История русской литературы Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Жанровое своеобразие романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 5
2. ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ, КОТОРЫЕ ЛЕГЛИ В ОСНОВУ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 8
3. ПРОЯВЛЯЮЩИЕСЯ ЖАНРЫ 10
4. СИНТЕЗ ЖАНРОВ 19
5. ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

 

 

 

  

Введение:

 

Актуальность выбранной темы определяется ее согласованием с общей направленностью современных литературоведческих исследований на углубленное изучение функционирования средств формирования литературного жанра в рамках художественного произведения..
В художественных произведениях эти средства являются характеристиками персонажа и в своей совокупности образуют словесно-художественные портреты, которые служат основным средством раскрытия образов этих персонажей. Стереотипизация представляет собой обобщение объектов реальности, характеризующееся стандартностью, канонической образов. Процесс стереотипизации выполняет интегрирующую функцию, синтезируя предметный и функциональный смысл, семантическую и оценочную, прагматическую и эстетическую направленность произведения художественной литературы, который может рассматриваться как определенная информационная система. Эта система не только предоставляет достоверность явлениям действительности, которая отображается, но и представляет собой реализацию канона соответствующего вида коммуникативной деятельности автора по созданию произведения, конструкции его образов. То есть авторское оценочное отношение к образу персонажа, формирует определенную модель, схему литературного воплощения этого персонажа. Так что в художественном тексте реализуется осознанный тщательный подбор средств характеристики персонажа. Организация материала описаний и ее использование в произведении зависят от конкретной цели писателя, которая тесно связана с сущностью образа действующего лица.
Цель исследования заключается в том, чтобы определить жанровые доминанты произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка»понятие «литературный портрет персонажа», проанализировать принципы выбора и функционирования художественных средств и закономерности выражения ими данного понятия. Поставленная общая цель обуславливает поэтапное решение следующих задач:
— рассмотрение истории написания «Капитанской дочки»;
— выделение исторической основы повести;
— определение состава жанров, проявляющихся в произведении «Капитанская дочка»;
— анализ синтеза жанров в произведении «Капитанская дочка»;
— выявление значимости произведения «Капитанская дочка» для дальнейшего развития русской литературы.
Объектом исследования является произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
Предмет исследования – художественные средства создания жанровой специфики в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
Методика исследования носит комплексный характер: аналитический или описательный метод используется при идентификации жанровых доминант и описании их основных признаков; количественный метод и метод компонентного анализа – для определения объективных показателей исследуемого явления, сравнительный (компаративный) метод – для сопоставления характера формирования жанра в различных эстетических системах.
Практическое значение исследования заключается в возможности использования полученных результатов в курсе лекций и семинарских занятий по литературоведению, специальных курсов, посвященных творчеству А. С. Пушкина.
Структура исследования соответствует его целям и задачам. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Одним из главных различий концепта и значения является их внутренний объем, содержание. Значение – семантическая единица , элемент совокупности, системы значений определенного слова. Значение состоит из сравнительно небольшого набора семантических признаков (сем), общеизвестных для данной социальной группы и связанных с соответствующей звуковой оболочкой (лексемой).
Концепт в сфере литературоведения можно определить как единицу сознания поэта-писателя, представленную в художественном произведении или множестве произведений и выражающую индивидуально-авторское понимание сущности предметов и явлений. Также концепт является воплощение и культурных и этнических единиц сознания определенного социума.
Для термина «концепт» характерна значительная закрепленность в аппарате понятий современной гуманитаристики. Однако каждая из попыток изучения данной категории приводит к возникновению противоречивых взглядов относительно ее сущности. Среди исследователей на данный момент нет единства относительно того, как должен содержательно наполняться и структурно организоваться концепт, как именно следует изучать данные единицы, а также каким образом они взаимодействуют с иными единицами, представляющими гуманитарное знание. Теоретико-интеграционная природа концепта порождает множество дискуссий о том, как именно должны определяться смысловые границы концепта, что приводит к тому, что данный феномен определяют как интердисциплинарный. Для того, чтобы подтвердить, что концепт правомерно использовать в качестве литературоведческого термина, необходимо определить, на чем основано изучение исследуемого явления в литературоведении, выделить его признаки, которые являются основополагающими и конститутивными.
Созданный уже после разнообразных литературных экспериментов, в том числе работ над рядом прозаических романов, сохранившихся в планах и набросках, пушкинский последний «исторический роман» «Капитанская дочка», конечно, решает не только собственно исторические, но и совсем другие проблемы. Думается, показателен тот факт, что Пушкин работал над этим романом очень долго – четыре года.
Пушкин изучал историю и использовал исторический материал в своих произведениях, для решения вечных вопросов человеческого бытия, таким образом, этот материал перестает быть собственно историческим. Так историческая тема — «пугачевщины», вступая в связи с другими темами «КД», выходит за рамки чисто исторического сюжета.
Историческим произведениям и в том числе историческим романам, повествующим о прошлом, часто свойственны исторические аллюзии. Писатель проецирует современность в прошлые времена, как правило, для того, чтобы свободнее рассуждать о текущей злобе дня. Он выделяет при помощи исторических ассоциаций то, что его волнует, и такие произведения всегда имеют известный успех, хотя обычно недолгий. Их цель исчерпывается стремлением вызвать соответствующий отклик у современников, и когда она достигнута, они утрачивают свое значение.
В основу произведения «Капитанская дочка» легли события, связанные с восстанием под руководством Емельяна Пугачева.
Попытка освободить «КД» из узких рамок исторического романа находится в русле старых, но все еще продолжающихся дебатов о жанре «КД». До сих пор нет единого мнения — повесть или роман «Капитанская дочка», кроме того, она определяется исследователями и как исторический роман, и как литературные мемуары. И нас особенно интересует последнее определение, ибо оно позволяет увидеть другое измерение «КД».
Общеизвестен интерес Пушкина к запискам, дневникам, мемуарам, анекдотам, хроникам и тому подобной бытовой словесности. Подобные исторические документы могут считаться ценным источником информации лишь тогда, когда их подлинность и достоверность не подлежат сомнению. Но для Пушкина они ценны и тем, что в малозначимых фактах и подробностях, изложенных повествователем, выделяется что-то характерное и показательное.
Фольклорная традиция «КД» неоднократно была предметом исследовательского внимания. В большинстве этих работ уделяется внимание пугачевской теме в ее связи с народнопоэтической основой: эпиграфы из народных песен, пословицы и поговорки в речи героев, калмыцкая сказка об орле и вороне, бурлацкая песня и др. Помимо непосредственного использования таких народнопоэтических реалий, «КД», выросшая из действительного случая (приключений Шванвича) и предваренная тщательной работой Пушкина над историческим документами, сбором сведений у очевидцев пугачевского восстания, глубоко пронизана разнообразными сказочными элементами.

