Курсовая с практикой на тему Жанры современной спортивной журналистики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Цели, задачи и функции спортивной журналистики 6
Глава 2. Аналитические жанры спортивной журналистики 14
Глава 3. Художественно-публицистические жанры спортивной журналистики в радио- и телеэфире 20
Глава 4. Информационные жанры спортивной журналистики в радио- и телеэфире 25
Глава 5. Альтернативные подходы к разделению спортивных публикаций 32
Заключение 34
Список использованной литературы 37
Введение:
Собственно, хотелось бы отметить, что всевозможные явления, имеющие какое-либо отношение к демонстрации силы и выносливости, знакомы, кажется, абсолютно любой человеческой цивилизации. Отмечается, что ряд историков указывает на довольно частое ритуальное происхождение, а также некое сакральное значение древнейших видов спорта. Так, при разговоре о Минойской цивилизации нельзя не упомянуть о тавромахии, а о Древней Ирландии –играх отрубленными головами врагов. Впрочем, кажется нам совершенно не обязательно приводить здесь некую сводку по странам, для осознания того, что, бесспорно, у каждого народа специалистами выделяются довольно традиционные, присущие именно им, физические игры и состязания. Впрочем, их еще рано называть спортом в его современном понимании. В данном контексте неминуемо встает вопрос о том, чем же тогда принципиально отличается современный спорт от архаичных праспортивных явлений, игр и т.д.?
Собственно, ответ на данный вопрос является одновременно простым и сложным. Так, представляется, что необходимым для осуществления является целый ряд условий:
• стремление достигнуть наивысших результатов;
• наличие организованных состязаний и особых общественных отношений, связанных с ними;
• общественное признание результатов всевозможных состязаний как имеющих самостоятельную значимость.
Лишь при условии соблюдения вышеозначенных положений, праспортивные явления, кажется, и можно назвать спортом в полном смысле данного слова . Появляются специальные организации, которые участвуют и организовывают непосредственное проведение официальных соревнований на постоянной и регулярной основе по определенным правилам, а также фиксируют и признают результаты этих соревнований .
Отмечается, что эволюция спорта (как объекта и субъекта информационной деятельности) связано с расширением видов и типов физической деятельности, форматов соревнований, социальной базы агентов спорта. Другими словами, оно ознаменовано увеличением инвариантности подобной сферы человеческой активности, что само по себе продуцировало увеличение информации о ней .
Применительно же к сегодняшнему дню можно говорить о том, что спорт крайне крепко вошёл в жизнь людей. Собственно, данное утверждение, кажется, является довольно очевидным, однако, чтобы не быть голословными, обратимся к следующему примеру. Так, период трансляции чемпионата Европы по футболу (лето 2008) был ознаменован крайне любопытным событием, а именно: сменой эфирных приоритетов. Специалистами было отмечено, что зрительский рейтинг четвертьфинального матча Россия Голландия превзошел по показателям новогоднее обращение Президента Российской Федерации . Именно в эти дни особенно остро проявилась феноменология спорта как субъекта и объекта информационной деятельности.
Можно сказать, что именно в подобных ситуациях особенно сильно ощущается потребность в качественной спортивной журналистике. В данном контексте, собственно, весьма остро встаёт вопрос о ее жанрах, а точнее о том, в каком случае применяется тот или иной из них? Именно ответу на данный вопрос во многом и будет посвящена наша курсовая работа. Другими словами, приведённый далее текст призван раскрыть основные жанры спортивной журналистики, выделенные в отдельные главы.
Заключение:
Таким образом, после проделанной работы хотелось бы отметить следующее. Так, спорт –специфический социокультурный феномен, который весьма гармонично объединяет две стороны человеческой деятельности– развлечение и соревнование. При этом совершенно очевидно, что он –явление чрезвычайно зрелищное, богатое широчайшим спектром эмоций, что, наряду с необходимостью осмысления спортивных событий, ведет к экспрессивности, эмоциональности в рассказе о них, субъективности и оценочности в суждениях, как это присуще большинству спортивных материалов.
Таким образом, он затрагивает жизнь, кажется, практически каждого, кто живет на нашей планете, а также закономерно формирует социокультурные представления на протяжении ни одного поколения. Впрочем, особенное влияние, значимость и популярность он начал приобретать лишь в последние десятилетия. Ведь именно этот промежуток времени ознаменован превращения спорта непосредственно в медийный продукт. Он, бесспорно, стал довольно гармоничной составляющей медийного пространства.
