Курсовая с практикой на тему Жанрово-стилистические и композиционные характеристики текстов финансовых пресс-релизов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ И КОМПОЗИЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕКСТОВ ФИНАНСОВЫХ ПРЕСС-РЕЛИЗОВ 7
1.1 Стили, структура, виды пресс-релизов 7
1.2 Финансовые пресс-релизы 15
Выводы по первой главе 17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКИХ И КОМПОЗИЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ТЕКСТОВ ФИНАНСОВЫХ ПРЕСС-РЕЛИЗОВ 19
2.1 Жанрово-стилистические и композиционные особенности финансовых пресс-релизов 19
2.2 Лингвостилистический анализ английских финансовых пресс-релизов 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 33
Введение:
Актуальность темы исследования. Появление деловых СМИ обусловлено потребностью людей в качественной информационной и аналитической периодике по проблемам и основным тенденциям развития бизнеса. Актуализация этого нового формата вызвана не только и не столько появлением собственного контента в сетях и даже не радикальными изменениями информационных технологий, а в первую очередь — повышением значимости деловой сферы в жизни общества и в информационно-коммуникационном пространстве.
Это обусловило их специфику, которая проявляется не только в стиле и языке, но в концептуальном подходе к этому телесегменту, в тематической политике, в способе коммуникации с определенной аудиторией, в отборе, структуризации информации, и, конечно же, в форме ее подачи, которая характерна, в том числе и для финансовых пресс-релизов.
В современных пресс-релизах происходит реконструкция картины мира и определение приоритетов, что наделяет их ролью эффективных проводников социально-культурных ценностей.
При этом пресс-релиз в условиях рыночной экономики является товаром, что не только определяет его форму и содержание, но и заставляет авторов и редакторов использовать многочисленные технологии, активизирующие внимание потребителя.
Интенсивное развитие новейших технологий способствует широкому распространению электронных средств массовой информации, однако и печатные издания продолжают оставаться востребованными на рынке.
В таких условиях становится очевидным актуальность исследования вопроса предпочтений аудитории СМИ в выборе различных видов контента, что обуславливает актуальность выбранной темы.
Объект исследования – финансовые пресс-релизы.
Предмет исследования – жанрово-стилистические и композиционные характеристики текстов финансовых пресс-релизов.
Цель исследования – анализ жанрово-стилистических и композиционных характеристик текстов финансовых пресс-релизов.
Задачи исследования:
1. Исследовать стили, структуру и виды пресс-релизов.
2. Изучить финансовые пресс-релизы.
3. Проанализировать жанрово-стилистические и композиционные особенности финансовых пресс-релизов.
4. Осуществить лингвостилистический анализ английских финансовых пресс-релизов.
Теоретическую базу исследования составили научные труды таких ученых, как Г. В. Колшанский, В. В. Виноградов, О. В. Вишнякова, Т. В. Жеребило и др.
Методы исследования: описательный метод, методы лингво-стилистического и композиционного анализа, синтез, сравнение, абстрагирование, дедукция и индукция.
Материалом исследования являются тексты финансовых пресс-релизов на 50.000 знаков из англоязычных интернет ресурсов.
Практическая значимость данной работы выражается в том, что данные проведенного в курсовой работе исследования постоянно используются в нашей переводческой практике.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключение, список источников и литературы.
Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, определяются объект и предмет исследования, характеризуются цели, задачи, методы, практическая и теоретическая значимость данной работы.
В первой главе подробно рассматриваются стили и виды, на которые подразделяются финансовые пресс-релизы, а также сами финансовые пресс-релизы и их структура.
Во второй главе производится лингвостилистический анализ финансовых пресс-релизов и выявляются их жанрово-стилистические и композиционные особенности.
В заключении обобщаются результаты данного исследования.
Список источников и литературы насчитывает 26 источников.
Заключение:
Пресс-релиз − сообщение для прессы; информационное сообщение, содержащее в себе новость об организации (возможно и частном лице), выпустившей пресс-релиз, изложение её позиции по какому-либо вопросу и передаваемое для публикации в СМИ.