 

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Принцип исторического романа (отрезок «исторической эпохи, развитой в вымышленном повествовании»), выдвинутый Пушкиным в неоконченном «Арапе Петра Великого» и вновь использованный в «Полтаве» получил свое полное развитие в «КД». Пушкин постепенно осваивал этот жанр, усложняя и расширяя, стоящие перед ним задачи.
Повесть «КД», написанная в 1836 г., явилась итогом этих исканий и итогом развития художественной прозы Пушкина. Во второй половине 30-х годов увлечение историческим жанром было уже на спаде, и поэтому «Капитанская дочка», принятая за очередной русский исторический роман в вальтерскоттовском духе, показалась отставшей от своего века. Много позже исследователями истории литературы было доказано, что Пушкин преодолел влияние В. Скотта, и более того, превзошел шотландского романиста, осуществив тем самым свое намерение «заткнуть за пояс» В. Скотта.
Созданный уже после разнообразных литературных экспериментов, в том числе работ над рядом прозаических романов, сохранившихся в планах и набросках, пушкинский последний «исторический роман», конечно, решает не только собственно исторические, но и совсем другие проблемы. Думается, показателен тот факт, что Пушкин работал над этим романом очень долго — четыре года.
Пушкин изучал историю и использовал исторический материал в своих произведениях, для решения вечных вопросов человеческого бытия, таким образом, этот материал перестает быть собственно историческим. Так историческая тема — «пугачевщины», вступая в связи с другими темами «КД», выходит за рамки чисто исторического сюжета. Анализ этой сложной сущности пушкинской повести и есть задача данной главы.
Историческим произведениям и в том числе историческим романам, повествующим о прошлом, часто свойственны исторические аллюзии. Писатель проецирует современность в прошлые времена, как правило, для того, чтобы свободнее рассуждать о текущей злобе дня. Он выделяет при помощи исторических ассоциаций то, что его волнует, и такие произведения всегда имеют известный успех, хотя обычно недолгий. Их цель исчерпывается стремлением вызвать соответствующий отклик у современников, и когда она достигнута, они утрачивают свое значение.

 

 

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы