Курсовая с практикой на тему «Житийные иконы XIII в. в коллекции монастыря Св.Екатерины на Синае (Святая Екатерина, Святой Николай и Святой Пантелеимон). История изучения»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Иконография в визанстийском
искусстве XIII в.: специфика видов и жанров. 5
1.1. Типология и жанровое
своеобразие икон. 5
1.2. Иконы в византийском
искусстве XIII в. 9
2. Описание житиных икон
монастыря Св.Екатерины на Синае. 15
2.1. Основные житийные иконы в
монастыре. 15
2.2. Иконографическое житийное
описание Св. Екатерины.. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 36
ПРИЛОЖЕНИЕ. 39
Введение:
В монастыре Святой
Екатерины на Синае, удаленном от цивилизации на многие сотни километров,
сосредоточены величайшие святыни христианства и уникальные артефакты. Собор
обладает уникальной коллекцией, включающей 150 икон, представляющих большую
историческую, художественную и духовную ценность. Есть древние иконы,
написанные восковыми красками во времена правления правителя Византии
Юстиниана. Двенадцать самых редких и древних икон были написаны в VI веке
восковыми красками — это самые древние иконы в мире. Несколько энкаустических
икон доиконоборческой эпохи были вывезены в Россию в 1850 году архимандритом
Порфирием (Успенским) (с 1940 года иконы хранятся в коллекции Киевского музея
западного и восточного искусства им. Богдан и Варвара Ханенко, Киев).
Часть коллекции монастыря
датируется ранневизантийским периодом до 10 века (включая сиро-палестинские
иконы VIII
— XIX веков).
Эти иконы сделаны греческими, грузинскими, сирийскими и коптскими мастерами.
Иконы были сохранены, так как монастырь, находясь за пределами Византийской
империи с седьмого века, не страдал от иконоборчества. В коллекции мало
произведений западноевропейской письменности, но есть уникальные иконы периода
крестовых походов, сочетающие в едином стиле черты «западного латинизма» и «греческого
византинизма». Но нас интересуют житейные иконы XIII века с изображением Святой
Екатерины, Святого Николая и Святого Пантелеимона.
Очень важно, что многие
иконы были созданы в Константинополе или написаны мастерами, которые учились в
византийской столице, которая была главным духовным и художественным центром
всего восточно-христианского мира. Это иконы высочайшего качества, которые
смело можно причислить к избранным шедеврам мирового искусства.
Объектом данного
исследования выступили житейные иконы XIII века с изображением Святой
Екатерины, Святого Николая и Святого Пантелеимона.
Предмет исследования —
стилистические особенности житийных икон XIII века с изображением Святой
Екатерины, Святого Николая и Святого Пантелеимона.
Цель исследования —
проанализировать стилистические особенности житийных икон XIII века с
изображением Святой Екатерины, Святого Николая и Святого Пантелеимона.
Задачи исследования:
1. изучить особенности
развития Византийской иконописи,
2. определить особенности
иконописи монастыря Святой екатерины,
3. определить
спецификческие особенности житийных икон XIII века с изображением Святой
Екатерины, Святого Николая и Святого Пантелеимона.
Методы исследования:
анализ историко-культурологической литературы, стилистический и описательный
методы.
Праткическая значимость
заключается в том, что основные выводы могут быть использованы при дальнейшем
исследовании специфики Византийской иконописи.
Работа состоит из
введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
Из всех византийских
икон, сохранившихся в мире, более половины находятся в монастыре Святой
Екатерины. Это объясняется сухим и стабильным климатом, непрерывной историей
монастыря на протяжении семнадцати веков, а также бдительной заботой и
преданностью монахов Синая. Наиболее примечательными являются панельные иконы
6-го и 7-го веков, выполненные в технике энкаустики, где в качестве среды для
пигментов используется воск. Доиконоборческие иконы на Синае сохранились,
потому что Синай уже в то время находился под властью мусульман и,
следовательно, был недосягаем для императоров-иконоборцев. Некоторые ученые
предполагают, что иконы были отправлены на Синай для их сохранности в этот
период. Есть множество икон из династии Комнинов. Они известны своим
иерархическим качеством и отличительными полированными золотыми ореолами. В
монастыре сохранился ряд икон виты, в которых главная фигура святого,
изображенная в центре панно, окружена меньшими иконами, изображающими его
жизнь. Это одни из самых ранних икон vita в мире.