Пресс-релиз делится на три вида: пресс-релиз – анонс., аналитический пресс-релиз и News – release. Также они подразделяются по форме построения: публикационный пресс-релиз, технический пресс-релиз, пресс-релиз – резюме, пресс-релиз сопроводительной информации, пресс-релиз– объявление.
Основные композиционные особенности пресс релиза должны включать в себя заголовок, подзаголовок (детали), лидирующий абзац, цитаты экспертов, справки.
Понятие «стиль текста» подразумевает систему выразительных средств языка, которую принято использовать в определённой коммуникативной сфере.
Таким образом, в настоящее время выделяются пять стилей речи: научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный. Однако пресс-релизы относятся только к деловому и публицистическому стилю.
В качестве нормы литературного языка выступает целостная система реализаций языковой совокупности, отличающихся устойчивостью и традиционностью, которые были отобраны и закреплены в ходе процесса общественного коммуникационного взаимодействия.
Официально-деловой стиль используется для обслуживания официальных коммуникаций между государствами, внутри страны между властью и народом, между юридическими лицами, между личностью и общественностью, между юридическими и физическими лицами.
Официально-деловой стиль включает в себя два подстиля: официально-документный (используемый в дипломатии и при публикации законов) и обиходно-деловой (называемый также канцелярским).
В качестве основного определяющего признака официально-делового текста выступает предельная точность, которая не допускает инотолкований. Этот факт обуславливает необходимость соблюдения стилистических норм русского литературного языка.
В качестве признаков официально-делового стиля можно назвать строгую тональность и стандартность средств выражения, стилистическую однородность и строгость, объективность и частичную безличность изложения.
В официально-деловой стиле не могут проявляться эмоциональность, субъективная оценочность и разговорность. Тексты данного стиля полны с содержательной точки зрения, точны, ясны, и вследствие стремления к точности насыщены громоздкими конструкциями.
Тексты официально-делового стиля обязательно должны реализовывать лексические нормы русского литературного языка в виде употребления общелитературных слов, получивших специальные значения, использования канцеляризмов, не употребляемых за пределами официально-делового стиля, применения малочастотной и часто архаической лексики, характерной для дипломатических документах.
Лексической нормой официально-делового стиля является использование сложносокращённых слов, графических сокращений при строго установленных правилах их сокращения, стандартных форм изложения документов (штампов), преобладание имен существительных, отсутствие личных местоимение, частотность неопределенной формы глагола, употребление именных предлогов.
Синтаксической нормой официально-делового стиля являются сложные синтаксические построения с большим числом оборотов обособленного и уточняющего характера, однородных членов предложения, а также вводных и вставных конструкций. Кроме того, в качестве синтаксической нормы официально-делового стиля можно назвать широкое употребление безличных предложений, которые имеют значение предписания, приказа или необходимости.
Также в процессе исследования выявлена орфографическая норма официально-делового стиля в виде использования прописных букв в личных и притяжательных местоимениях.
В начале финансового пресс-релиза расположена информация о месте и дате информационного повода, в дальнейшем идет предоставление краткой тематической информации, которая формирует представление о дальнейшем содержании финансового пресс-релиза.
В ходе проведения лингвостилистического анализа финансовых пресс-релизов выявлено использование рекламной лексики, сленга, метафор, метонимии, эпитетов, парафраза, синонимических пар, сравнений, «модных словечек».
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ И КОМПОЗИЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕКСТОВ ФИНАНСОВЫХ ПРЕСС-РЕЛИЗОВ
1.1 Стили, структура, виды пресс-релизов
Письменные коммуникации имеют множество разновидностей в профессиональной деятельности специалиста по связям с общественностью. Среди них одним из самых важных является пресс-релиз.
Пресс-релиз – это краткое информационное сообщение, адресованное представителям средств массовой информации. Пресс-релиз содержит новость об организации или частном лице имеет строгую структуру: заголовок, лид, основная часть сообщения, прямая речь спикера, контактные данные [1; с. 25].
