взаимовлияние интернета и традиционных СМИ
происходит посредством конвергенции. Однако это не только технологический
процесс, позволяющий интегрировать различные виды контента в рамках различных
каналов и совмещать функции медиа в одном технологическом устройстве.
Конвергенция одновременно описывает технологические, культурные и социологические
изменения.
Теперь
потребитель стал новым производителем. Что, в свою очередь, повлияло на
качество общественных связей. По мнению многих современных исследователей,
абсолютно высокая скорость и новая возможность генерировать все свое содержание
– это одни из наиболее значимых и существенных характеристик, которые делают
Интернет столь привлекательным для всех «среднестатистических» пользователей.
Журналистика приобретает статус «народной» или
«общественной». То есть уже не обязательно получать профессиональное
образование, чтобы иметь возможность писать и доносить свои мысли, суждения и
знания до массовой аудитории. Каждый может высказать свое мнение при помощи
новых медиа. С одной стороны, это делает журналистику объективной, а, с другой,
сильно ухудшает качество текстов, их стилистику и лингвистику. Однако
современный читатель тоже становится более разборчивым и потому медиа каналы
участвуют в рейтинговой системе. То есть материал с более качественным и
полезным контентом будет занимать более высокие позиции, а, значит, его увидит
большее количество людей. Сейчас, чтобы снять хороший видеосюжет уже
недостаточно одного телефона. Тенденция нынешнего времени такова, что авторам
влогов приходится нанимать целую съемочную группу. Многие журналисты новых
медиа зарабатывают не на самом материале, а на рекламе, которую умело вставляет
в свой контент. Это также стимулирует делать более качественные материалы,
ориентированные на массовую аудиторию. В этом проявляется специфику
бизнес-дискурса новых медиа.
Фрагмент текста работы:
1. Понятие об интернет-журналистике, ее
особенностях
1.1. Понятие интернет-журналистики,
особенности ее развития в России
Развитие российской интернет-журналистики условно можно
разделить на 4 периода: период авторских проектов, период интернет-СМИ, период
коммерциализации веб-медиа, период web 2.0 и период новых медиа. Для понимания
специфики интернет-журналистики в России рассмотрим каждый из них подробнее.
Говоря об авторских проектах, следует заострить внимание на
раскрытии самого понятия «авторского» как такового. Как правило, подобным
эпитетом принято называть что-либо одновременно схожее и отличное от своего
прообраза, при этом, не имея возможности объяснить, в чем именно это
заключается.
Авторский проект – это сайт, самостоятельно созданный одним
человеком, с размещенным на нем контентом, основным содержанием которого
выступают журналистские работы создателя. Как правило, пользующийся большой
популярностью[1].
Первыми явлениями авторских проектов выступают сетевые
издания «Паравозов-News» и «Вечерний Интернет». Издание «Паравозов-News» было
основано 6 ноября 1996 г. Иваном Паравозовым (Александром Гагиным) на сервере
ok.ru, а «Вечерний Интернет» 24 декабря того же года под редакцией А. Носика[2].
«Вечерний Интернет» является важной ступенью развития российской интернет-журналистики,
ведь он выступает первым примером того, как Интернет, подобно традиционным СМИ,
используется для распространения информации. А. Носик, писавший на сетевые
и околосетевые темы, приучил читателей обращаться к его сайту каждый вечер,
словно читая вечернюю газету за ужином.
Авторские проекты продемонстрировали, насколько выгодным
может быть использование Интернета для его развития как медиа. Обратим внимания
на те нововведения, которые он привнес в российскую журналистику. Стоит
отметить, что в начале своего развития лексикон, используемый в авторских
проектах, был сильно отличен от литературного стиля классических СМИ (сейчас
разница между ними сравнялась, ее практически нет). Также именно в авторских
проектах намечаются первые предпосылки к переходу от информационности к
интерактивности, поэтому на сегодняшний день их нельзя рассматривать вне
контекста современной блогосферы[3].