Впрочем, очевидно, что без массового освящения спортивных событий в средствах массовой информации ни о чем сказанного выше нельзя бы было и подумать. Таким образом, исходя из вышесказанного, кажется, можно довольно смело отметить, что в основе спортивного дискурса находится именно и непосредственно медийсность . Другими словами, средства массовой информации как ни что другое определяют функции спорта, меняя и расставляя приоритеты.
В наиболее полном объеме все это находит свое выражение в спортивной публицистике, блестящие образцы которой всегда были присущи отечественной спортивной журналистике, начиная от Льва Кассиля и Льва Филатова, до Юрия Цыбанева и Василия Уткина.
Совершенно понятно, что по мере развития спорта он невероятно расширяет собственную номенклатуру функций, которые мы также постарались раскрыть. Впрочем, совершенно понятно, что по мере развития современного общества, они, собственно, претерпевают ряд изменений: одни выходят на первый план, другие уходят в тень. Различно их применение на практике, порой меняются сами названия. Однако это весьма закономерный процесс, связанный, в первую очередь, со стремлением идти «в ногу со временем».
Также вслед за Е.А. Слюсаренко в нашей работе были проанализированы три модели взаимоотношений спорта и спортивной журналистики: партнерская (до 1917), инструментальная (1917—1990 гг.), коммерческая (с 1991 г.).
Впрочем, большая же часть текста была посвящена именно жанровой составляющей спорта, их взаимодействию. Таким образом, нами было проанализированы аналитические, художественно –публицистические и информационные. Однако, безусловно, в связи со сложность и, главное, объемность темы мы не претендуем на абсолютное освящение всех возможных составляющих. Впрочем, мы постарались раскрыть основные моменты.
Довольно важным нам представляется понимание специфики спортивной деятельности как носящей в исключительно информационный характер. Точнее говоря, деятельности, являющейся источником информации, которая в определенном социально-психологическом, экономическом, а порою и политическом контексте, обретает особую социальную значимость и ценность. Спорт по своему характеру есть деятельность, цель которой — достижение результата, имеющего овеществленное выражение в цифрах и фактах, которые предоставляет целевой аудитории журналистика.
Более того, крайне важным для спортивного журналиста, как надеемся, было видно из основной части курсовой работы, является присутствие личного мнения. Ведь большая часть жанров спортивной журналистики –не информационный доклад, но, скорее, компетентно осмысленный оперативный комментарий, который, впрочем, вполне может дополняться лирическими отступлениями. Впрочем, спортивные материалы в современных реалиях призваны не только информировать целевую аудиторию, но и развлекать.
Впрочем, в нашей работы мы также остановились на западной классификации. Сделано это было во многом, чтобы рассмотреть проблему «со всех углов». Собственно, в главе, где освящался данный вопрос, мы в основном следовали за размышлениями Б. Розенталя, которым было выделено три типа: Advance stories, Game Summary, Post-Game Analysis.
Таким образом, можно подытожить следующим. Весьма логично, что непосредственно с увеличением числа соревнований количественно растет и спортивная журналистика. Отсюда также закономерно вытекает, что большинство спортивных журналистов являются именно информационного плана. Другими словами, их главная задача –это оперативная передача необходимых сведений о спортивных соревнованиях и событиях вокруг них.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Цели, задачи и функции спортивной журналистики
Безусловно, как было отмечено выше, наша работа призвана выявить именно и непосредственно жанры спортивной журналистики. Однако, кажется, рассматривать их в отрыве от понимания самой сути явления –несколько неверно. Именно поэтому мы решили посвятить первую главу данной работы освящению целей, задач и функций спортивно журналистики.
Собственно, непосредственно в начале этого раздела можно дать следующее определение. Спортивная журналистика – это отрасль, безусловно, имеющая понятный любому свой специальный предмет, который является чрезвычайно разнообразным в своих конкретных проявлениях. Крайне интересным представляется то, что в зависимости от разновидности спорта цели, задачи, функции, формы и специфические признаки спортивной журналистики могут закономерно меняться.
