Курсовая с практикой на тему Журналистика и блогерство: проблема их соотношения в российском медиаполе 2010-х годов.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.1. Определение стратегий и тактик в журналистике
1.2. Блоги как вид интернет-коммуникации и их особенности
2.1. Условия проведения исследования
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение:
Актуальность исследования. В последние годы коммуникация с помощью
интернет-технологий развивается очень быстрыми темпами. Это приводит к
значительным изменениям в видах и способах, которые используются социальным
общением. Факторы, связанные с глобализацией, привели к тому, что люди
радикально переходят от тех коммуникативных устных форм, которые являются
традиционными (в частности, непосредственный разговор лицом к лицу, телефонный
разговор, общение в формате конференции и публичного выступления), к формам
коммуникации, являющимся письменно-устными, в частности, к общению с помощью
чатов, форумов, социальных сетей, блогов, микроблогов, интернет-конференций,
удаленных семинаров, интернет-трансляций). В результате этого значительным
образом меняется коммуникативное поведение: теперь отправитель должен подумать
не над собственным потенциальным высказыванием, но над потенциальным письменным
ответом, поскольку решающим фактором становится четкость и максимальная емкость
передачи собственной мысли с помощью слов, а также интонации с помощью
различных формальных словесных трансформаций, знаков препинания и эмотиконов.
Благодаря этим новым тенденциям происходят значительные изменения в современных
коммуникативных стратегиях, осуществляется их постепенная нормативизация.
Общение в
сети в настоящее время осуществляется преимущественно в формате блогосферы.
Так, блог является аналогом дневника, местом размещения которого является либо
личный сайт, либо сайт, который специально предназначен для этого. На этом
сайте пользователи могут публично или приватно читать и комментировать записи
других пользователей.
Автором
блога может быть как индивидуальный автор (в случае личного блога), так и
коллектив авторов (в данном случае речь идет о блог-сообществе). Последняя
форма ведения блога сближает его с форумами по структурному и контентному
показателю. Отличие личного блога от форма состоит в том, что в оставление
сообщений в нем осуществляет только один пользователь, а в плане социальной
репрезентации в нем происходит представление взглядов и личности автора блога[1]. Данная
приватность блогового пространства, а также возможность пообщаться с автором
позволяет читателям блога ему доверять. Данное доверие также основано на
ответственности, которую за содержание блога несет исключительно его автор,
поскольку в формировании собственного текста он сам выполняет все функции – как
редакторскую, так и издательскую[2].
Объектом исследования является
российское медиаполе 2010-х годов.
Предметом
работы является технологическая специфика соотношения журналистики и блогерства
в российском медиаполе 2010-х годов.
Целью
данной
дипломной работы является анализ закономерностей соотношения журналистики и
блогерства в российском медиаполе 2010-х годов.
Задачи
работы:
исследовать процесс обновления журналистики
России и США;
выявить
особенности блогосферы как площадки для выражения мнений;
выявить
своеобразие подачи текстового материала в блогах;
определить
и проанализировать причины популяризации блог-коммуникации в современном
информационном пространстве.
Теоретическую
базу исследования составили работы в области массовых коммуникаций,
журналистики, средств массовой информации таких авторов как И.Д. Фомичева, С.М.
Виноградова, Г.С. Мельник, Е.Л. Вартанова, А.А. Калмыкова, Л.А. Коханова, А.А. Тертычный,
Л.Ю. Щипицина, А. Тертычного
Говоря о
степени научной разработанности темы, стоит сказать, что все работы,
посвященные интернет-журналистике, коммуникациям и современным технологиям,
только косвенно связаны с исследованием. Полностью проблема свободы журналистики
в интернете и блогосферы как способа выражения, не раскрыта. Но теоретические
работы по истории интернет-журналистики, массовых коммуникаций, могут помочь в
анализе предмета исследования данной работы.
Основными
методами исследования были: сравнение, систематизация.
Практическое значение работы состоит в том, что ее материалы и результаты
могут быть использованы в дальнейших исследованиях, посвященных заявленной
проблематике, в разработках концепций современных российских и
американских интернет-блогов.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка использованной литературы.
[1]
Вартанова Е.Л. СМИ в
меняющейся России. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 336 с.