Высокая эффективность пресс-релиза делает его все известным, также она базирующется на нескольких очевидных достоинствах. К ним относятся:
– информативность, поскольку содержание (основной текст) пресс-релиза представляет собой изложение фактов без какого-либо комментария;
– актуальность, обусловленную новизной содержащейся в нем информации;
– достоверность (точность), основанную на официальном характере источника информации;
– конкретность, вытекающую из «привязки» содержания пресс-релиза к строго определенному информационному поводу (событию, факту);
– краткость, ибо пресс-релиз – это, прежде всего, оперативно-новостной ПР-документ;
– простоту и скорость подготовки – так как пресс-релиз характеризуют строго ограниченный объем текста и однотемность содержания;
– универсальность, означающую на практике пригодность пресс-релиза для создания широкого спектра вторичных (журналистских) материалов;
– технологичность, которой способствует, наряду с перечисленными преимуществами, все более распространенная практика общения с электронной версией (файла) пресс-релиза, переданной в редакцию СМИ на автономном носителе (дискете, компакт-диске) или по E-mail;
– адресность, предопределенная предназначенностью пресс-релиза и содержащейся в нем информации конкретному СМИ, редакции или их сотруднику (редактору, журналисту и т.п.);
– гибкость, достигаемая благодаря тому, что содержащаяся в пресс-релизе информация может дополняться путем использования приложенных к нему материалов и общения с так называемыми контактными лицами (располагающими дополнительными сведениями и уполномоченными сообщить их по просьбе сотрудников СМИ) [1; с. 29].
Виды пресс-релизов:
1. Пресс-релиз – анонс. Он рассказывает о событии и приглашает принять в нем участие.
2. Аналитический пресс-релиз. Материал, подготовленный к публикации, содержащий не только информацию, но и аргументацию к ней.
3. News – release. Информационный материал, предлагающий журналистам новость.
По форме построения пресс-релиз подразделяется на:
1. Публикационный пресс-релиз. Предназначенный сразу для публикации без изменений материал небольшого объема.
2. Технический пресс-релиз. В нем изложены все детали предстоящего события. В нем надо кратко суммировать все подробности события. Он более объемен и подробен.
3. Пресс-релиз – резюме. Излагаются основные моменты какого-либо отчета, выступления, презентации. Он также не очень объемен.
4. Пресс-релиз сопроводительной информации. Готовятся для специализированных изданий.
5. Пресс-релиз – объявление. Самый короткий; содержит несколько предложений [2; с. 46].
В работе Г.Н. Татариновой «Управление общественными отношениями» автор предлагает следующую схему построения текста пресс-релиза:
Первый необходимый элемент структуры – указать жанровую принадлежность: «пресс-релиз» и дату составления документа.
Кроме того, пресс-релиз должен иметь заголовок, и его цель – отражение сути новостного события, резюмирование наиболее важной информации [3; с. 78].
Текст пресс-релиза строится по известному принципу «перевернутой пирамиды»: каждый следующий абзац содержит менее важную информацию и может, в принципе, состоять из одного предложения. Текстовая структура пресс-релиза открытая; пресс-релиз построенный по выше указанному принципу при подготовке к печати может быть механически «укорочен» на практически любое количество абзацев – в зависимости от формата издания, характера новостного события [3; с. 81].
Как образно выражается Г.Н. Татаринова «Пирамида» должна состояться из четырех «кирпичиков» или просто должна включать в себя четыре блока.
В Лид-абзаце содержится основная (актуальная) информация, новостной повод: это ответы на вопросы «кто?», «что?», «когда?», «где?» и, возможно, «почему?», «для кого?», однако в нем не должно быть перенасыщения цифрами или вспомогательным справочным материалом. В этом абзаце должна быть одна основная мысль, «определяющая» данное новостное событие, и он также может считаться своего рода расширенным вариантом заголовка.
Второй абзац включает в себя некие детали и подробности, которые могут быть интересны.
Третий «кирпичик» — абзац предназначенный для комментариев и оценок события экспертами или известными авторитетными личностями.
Последний абзац – выводы и обобщения. Причем комментарии экспертов и выводы могут дополнять друг друга, подчеркивая в целом значимость проведенного мероприятия и роль организаторов.