Впрочем, когда заходит разговор о каком –либо роде деятельности, неминуемо возникает довольно простой и одновременно крайне важный для ответа вопрос: какова же главная его цель? Отмечается, что в современных условиях спортивная журналистика занимает довольно интересное положение: она одновременно является подсистемой и общей системы журналистики, и системы спортивной деятельности . Исходя из вышесказанного, целью спортивной журналистики можно назвать следующее: согласованная с другими социальными институтами поддержка развития и функционирования спортивного движения через обеспечение коммуникации между субъектами спортивной деятельности.
Собственно, кажется, в рамках данной работы нам также необходимо выявить, какие актуальные задачи встают перед спортивной журналистикой.
Современные исследователи указывают, что, это:
1. комплексное информирование аудитории о событиях;
2. формирование положительного общественного мнения по отношению к спорту;
3. обеспечение постоянного взаимообмена достижениями между теорией и практикой спорта, повышение спортивной грамотности всех групп и категорий населения и внедрение передового опыта в занятия спортом среди вовлеченных в него людей.
4. активное участие в управлении спортом, в разработке и организации спортивных мероприятий разного уровня и значения.
Впрочем, помимо специальных целей и задач спортивная журналистика имеет также довольно длинный перечень реализуемых ею функций. Их осуществление происходит с учетом специфики предмета отображения и во многом основано на функциях самого спорта – соревновательной, культурной, интегративной, представительской, политической, подготовительной, образовательной, воспитательной, управленческой и т.д .
Собственно, в контексте означенной выше темы курсовой работы, мы, должны остановиться на наборе достаточно стандартных функций спортивной журналистики, которые, впрочем, будут нами лишь обозначены, то есть представлены без подробного анализа.
На долю информационной по разным подсчетам исследователей приходится от 60 до 80 % всех публикаций на спортивную тематику . Эта же функция- более общая и универсальная .
Еще одна важная функция – пропагандистская . Собственно, на сегодняшний день ее цель – деятельности по распространению и внедрению в массовое сознание знаний, ценностей и норм физического развития. Наряду и по соседству с пропагандой обычно называют и агитацию, чьи функции, собственно, весьма схожи – приобщением к спорту и здоровому образу жизни. Собственно, в один ряд с уже обозначенными в данном параграфе можно поставить и воспитательную функцию, которая, впрочем, довольно часто реализуется непосредственно через демонстрацию положительных или отрицательных примеров: сравнение волевых спортсменов, ведущих себя достойно и образцово (во всех смыслах) в период соревнования с малодушностью и эгоизмом других.
Соответственно следующая функция спортивной журналистики, на которой мы остановимся – организационная. Ее непосредственной реализацией является то, что СМИ выступают непосредственно в качестве субъекта и средства организации физкультурно-спортивного движения .
Далее – функция выражения и формирования общественного мнения, которая во многом сопряжена с пропагандистской и организаторской. Отмечается, что она заключается в непосредственном создании и поддержании общественного мнения, необходимого для развития спорта, что достигается путем раскрытия его гуманных и нравственных ценностей.
Рекламная же функция является тесно связанной с рекламной функцией предмета ее отображения, ведь повременному спорту крайне свойственно выступать в качестве определенного «вербовщика» . Другими словами, спортсмены, благодаря своим достижениям, привлекают внимание не только непосредственно к спорту, но и ко всему, что как-либо является причастным к их победе Соответственно и спортивная журналистика часто и широко использует предоставляющиеся ей в данном свете возможности влияния на формирование общественного мнения .
Еще одна важная функция, присущая спортивной журналистике — управленческая . Впрочем, она теснейшим образом связана с информационной и организационной функциями .
Эстетическая функция спортивной журналистики проистекает из внутренней природы самого спорта. Отмечается, что именно через показ здоровых, красивых и сильных людей в общественное сознание внедряются образцы прекрасного . В современной спортивной журналистике эта функция целенаправленно реализуется гораздо реже, однако по-прежнему сохраняется.
Остались неназванными еще две функции, которые также иногда выделяются теоретиками спорта, однако реже всех вышеперечисленных: коммуникативная, отвечающая за общение, и гедонистическая, заключающаяся в создании определенного (повышенного) эмоционального тона.
Крайне интересным и важным нам представляется то, что функциональная специфика спортивных СМИ (т.е. определенный набор выполняемых ими функций) на разных стадиях развития социально-политического процесса позволила Е.А. Слюсаренко определить основные модели взаимодействия массовых коммуникаций спорта и самого спортивного института – в зависимости от преобладания некоторых функций по отношению к остальным в определенные периоды. Так, Е. А. Слюсаренко называет три таких модели взаимоотношений спорта и спортивной журналистики . Кажется, в контексте темы курсовой работы, нам также стоит привести их в нашем тексте.