С какими же проблемами сталкивались классические СМИ при
интеграции в интернет? На первый взгляд, процедура простая – перенести все
содержимое в цифровую версию. Традиционные СМИ полагали, что профессионализм их
журналистов избавит от необходимости конкурировать за востребованность своего
контента с «любительскими» сайтами, однако такой подход оказался непродуктивен.
Одного профессионализма было мало: с переходом в интернет появилась
необходимость учитывать целевую аудиторию, целесообразность публикации контента,
экономическую модель. Наиболее серьезным фактором оказалась модернизация самого
материала – он претерпел существенные изменения. Перед интернет-журналистами
стояла задача преобразования печатной версии газеты в многомерный гипертекст,
наполненный гиперссылками, с нажатием на которые читатель мог переместиться на
сайт, содержащий материалы по интересующей теме, проследив всю историю развития
того или иного события, также встала необходимость обеспечения обратной связи с
аудиторией. В связи с этим должен был измениться и лексикон, используемый для
создания контента. К примеру, если ранее в печатном издании можно было
использовать фразу «как нами было написано в выпуске за 15 декабря», то в веб
версии ее следовало заменить на: «В публикации <название публикации и/ или аббревиатура
издания> 15 декабря <ссылка на публикацию>». Как правило, создавая
цифровую версию традиционного издания СМИ, данной функцией почти всегда
пренебрегали. Примерно с 1995-1996 года получили распространение веб-обзоры, которые
позволили обозначить основные факторы неудачности авторских проектов. Среди них
низкое литературное качество текста, скудное содержание и отсутствующая
авторская позиция, которая стала играть особую важность в связи с образованием
интерактивной связи с читателями[4].
Второй период развития интернет – журналистики приходится на
1999 – 2000 г. Для него характерен усиленный интерес к интернет-СМИ как к
способу воздействия на политические взгляды аудитории. 19 декабря 1999 г.
проходили выборы в Государственную Думу РФ, а 26 марта 2000 г. – выборы
Президента РФ, что не могло не повлиять на развитие интернет-СМИ, а также на
усиленный интерес к их спонсированию. Наиболее популярным примером Интернет-газеты
является Газета.ру, созданная 1 марта 1999 г. В истории российской журналистики
это первая онлайн газета, не имевшая печатной версии. Над ее созданием
трудились: Антон Носик (главный редактор), Артемий Лебедев (дизайнер), Максим
Мошков (программист). Проект Газета.Ру был спонсирован ПР-бюджетом нефтяной
компании «ЮКОС» и показал, что спонсирование онлайн газет может окупаться если
не экономически, то идеологически, а также может выступать в роли инструмента
влияния на аудиторию. Наряду с ним параллельное развитие получило множество
онлайн газет, выпускающихся ежедневно. Начался бум интернет-СМИ. Онлайн газеты
поставили авторские проекты в условия серьезной конкуренции – они перестали
пользоваться былой популярностью и подверглись видоизменениям,
трансформировались в блоги[5].
Блог (сокр. от англ. weblog) — сетевой журнал (журнал не в
значении «периодическое издание», а в значении «судовой журнал», «дневник»)[6].
По форме — это страница с короткими записями следующего
формата: ссылка на место в сети и небольшой, часто подчеркнуто субъективный
комментарий.
Веблог — это информационно наполненный дневник, т.е. одна из
форм авторского проекта[7].
Основной контент, публикуемый блогерами, – это истории из их
личной жизни, мнения на происходящие события. Как правило, среди них
распространена идеология свободы выражения личного мнения, честная и
бесцензурная огласка социальных проблем, что зачастую недоступно классическим
СМИ. Тем самым блогеры стали основателями нового подхода к структурированию и
управлению информационно-смысловыми потоками.