В конце пресс-релиза обозначаются имя и координаты контактного лица (телефон, факс, электронная почта). В качестве контактных могут указываться одно-два лица: это не обязательно авторы данного конкретного пресс-релиза (хотя такое тоже может быть), а лица, наделенные полномочиями дать дополнительную, расширенную информацию о новостном событии, предметом которого становится данный пресс-релиз [3; с. 88].
Таким образом, основные композиционные особенности пресс релиза должны включать в себя заголовок, подзаголовок (детали), лидирующий абзац, цитаты экспертов, справки.
Еще несколько требований к тексту пресс-релиза, которые предлагает Г.Н. Татаринова:
– все имена собственные должны даваться в полном виде, то есть фамилия, имя и отчество не должны сокращаться;
– желательно приводить цифры, но не очень много;
– лучше использовать простые предложения, минимум причастных и деепричастных оборотов;
– желательно избегать эпитетов превосходной степени, использовать с осторожностью образные выражения [3; с. 92].
Специфика жанра диктует его объем. Вопрос же об объеме пресс-релиза получил в литературе неоднозначную трактовку. Максимальным считается объем пресс-релиза в 1,5 – 2 страницы, объем знаков не должен быть более 2500. По мнению А.Д. Кривоносова, пресс-релиз не должен превышать размеры одной страницы, поскольку этот жанр определяется именно как оперативный. Вся дополнительная информация должна подаваться в дополнение к пресс-релизу в текстах других жанровых разновидностей [4; с. 121].
Итак, пресс-релиз желательно умещать на одну страницу – журналисту понадобится меньше времени на его прочтение и анализ, это увеличивает шанс на опубликование материала (может даже на частичное опубликование материала).
Поскольку любой текстовый документ, исходящий из организации, должен способствовать формированию или поддержанию её имиджа, важную роль будет играть оформление этого текста. Оформляется пресс-релиз на бланке с логотипом организации, помогающем журналисту отличать визуально поступающую к нему информацию. Оформление пресс-релиза на фирменном бланке с реквизитами организации нежелательно [4; с. 134].
Таким образом, пресс-релиз – наиболее распространенный вид письменных коммуникаций в связях с общественностью на сегодняшний день. Его основная цель заключается в формировании положительного имиджа организации, фирмы. Этой цели подчинены и структура, и содержание, и стиль документа.
Пресс-релиз представляет собой письменное заявление в средствах массовой информации. Он может предоставлять информацию о новостях, включая запланированные мероприятия, повышение персонала, награды, новую продукцию и услуги, достижения продаж и др.
С точки зрения содержания текстов, можно выделить несколько типов пресс-релизов:
– анонс,
– новость,
– сообщение,
– экстренное сообщение,
– ответное сообщение
– техническое сообщение,
– плохие новости,
– местные новости.
Анонс – это короткое сообщение о предстоящем мероприятии длиною не более одной страницы. Обычно содержит приглашение журналистов для участия в нем. Не раскрывает интересную историю, а только обещает ее. Содержит список выступающих. В анонсе-приглашении обязательно должны быть указаны: дата, время, место проведения.
Новость (news release) – это сообщение, содержащее важную новость. Информация может иметь подробный характер и размещаться на 1-2 страницах. Обычно в новостных пресс-релизах рассказывается о только что произошедшем событии, мероприятии и т.д.
Сообщение (announcement release) – короткая информация, касающаяся обычно итогов финансового года, подписания контрактов, кадровых перестановок, изменения адреса, юбилеев, открытия или закрытия судебных дел и т.д. Как правило, в качестве источника сведений выступает высокопоставленное лицо компании или ее сотрудник, тесно связанный с событием.
Экстренное сообщение – это информация о незапланированных, форс-мажорных обстоятельствах. Часто в таких пресс-релизах сообщают о стихийных бедствиях (наводнениях, пожарах), приведших к каким-либо значительным для компании последствиям. Также, например, может быть экстренное сообщение о забастовке, массовом заболевании и т.д.
