Курсовая с практикой на тему Женщина-мать в изобразительном искусстве (эволюция художественного образа)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава І. Теоретические основы эволюции художественного образа женщины-матери в изобразительном искусстве 6
1.1. Венеры первых художников мира 6
1.2.Священный лик Богоматери 7
1.3. Мадонны титанов Возрождения 10
1.3. Женщина-мать в изобразительном искусстве ХХ века 13
Глава ІІ. Исследование образа женщины-матери в изобразительном искусстве с Древнего мира до начала ХХІ века. 16
2.1. Анализ образа Венер первых художников мира 16
2.2. Изучение образа Богородицы «Кормилица». 17
2.3. Анализ образа Мадонны-матери в творчестве художников эпохи Возрождения 21
2.4. Исследование образа материнства в изобразительном искусстве ХІХ-ХХІ веков 26
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Приложение 36
Введение:
Постановка проблемы. Данная работа посвящена изучению эволюция художественного образа женщины-матери в изобразительном искусстве.
Актуальность исследования. Женщина испокон веков считалась хранительницей домашнего очага и семейного уюта. С давних времен человечество обращается в песнях и молитвах, стихах и поэмах к матери, прославляя ее благословенное имя. Мать дарит человеку жизнь, вдохновляет на добрые дела, отдает все, что имеет: тепло своей души, свое сердце и безграничную любовь. Ее колыбельные сопровождают нас на протяжении всей жизни, а мудрое слово помогает преодолевать трудности.
Тема материнства – ода из древнейших тем в мировой культуре. Первые изображения матери с ребенком на руках относятся к додинастическим временам Египта, и сегодня художники не обходят стороной эту тему, так как тайны женской красоты тревожат человечество на протяжении всей истории его существования. Едва ли найдется художник, который не пытался бы постичь эту тайну, но каждый открывал ее по-своему.
Точно так же художники постигали и тайну материнства, в том числе и подготовку к нему. Художники широко прибегали к символическим и аллегорическим средствам, изображая, к примеру, молодую женщину, держащую на коленях гнездо с птенцами, и вокруг нее крольчат или цыплят. Существовала целая система «тайнописи», условных знаков, без знания которых в наши дни бывает трудно разгадать истинное значение той или иной картины.
Таким образом, все выше сказанное и обусловило актуальность выбранной темы исследования «Женщина-мать в изобразительном искусстве (эволюция художественного образа)».
Степень разработанности проблемы. Образ женщины-матери навечно запечатлен на полотнах известных художников всех времен и народов: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Ботичелли, Пабло Пикассо, Алексей Венецианов, Дженни Савилл, Колвитц и т.д. «Мама» эталон прекрасного, нравственный ориентир в обществе. Данная тема не иссекаема и будет волновать художников всегда, так как индивидуальное чувство любви к матери невозможно выразить какой-либо одной картиной, что делает актуальным данную тему в любую эпоху.
Образ матери не раз становился объектом исследования в философии (Н.А. Бердяев, Ф. Бэкон, С.Н. Булгаков, Б.П. Вышеславцев, Т. Гоббс, И. А. Ильин, Дж. Локк, Н.О. Лосский, В В. Розанов, Ж.Ж Руссо, Э. Фергассон Г.П. Федотов, П.Л. Флоренский, С.Л. Франк и др.), социологии (Т.Т. Киселева, А.А. Никишенков, Б. Малиновский, М. Мосс, Т. Парсонс и др.), культуре и искусстве (Г. Кавальканти, М. Фичино, Ф. Лили, Рафаэль, Леонардо да Винчи, В.Л. Боровиковский и др.). Однако, не смотря на это, образ женщины-матери в изобразительном искусстве остается не достаточно исследованным.
Таким образом, актуальность исследования и анализ существующих работ по проблеме исследования позволил сформулировать нам цель курсовой работы.
Цель – проанализировать эволюцию художественного образа женщины-матери в изобразительном искусстве.
Задачи исследования:
теоретически обосновать священный лик Богоматери, образ Мадонны титанов Возрождения и образ женщины-матери в изобразительном искусстве ХХ века;
изучить изображение Богородицы, как первого образа женщины-матери в изобразительном искусстве;
проанализировать образ Мадонны-матери в творчестве художников эпохи Возрождения;
исследовать образ материнства в изобразительном искусстве ХІХ-ХХІ веков.
Методы и методология исследования. Теоретические методы исследования – анализ вторичных источников по проблеме исследования (монографии, учебные пособия, научные статьи, материалы конференций), анализ и синтез эмпирических данных, анализ противоречий в современном изобразительном искусстве, моделирование, аналогия и обобщение; эмпирические методы исследования – изучение и обобщение опыта работы по изобразительному искусству.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Первая глава работы посвящена теоретическим основам эволюции художественного образа женщины-матери в изобразительном искусстве; во второй главе проведен анализ образа женщины-матери в изобразительном искусстве с древнего мира до начала ХХІ века.