Третий период развития российской интернет-журналистики
приходится на 2000 – 2003 г. и носит название – «период коммерциализации
веб-медиа». Основная его характеристика состоит в усиленном инвестиционном
потоке. Интернет-СМИ вызывают внимание коммерческих фирм, политическое влияние
ослабевает. Также данный период принято называть периодом доткомов. В нем рынок
увидел, насколько эффективным ПР-средством выступает интернет. Коммерциализация
веб – медиа поспособствовала немалым положительным результатам. Все большее
внимание потребительской аудитории стало обращаться к сети, которая позволяла
им в короткие сроки получать наиболее полную информацию о товарах и услугах,
усилилась деятельность дизайнеров, кодировщиков и спичрайтеров. Появились
фирмы, услуги которых были направлены на помощь в развитии онлайн платформ.
Образовался рынок доменных имен[8].
Период новых медиа начался с 2003 года и продолжается до
сегодняшнего дня. Значение крайне популярного в нынешнее время термина «новые
медиа» крайне изменчиво. И в настоящее время под этим понятием обычно подразумевают
новейшие цифровые средства массовой информации и коммуникации, а также
различные технологии, такие как, например, Интернет, интерактивные компьютерные
игры, всевозможные цифровые фильмы и фотографии, современная мобильная
телефония и, так называемый, виртуальный мир. Новые медиа теперь занимают свое
определенное место среди других окружающих вещей, которые были порождены новыми
современными технологиями и частотными изменениями в человеческом поведении.
Экспериментирование с новыми «пространствами» и различными
возможностями новых медиа – это и есть одно из их самых главных свойств,
которые ведут к самому разнообразному их использованию. Абсолютно все
производители и потребители точно даже не совсем знают, как именно обращаться с
этими новыми медиа и поэтому они начинают активно и крайне интенсивно
экспериментировать. При этом, как правило, и производители, и потребители в
основном используют уже имеющие свои знания и приобретенные навыки относительно
существующих старых медиа. И это все вполне логично, поскольку абсолютно все
люди в принципе-то склонны использовать именно то, что им хорошо знакомо, и
поступать именно так, как они привыкли поступать всегда. Весь этот процесс
совсем не нов, он даже имеет свое известное определение, которое звучи как
«remediation», что, безусловно, можно перевести именно как
«перепосредничество», но считается более удачно на современном русском языке
будет определить этот понятный процесс как преемственность[9].
Любое
средство массовой информации может быть охарактеризовано по его типологическим
признакам, к которым относятся: особенности целевой аудитории; функциональное
назначение издания; жанрово-тематическая специфика информации; объемы и форматы
передаваемой информации; соотношение различных знаковых форм передачи
информации; периодичность (регулярность выхода номеров, программ, выпусков)
время выхода (например, утренние, вечерние, воскресные издания, выпуски) место
выхода и география распространения информации.
[1] Зеер, Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. — М.:
Академический проект, 2018. — С. 134.
[2] Засурский, Я. Российская модель СМИ в начале 21 века
// Вестн. Моск. ун-та. — Сер.: 10. Журналистика. — 2016. — № 2. — С. 4.
[3] Калмыков, А.А. Интернет-журналистика: учеб. пособ. для
студ. вузов, обучающихся по спец. «Журналистика» / А.А. Калмыков, Л.А.
Коханова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – С. 127.
[4] Тырыгина, В.А. Жанровая стратификация масс-медийного
дискурса. – М.: УРСС, 2010. – С. 53.
[5] Акопов, А.И. Текст как сущность и форма сетевых
публикаций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.relga.ru (дата
обращения: 3.05.2020)
[6] Большой Российский Энциклопедический словарь. – М.:
Дрофа, 2014. – С. 86.
[7] Джефкинс, Ф. Паблик Рилейшнз: учеб. пособие для вузов:
пер. с англ. / Ф. Джефкинс, Д. Ядин; под ред. Б. Л. Еремина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2013. – С. 291.
[8] Назаров, М.М., Виговская, Е.Г. Экосистема цифрового
медиарекламного пространства // Теория и практика – № 6, 2012. – С. 345.
[9] Олешко, В.Ф. Журналистика как творчество: учебное
пособие для курсов «Основы журналистики» «Основы творческой деятельности
журналиста» / В.Ф. Олешко. – Серия «Практическая журналистика». – М.:
РИП-холдинг, 2014. – С. 109.