[2]
Выровцева Е.В. Журналистский
текст как выражение позиции автора // Журналистика 2003: обретения и потери,
стратегии развития: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., Москва, 3-6 февр.2004
г. – М., 2013. – С. 50–55
Заключение:
Коммуникативная стратегия
включает в себя такие составляющие:
а) уровень сформированности
концептуального сознания коммуникантов;
б) статусно-ролевые и психологические
характеристики участников коммуникации;
в) уровень владения лексическими,
грамматическими, социально-лингвистическими и другими знаниями.
Важнейшими признаками коммуникативной
стратегии является целеустремленность, системность и интерактивность.
Целеустремленность стратегии проявляется в том, что она всегда преследует четко
определенную цель. Системность определяется множественностью взаимосвязанных
действий, направленных на достижение цели. Интерактивность следует из дискурсивного
признака коммуникативной стратегии – динамичности, поскольку «стратегия не
реализуется, а создается / корректируется, учитывая обратную речевую реакцию
собеседника.
Не менее важной характеристикой
коммуникативной стратегии является, по нашему мнению, ее ритуализованный
характер, когда определенные стратегии и соответствующие им цели и условия
деятельности закрепляются за теми или иными социальными институтами, что
особенно важно для исследования институционального дискурса.
Одной из важнейших характеристик стратегии
в современной дискурсологии является ее осознание как когнитивного и
одновременно прагматического явления. В частности, стратегия определяется как
когнитивная программа осуществления интеракции, связанная с операциями над
знаниями адресата, и направлена на изменение его модели мира, трансформацию
концептуального сознания. Когнитивная составляющая стратегии обеспечивается
взаимной ориентацией коммуникантов на совместные фреймовые структуры.
Материалом для данного исследования
послужили тексты популярных общенациональных политических блогов РФ и США, которые
отбирались на основе рейтингов политических блогов на момент проведения
исследования.
В проанализированных американских и
российских политических блогах их авторы используют следующие коммуникативные
стратегии: самопрезентации, дискредитации, нападения, самозащиты, формирования
эмоционального настроя адресата, а также информационно-интерпретационную,
аргументативную, агитационную и манипулятивную.
В русскоязычных блогах аргументативная
коммуникативная стратегия находится на последних позициях. Напротив,
распространены такие коммуникативные стратегии, как дискредитация (политических
оппонентов тех, чьи интересы разделяют авторы блогов), формирование нужного
эмоционального настроя адресата, информационно-интерпретационная (трактовка
информации в необходимом контексте), а также манипулятивная (использование
информации для управления мнением читателя блога).
Авторы американских блогов политической
тематики преимущественно используют такие коммуникативные стратегии, как
нападение, дискредитация, формирование эмоционального настроя адресата,
информационно-интерпретационная, манипулятивная и аргументативная. В отличие от
российских политических блоггеров, практически не используется тактика
благодарности кому бы то ни было, в то же время стоит отметить, что значительно
выше находится частотность обращения к аргументативным коммуникативным
стратегиям, в то время, как российские блоггеры преимущественно апеллируют к
эмоциям адресата. Американские блоггеры, напротив, строят стратегию и тактику
своего высказывания вокруг конкретных фактов.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ И ТАКТИК В ТРАДИЦИОННОЙ
ЖУРНАЛИСТИКЕ И ИНТЕРНЕТ-БЛОГАХ
1.1. Определение стратегий и тактик в журналистике
Есть несколько точек зрения ученых, как отечественных, так и
зарубежных, относительно возможных критериев оценки качества выпусков
теленовостей. В редакционных установках американского телеканала SBA, в разделе
«Достижение беспристрастности в новостях», редактор Г. Назаренко отмечает, что:
1) для достижения взвешенности и справедливости надо
показывать максимально широкий диапазон мнений;
2) журналист должен отражать события на фоне всего общества.
Следует поддерживать баланс между общенациональными, региональными и местными
потребностями. Нельзя давать преимущество освещению какого-то одного региона
страны;
3) если соответствующий представитель одной из сторон не
может принять участие в программе или репортаже, журналист или продюсер должен
приложить максимум усилий, чтобы найти кого-нибудь, кто сможет представить эту
точку зрения;
4) в стремлении учитывать все взгляды на проблему журналисты
иногда обязаны брать интервью у людей, точка зрения которых может задеть многих
зрителей. Редакторы должны быть уверены в наличии серьезных оснований и
общественного интереса, которые могут оправдать действия журналиста;
5) информация должна подвергаться детальной проверке. Даже
такие простые вещи, как даты и названия, должны быть проверены несколько раз[1].