Заключение:
Трудно назвать более популярный и любимый образ всех времён и народов, чем изображение матери и ребёнка. Христианство чутко восприняло эту идею всепобеждающей, вселенской материнской любви. Этот образ важен для каждого человека и для всего мира. Европейская живопись даёт нам сотни изображений Мадонны: то радостные, то печальные, то нежные, то строгие, то в роскошных царских уборах, то в скромном монашеском одеянии.
Если мы обратимся к произведениям конкретных художников, то сможем увидеть, насколько их творчество пронизано идеей поиска идеального женского образа. Возьмем ли мы средневековую живопись, живопись Возрождения, классицизм, более поздние направления, — образ женщины является ведущим для художника. Художник совершает внутренние превращения в этой творческой игре.
Каждая эпоха создавала свой образ материнства, художники всех времён и народов, каждый по-своему, давали представление о прекрасных человеческих качествах.
В данной работе был проанализирован образ матери в изобразительном искусстве с древнего мира до конца XX века, благодаря чему можно было наблюдать трансформацию образа.
Искусство Возрождения заимствует у средневековых художников один из самых распространенных в художественном творчестве сюжет – изображение Богоматери с младенцем, который трактуется живописцами так же, как и в Средние века – ребенок на руках Богоматери находится как будто на престоле. Однако, весь драматизм сюжета усилен окружением Мадонны с младенцем, а сама Мадонна становится воплощением земной жизни, олицетворением человеческой любви.
Художники XVII-XX веков уже не так ярко обращаются к образу Богоматери, однако используют композиционные приемы, которые подчеркивают неземную связь матери и ребенка, и, с течением времени, можно наблюдать более частое обращение к теме материнства у художников разных стран.
Из картин ХІХ-ХХІ веков таких как: П.Пикассо «Мать и дитя», икона «Богоматерь Владимирская» или «Партизанская мадонна» М.А. Савицкого, Алексей Венецианов «Сенокос», Кузьма Петров-Водкин «1918 год в Петрограде» и т.д., мы убеждаемся в том, что представление о материнстве как о высоком и светлом, радостном и тревожном подвиге сохраняется из века в век. Однако каждая историческая эпоха внесла свой оттенок в содержание материнского чувства, усиливая в нём, то ноту скорби, то ноту нежности, возвеличивая в образе матери черты человеческого идеала, сформированного данной эпохой.
Фрагмент текста работы:
Глава І. Теоретические основы эволюции художественного образа женщины-матери в изобразительном искусстве
1.1. Венеры первых художников мира
Тайна женской красоты тревожит человечество на протяжении всей истории его существования. Едва ли найдётся художник, который не пы¬тался бы постичь эту тайну, но каждый открывал её по-своему. Главным и неизменным в этом постижении оставался идеал материнства, священ¬ные узы любви между матерью и ребёнком. От скульптур первых худож¬ников земли, мадонн титанов Возрождения, иконописных ликов Богоро¬дицы, вдохновенных музыкальных гимнов женщине-матери до произве¬дений современных художников – таков путь постижения идеала жен¬ской красоты и обаяния.
Интерес к образу женщины-матери художники начали проявлять еще в доисторические времена. В Древнем мире мастера создавали так называемых Венер палеолита — каменные статуэтки в виде обнаженных женщин. Их пропорции часто были искажены: бедра и живот гипертрофированны, а лицо и руки, наоборот, изображались схематично. Фигурки символизировали плодородие и восхваляли образ женщины-матери.
Во время археологических раскопок в разных странах мира было найдено более ста пятидесяти маленьких женских статуэток – от стран Западной Европы до Байкала, носили культовый характер и почитались как святыня. Палеолитические «Венеры» (так их назвали ученые) это обобщенный образ хранительницы очага, символ плодородия. Так, в деревне Костенки Воронежской области во время археологических раскопок были обнаружены статуэтки женщин, относящиеся к древнему каменному веку, то есть к палеолиту.
Не грацию и стройность женского тела воплощали в себе эти каменные изваяния высотой 5-10 сантиметров, напротив, они выглядели крайне примитив¬ными и даже грубыми. Их лица были заменены гладкой выпуклостью без прорисовки отдельных черт, руки и ступни ног были едва намечены или отсутствовали вообще, туловище излишне вытянуто. Особое внима¬ние уделено изображению всего, что подчёркивает женское начало: непомерно большие груди и бёдра, огромный выпуклый живот, в кото¬ром зреет новая жизнь. Тщательно прорисованы сложные узоры жен¬ской причёски.
В первобытную эпоху женщина-мать была окружена особым Ореолом надежд и идеальных помыслов. В обществе существовал культ Женщины, воплощавшей в себе идею материнства и продолжения рода. С женщиной также были связаны идеи плодородия и охраны домашнего очага. Так что в палеолитических Венерах заключались не только маги-ческое и культовое значения, но и эстетический идеал наших далёких пред¬ков. Каждое из подобных изображений – настоящий гимн женщине-матери, продолжательнице рода человеческого.
Средневековое искусство европейских стран сегодня невозможно представить без широко запёчатлённого образа Богоматери. В Западной Европе он был связан с культом Мадонны, а на Руси – с Богородицей, ко¬торая воспринималась как покровительница и защитница родной земли, заступница людей перед Богом.