Курсовая с практикой на тему Женщина в позднее Средневековье (по произведению Кристины Пизанской «О граде женском»)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Статус женщины в позднее средневековье 4
1.1 Проблема гендерного равенства в эпоху позднего Средневековья 4
1.2 Предпосылки изменения места женщины в обществе 9
Глава 2. Определяющие тенденции положения в семье женщины в произведении «О граде женском» 16
2.1 Кристина Пизанская: предвестница феминизма в средневековой Европе 16
2.2 Статус замужней женщины в семье в произведении «О граде женском» 19
Заключение 23
Список использованных источников и литературы 24
Введение:
Актуальность темы. На протяжении веков происходила эволюция положения женщин. В современном мире роль и место женщины в обществе изменилось. Сферой деятельности женщин перестает быть исключительно ведение домашнего хозяйства и воспитание детей, женщины активно включаются в трудовую деятельность, принимают участие в общественной жизни. Процессы перераспределения ролей между мужчинами и женщинами затронули и сферу экономики, политики, науки.
Современная эпоха полна разнообразными противоречиями в вопросах пола и гендера, представлениях о гендерном равенстве и неравенстве. Гендерные вопросы в последнее время приобретают мирового значения, о чем свидетельствуют бесконечные дискуссии вокруг этой проблемы, о которые узнает и на которые остро реагирует вся мировая общественность. Эпоха Возрождения и ее основные концепты — антропоцентризм, индивидуализм, гуманизм, свободолюбие и формирования идеи социального равенства позволяет нам обращаться к этим концептов сегодня и выявлять их независимо от пола. Поэтому комплексное исследование историко-философских тенденций этого периода является необходимым условием для того, чтобы лучше понимать проблему гендерного равенства в целом и особенно в вопросах, которые касаются культа личности с ее многогранными возможностями роста и развития; свободы, которую человек (как мужчина так и женщина) может себе позволить без стеснений общества в социокультурном измерении.
Источниками 14-15 века по нашей теме являются оригинальные французские литературные и ученые тексты, посвященные браку и собранные в одном издании. «О граде женском» Кристины Пизанской, «Пятнадцать радостей брака» и другие сочинения французских авторов 14-15 веков.
В этих текстах находится весь спектр оценок и суждений — от высмеивания брака и семьи до воспевания любви между мужчиной и женщиной. Источник отображает переходное понимание семейных ценностей от средневековой традиции к чему-то новому (традициям Возрождения). Это собрание историй о проделках коварных жен и об их легковерных мужьях. Книга полна наивного анти феминизма.
Объект исследования – статус женщины в позднее средневековье.
Предмет исследования – тенденции положения в семье женщины в произведении «О граде женском».
Цель курсовой работы – изучить положение женщины, семью и брак в позднее средневековье по произведению Кристины Пизанской «О граде женском».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить особенности регламентации семейных союзов.
2. Рассмотреть особенности состава семьи средневековой Франции.
3. Изучить философию Кристины Пизанской: предвестницы феминизма в средневековой Европе.
4. Определить статус замужней женщины в семье в произведении Кристины Пизанской «О граде женском».
Заключение:
Итак, показано, что эпоха позднего Средневековья хоть и закладывает основы следующего периода свободолюбивых людей, но не предлагает нового, то есть, прежде всего, отсутствует позитивная программа развития общества.
Выявлено, что даже во взглядах на божественное — человек (а всего человек, а не женщина) рассматривается как полубог, как титан, что обречен на созидание, но куда приведет это создание, человек точно не знает. Хотя в эпоху позднего Средневековья есть попытки разрушения стереотипов прошедшей эпохи сутки, однако, неравенство как таковое не исчезает, зато патриархальные нормы только усиливают свои позиции в обществе, иерархия никуда не исчезает, самоопределяется только мужчина, женщина на самоопределение еще права не имеет. Естественное неравенство заложено семенами предыдущих эпох. Однако показано, что человек же может быть равным с другими только в том случае, если он свободолюбив, проникновенный к свободе и независимости, как, например, в свободолюбивых французских государствах. Но для этого необходимо иметь большую смелость, основанную на определенных знаниях, убеждениях и опыте, отличных от массовых.
Таким образом, эпоха позднего Средневековья предлагает нам срединную ситуацию развития общества. Это переходная эпоха, которая разрушает стереотипы общества, но разрушает их деструктивно, взамен не предлагая новой системы развития равноправного общества, в котором бы всем в равной степени комфортно, как мужчине, так и женщине.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Статус женщины в позднее средневековье
1.1 Проблема гендерного равенства в эпоху позднего Средневековья
Официальный статус женщины оставался почти неизменным с начала XV до XIX века, но положение представительниц привилегированных классов разнообразился.
Эпоха индивидуализма — оказалась благоприятным для расцвета всех задатков личности независимо от пола. В это время встречаем женщин, которые стали мощными суверенами, Жанна Арагонская, Жанна Неаполитанская, Изабелла д’Эсте [7, с.169]. Другие соблазнились полной приключений судьбой кондотьера и вместе с мужчинами взяли в руки оружие: так, жена Джираломо Риарио билась за свободу Форли; Ипполита Фиораменти командовала войсками герцога Миланского и во время осады Павии вывела на крепостной вал знатных дам. Итальянки прославились своими талантами на территории культуры. Среди них Ризотто Ногароле, Вероника Гамбара, Гаспара Стампара, Виториа Колонна, подруга Микеланджело и Лукреция Торнабуони, мать Лоренцо и Джулио Медичи, которая в частности составила гимны в честь Иоанна Крестителя и Богоматери [7, с.162]. В частности Ризотто Ногароле, ренессансная писательница и интеллектуалка, гуманистка, автор труда «О равен или неровный грех Адама и Евы»; находилась в переписке со многими гуманистами, писала латинские стихи и речи; выступала за права женщин, преимущественно право на образование. Страстно любила учиться и провела большую часть своей жизни в одиночестве, постоянно занимаясь науками [12, с.7].
Довольно распространенной является точка зрения, что связывает истоки феминизма с культом человека в эпоху позднего Средневековья.
Показательно появление женщин-философов, которые вступают в борьбу против женоненавистничества [6, с.53]. В связи с этим обычно упоминаются имена первых итальянских женщин-писательниц: Лауры че, Кассандры Феделе и, особенно, венецианки по рождению, жившей и творила во Франции, Кристины Пизанской, автора «Книги о Граде Женском» 1405, книги, революционной для своего времени [14, с.96]. Она описала в ней идеальный город-убежище всех достойных женщин, которые испытывают гнет по отношению к ним окружающих мужчин и общества. Сегодня ее взгляды относят к протофеминизму [6, с.72].
Вначале XVI в. среди защитников прав женщин оказался обвинен в еретичестве немецкий философ Корнелий Агриппа Неттесгеймский, автор трактата «Декламация о благородстве и превосходстве женского пола над мужским». Свою работу он посвятил «божественной Маргарите, августейшей и всемилостивый принцессе» [1, с.281]. В трактате, приводя цитаты из Библии, отцов церкви и философов, Корнелий восторженно прославлял женский пол и утверждал, что природные задатки женщины ничуть не менее совершенны, чем мужские, просто они — другие. Фактически, среди других достижений этого исследователя можно отметить и еще одно — он был одним из первых идеологов феминизма [10, с.132].