Медиаэксперт Г. Назаренко предлагает, по нашему мнению,
наиболее полную классификацию критериев качества телевизионного новостного
выпуска. Основные тезисы его определений следующие:
1) отслеживание развития предыдущих тем в выпусках;
2) избегание повторов материалов предыдущих новостных
выпусков;
3) простая и грамотная речь;
4) четкое отделение фактов и суждений, а также недопустимость
оценки и суждений ведущего;
5) указание источника каждого факта в выпуске, как и автора
каждого субъективного суждения;
6) соблюдение баланса мнений в материалах и компетентность
интервьюируемых. По мнению Г. Назаренко, только участник события, очевидец или
эксперт может предоставить адекватный комментарий;
7) соблюдение в новостном выпуске баланса положительной и
отрицательной информации. Не должно быть материалов, которые могли бы
шокировать телезрителя. Больше всего это касается утренних новостей.
Медиаэксперт также подчеркивает необходимость разъяснения
сложных понятий и сокращений, на четком формулировании темы каждого материала,
а также на соблюдении логичности в качестве как подводки, так и сюжета[2].
Исследователь А. Г. Качкаева приводит классические стандарты
тележурналистики:
1) оперативность – способность телевидения сообщать дневную
информацию в вечернем выпуске новостей в формате полноценного материала;
2) точность – соответствие действительности, конкретным
фактам (статистика, цитаты);
3) достоверность – четкая идентификация источника;
4) беспристрастность – многогранное освещение актуальных и
общественно важных тем;
5) сбалансированность – представление в новостях различных
точек зрения всех участников конфликта в одинаковом объеме;
6) полнота изложения – ответы на вопросы: кто? что? когда?
где? как?;
7) простота – представление новостей доступным способом для
каждого рядового зрителя. Этот критерий касается языка;
8) логичность – соблюдение определенной логики в изложении
новостей;
9) отделение комментариев от фактов. Запрет оценочной
интонации[3].
Желание аудитории наблюдать за зрелищем на экране и получать
удовольствие от телевизионного продукта, а не просто воспринимать сухую
информацию, заставило специалистов медиасферы искать новые средства и приемы ее
привлечения. "Перестройка вещания наряду со многими кардинальными
изменениями в средствах массовой коммуникации осветила важную характеристику
новой аудитории – ориентацию на развлекательность. Особенно заметно проявилась
эта тенденция на телевидении»[4].
Итак, перед телевизионным журналистом встает проблема привлечения внимания
аудитории к своему продукту, что требует использования новых методов и приемов
подачи информации.
Другая исследовательница О. И. Грызунова
считает, что "сегодня в журналистском тексте происходит перемещение
акцента с того, о чем говорится, на то, как об этом говорится", ведь
нестандартная форма подачи информации позволяет легче сохранить событие в
памяти. Так, все активнее и смелее, производители новостей прибегают к
изменениям в концепции главной программы канала, облегчая формат и стиль
представления информации. Все более явным становится тяготение информационных
программ к инфотейнменту (термин "infotainment" возник в результате
аббревиатурного соединения двух слов: информация ("information") и
развлечение ("entertainment")) – развлекательному информированию,
подаче новостей в форме развлекательных передач или с оттенком
развлекательности[5].
[1]
Ажгихина Н. Вперед, к
основам! // Основы журналистики. – 2013. – № 8. – С. 7–13.
[2]
Иванова А. Проблема
объективности телевизионных новостей // Медиальманах. – 2013. – № 7. – С.
58-66.
[3]
Качкаева А.Г. Российское
телевидение: между спросом и предложением: Т. 1 / Под ред. А.Г. Качкаевой, И.В.
Кирия. – М., 2014. – 152 с.
[4]
Качкаева А.Г. Трансформация
российского ТВ // Средства массовой информации России / Под ред. Засурского
Я.Н. – М.: Аспект-Пресс, 2013. – С. 292-323.
[5]
Грызунова О.И. Формирование
современной системы телевизионного вещания в Российской Федерации / О.И.
Грызунова, Г.Т. Дерибас, Т.С. Косова и др. – М., 2013. – 120 с.