Ответное сообщение – это информация, связанная с действиями, которые были направлены против организации или личности. Таковыми, например, могут быть прекращение финансирования проекта, подача искового заявления, обвинения в несоблюдении стандартов, техники безопасности, экологических требований и т.д.
Техническое сообщение (technical release) – развернутая информация о товаре или услуге. Обычно имеет значительный объем и предназначается для профессиональных, специализированных СМИ.
Плохие новости – это сообщение о негативных событиях, связанных с организацией. Кроме фактов, в таком пресс-релизе излагается точка зрения руководства компании, а также при необходимости – точка зрения независимых экспертов. Целью подобного пресс-релиза является показ общественности того, что компания не скрывает плохие новости и делает все возможное, чтобы улучшить ситуацию. При подготовке пресс-релиза не стоит хоронить плохие новости среди позитивной информации. Такой подход порождает недоверие к ее источнику.
Местные новости – это сообщение о событиях, происходящих в регионе распространения или вещания конкретного СМИ. Журналисты, знают, что ничто не интересует людей больше, чем происходящее по соседству. Эффективность использования этого типа пресс-релизов чрезвычайно высока.
Классификация текстов по функционально-стилевым признакам сопряжена со многими трудностями. Применительно к пресс-релизу, этот вопрос осложняется также тем, что между теорией функциональной стилистики в филологии и теориями PR часто отсутствует объективная научно-обоснованная корреляция. Эти две области развивались независимо друг от друга, и проблемы синтеза, рассмотрения предмета одной теории в контексте другой, не стояло. Говоря о функционально-стилевой принадлежности пресс-релиза, важно обозначить сферу распространения текста. При оригинальной коммуникации (текст в изначальном виде) пресс-релиз предназначен для публикации в сети Интернет (на сайте компании и других порталах) либо для непосредственной рассылки журналистам целевых изданий в электронном и распечатанном виде, а в опосредованном (т.е. измененном, переработанном) виде — в других электронных и печатных СМИ. В рамках данной работы рассматриваются собственно тексты пресс-релиза, т.е. только оригинальная коммуникация компании.
Пресс-релиз относится к ПР-коммуникациям, он сочетает в себе деловой и публицистический стили, основными целями которых являются информирование и воздействие. В связи с этим основной целью пресс-релиза также являются информирование читателя о чем-то новом (открытии новой фирмы, ее филиала, выпуске новой продукции фирмы и т.д.), а также имплицитно содержащееся в нем воздействие на подсознание читающего. Однако соотношение целей, а также целевая аудитория в том или ином типе пресс-релиза могут варьироваться в зависимости от коммуникативной ситуации, и это определяет отбор материала для его составления, а что идет вслед за этим – отбор материала, необходимого и достаточного для обучения иностранных учащихся составлению такого типа делового дискурса. С этой целью они усваивают как языковые, так и текстовые нормы составления пресс-релиза, определяющие формальную организацию текста и языковые средства, при помощи которых этот текст создается. Таким образом, обучение направлено на создание в речевом сознании обучаемых некоторого образца, модели, по которой они будут в дальнейшем воспроизводить подобные тексты. По мнению А.Н. Васильевой, модель организации такого речевого произведения «формируется в речевом сознании (подсознании) человека в процессе речевой практики и в ходе специального обучения [5; с. 48].
Обратимся к жанрово-стилистическим характеристикам пресс-релиза как жанра делового общения, относящегося, как мы уже заметили выше, как к деловому, так и публицистическому стилям речи. Эти стили, как и каждый функциональный стиль, обладают специфическими особенностями в лексике, фразеологии и синтаксических конструкциях [6; с. 246]. Использование черт того или иного стиля определяется функцией (или целью) общения в той сфере, где этот стиль используется. Итак, общей функцией официально-делового и публицистического стиля является как информирование, так и воздействие.
Элементами делового стиля могут здесь являться использование специальной лексики (в минимальном объеме), сжатость и, одновременно, информативная насыщенность текста; элементами публицистического – использование специфических средств речевого воздействия, помещение обсуждаемой новости в контекст социума.