Итак, первая из них – партнерская (до 1917 г.). Непосредственное появление данной модели связанно с зарождением спорта как социального феномена и появлением его первых видов. Совершенно понятно, что параллельно обозначенному выше весьма закономерно происходит формирование спортивной аудитории, а также создание его первых управленческих структуры. Впрочем, данного исторического периода характерно лишь развитие конкурентно-рыночных (капиталистических) отношений, а потому мы можем наблюдать эмпирическую незаданность взаимоотношений журналистики и спорта, а также неоднозначность восприятия спортивной деятельности государственных и общественных организаций. Собственно, именно этот временной промежуток отмечен становлением довольно специфического языка и терминологии спорта, что, безусловно, находит отражение на страницах печати.
Вторая – инструментальная (1917-1990 гг.). Ряд специалистов причисляет своеобразное устройство политико-экономической жизни советского общества к непосредственным событиям, которые повлекли за собой формирование данной модели. Обозначенный нами исторический период характеризуется достаточно значительным местом спорта и физической культуры. Собственно, если учитывать руководящую роль партии, то становится понятно, что обойти государственное управление спорта в данный временной промежуток, кажется, нельзя. Так, оно строилось на основе увязывания функций спорта с основными функциями государства (хозяйственно-организаторской, культурно-воспитательной, оборонной и т.д.). Поскольку спорт рассматривался как способ подготовки молодежи к военно-трудовой деятельности, журналистика в основном сосредоточилась именно на военно-образовательной, профессионально-прикладной и другой подобной проблематике.
Впрочем, после начала Холодной войны ситуация несколько изменилась. Отмечается, что с этого момента пропаганда и агитация спорта начали выступать уже несколько обособленным и самостоятельным приоритетом советской власти. Таким образом, непосредственной задачей спортсменам теперь ставилось завоевание мирового первенства во всех возможных видах спорта. Собственно, понятно, что журналистике было необходимо обеспечивать качественную информационную поддержку.
В качестве особенности данной модели представляется возможным (также вслед за Е.А. Слюсаренко) отметить ряд моментов. Так, именно она обуславливала государственную поддержку тех средств массовой коммуникации спорта (СМКС), которые не могли рассчитывать на интерес большой аудитории, при этом будучи необходимыми для существования самого института спорта .
Третья и заключительная модель взаимодействия спорта и спортивной журналистики – коммерческая (с 1991 г.). Начало ее формирования отмечено политической и социально-экономической модернизацией общества. Другими словами, в период, когда была взята на вооружение форма взаимоотношений спорта и спортивной журналистики, принятая в большинстве развитых стран мира. Таким образом, средства массовой коммуникации спорта стали равноправным субъектом рынка спорта. Собственно, неминуемо произошла трансформация их главной функции, теперь это –содействие реализации продуктов отрасли. Причинами, которые как –либо повлияли на подобный поворот событий, можно отметить следующие:
o частичный отказ государства от участия в развитии спорта;
o системные реформы в институте спорта;
o изменение роли спорта в обществе.
Впрочем, переход к данной модели стал причиной появления и крайне негативных моментов, например:
o малоприбыльных (по современным меркам) дисциплины оказались вытесненными на своеобразную «окраину» рынка спорта;
o наблюдается довольно сильный акцент на освящение одних видов спорта в ущерб другим. Собственно, при данном расположении вещей неминуемо возникает опасность сужения информационных потребностей целевой аудитории.
Безусловно, любое моделирование не может являться идеальным (в связи с некоторой степенью условности и «огрубления» параметров), однако, кажется, отмеченную выше концепцию, которую предложил Е.А. Слюсаренко, вполне можно принять в качестве некой общей картины, рисующей динамику наиболее важных изменений во взаимоотношениях государства, спорта и журналистики.
Таким образом, в данной главе основное наше внимание было сосредоточено на освящении функций спортивной журналистики. Впрочем, можно отметить, что некоторые из них между собой довольно тесно перекликаются (например, пропагандистская, агитационная, воспитательная).
При выделении же основных моделей взаимоотношений спорта и журналистики мы следовали в своих рассуждениях за Е.А. Слюсаренко, выделив партнерскую (до 1917), инструментальную (1917—1990 гг.) и коммерческую (с 1991 г.).