Монастырь также
располагает примечательными образцами икон палеологической эпохи, которые более
живописны и более стилизованы, и значительными образцами критской школы, где
большое внимание уделялось деталям и где переход от светлого к темному в
моделировании телесных тонов стал более интенсивным. В монастыре также хранятся
важные образцы русских икон более поздних веков.
Многие из этих икон были
привезены в монастырь в качестве подарков, но многие иконы также были выполнены
на Синае, и существует особая синайская школа иконографии, заметная в более
ранние века.
Житийные иконы монастыря
датируются XIII
веком. Было представлено описание житиыных икон Святой Екатерины, Святого
Николая и Святого Пантелеимона, как самых ярких икон жизни святых.
Фрагмент текста работы:
1. Иконография в визанстийском искусстве XIII в.:
специфика видов и жанров 1.1. Типология и жанровое своеобразие икон Иконописание прошло
сложную и драматическую историю становления и развития. Одним из его
теоретических подоплек был философский трактат Псевдо Дионисия Ареопагита «Корпус
Ареопагитикум». По своей сути он содержал много материалов относительно
символики цветов и техники изображений на иконах. Широко распространен в
Византии, он имел большое влияние и на первоначальное иконописание. Главными
формами византийской живописи стали мозаики, фрески, иконы и книжные миниатюры.
Больше всего поражают мозаики — самое характерное произведение византийских
матерей. Древнейшие византийские мозаики сохранились в архитектурных
сооружениях Равенны — городе, который в свое время был значительным культурным
центром. Здесь находится целый комплекс памятников византийской культуры V —
VII вв., то есть того времени, когда на историческом перекрестке встречались
античность и средневековье, Рим и Византия [12].
Важным атрибутом
христианских храмов были иконы. Первые христиане называли так святых,
противопоставляя их «идолам» — языческим изображениям. Позже словом «икона»
начали называть только нарисованные изображения, стремились отличить их от
мозаик и фресок. Первые иконы, как правило, изображали одного святого, чаще по
пояс или по грудь. Емкость изображения была обусловлена теми соображениями, что
между молящимся и святым должна возникнуть определенная мистическая связь.
Святой как бы отвечает своим взглядам на молитвы, обращенные к нему. В иконах,
как и в мозаиках, нашел отражение идеал духовной красоты, которому еще
предстоит пройти тяжелую историческую проверку[22].
Икона воспринималась не
только как вполне документальное свидетельство о реальной действительности
словесно изображенных в Библии или житийных произведениях событий и лиц, верно
переданную предыдущими поколениями, но и как своеобразная форма «небесного
откровения», постоянно получаемого иконописцами во время молитвы, и наглядно
воплощаемого в виде определенных незначительных вариаций в пределах канона. Эти
едва заметные вариации позволяли говорить как об отдельном значении каждой
конкретной иконы так и об общей «истинности” установленного канона. Сам
художник рассматривал свой труд как «священный подвиг» и таинство, а товар —
как результат непосредственного божественного деяния. Отсюда происходит явление
анонимности, поскольку художник не изображал ничего «своего» и в творческом
акте он переносился в мир “надбуття” и пытался приобщить к нему всех зрителей,
в чем и заключался смысл сакрального творчества.
Сохраняя
традицию византийской иконографии, Русь все же вскоре выработала свой стиль,
свою версию обще доминирующей византийской традиции. Здесь преобладает
несколько более ласковая интерпретация лиц, более светлый, легкий колорит и
искусное