Курсовая с практикой на тему Жанр элегии в пушкинской лирике
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Элегия как поэтический жанр 6
1.1. Эволюция жанра элегии в русской литературе первой трети XIX века 6
1.2. Особенности лирического творчества А.С. Пушкина 11
Глава 2. Идейно-художественное своеобразие элегического жанра в пушкинской лирике 16
2.1. Развитие элегического жанра в лирике А.С. Пушкина 16
2.2.Анализ поздних элегий А.С. Пушкина 22
Заключение 27
Список использованной литературы…………………………………………………………………………………30
Введение:
Наша работа посвящена исследованию элегического жанра в лирике
А.С. Пушкина. Творчество великого русского поэта на протяжении двух веков является предметом интереса литературоведов, культурологов, историков литературы, лингвистов и т.д. О Пушкине писали В.Г. Белинский, Ю.Н. Тынянов, Б.В. Томашевский. О жизни Пушкина в Петербурге и в Царском Селе написал две книги Н.П. Анциферов. Творчеством поэта всю жизнь занималась А.А. Ахматова, а М.И. Цветаева посвятила ему пронзительную прозу «Мой Пушкин».
В последние десятилетия прошлого и в начале нынешнего века исследователи все чаще обращаются к осмыслению духовного пути Пушкина, анализируя его жизнь в историческом и бытовом контексте.
Так В.С. Непомнящий позиционирует творчество Пушкина как «единое явление, воссоздаваемое не только записями текстов, но и всем процессом поэтической творческой жизни» [Непомнящий, 1999, с. 46].
Поэтический текст – это вид художественного текста, важнейшим средством которого является его эмоциональное воздействие на читателя. Это позволяет определить цель создания текста, которая, собственно, и заключается в воздействии.
Одно из основных отличий художественного текста от любого другого состоит в том, что в нем действительность представлена в виде образа. Деление текстов на художественные и нехудожественные основывается на том, что у человека существуют две разные системы мышления: логическое и образное.
Элегия как поэтический жанр насчитывает не одно тысячелетие. В разные исторические эпохи, будучи окрашена разными национальными традициями, элегия проявила себя как динамичный жанр, имеющий свои разновидности, и в творчестве Пушкина это проявилось как нельзя более ярко.
Особое внимание в своей работе мы обратили на поздний период творчества Пушкина, потому что, помимо существенных изменений художественной системы, поэт выходит на новый уровень решения проблем общечеловеческого масштаба, в том числе, жанр элегии претерпевает смысловые и формальные метаморфозы. В позднем пушкинском творчестве элегический жанр становится более индивидуализирован, конкретен, детализирован, наблюдается смешанность противоположных эмоций, ведущая к смешанности и собственно жанров.
Последний период жизни А.С. Пушкина характеризуется стремлением поэта сохранить себя как целостную личность, противостоять судьбе, стремиться к свободе; все это не могло не отразиться в творчестве поэта, и, в частности в его поздних элегиях.
Актуальность исследования. Литературное наследие Пушкина необычайно разнообразно по видам, жанрам и стилям. Он писал прозу, сказки и, конечно, стихи всех имеющихся литературных жанров и даже придумывал свои. Такое разнообразие во многом повлияло на то, что жанр в поэзии Пушкина утрачивает свою строгую самостоятельность и ограниченность, это нередко затрудняет определение жанра того или иного произведения.
Объект нашего исследования – лирика А.С. Пушкина.
Предмет исследования – произведения элегического жанра в наследии А.С. Пушкина.
Цель нашей работы – раскрыть особенности элегического жанра в лирике А.С. Пушкина
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности жанра элегии.
2. Проследить эволюцию жанра элегии в русской литературе первой трети XIX века.
3. Раскрыть своеобразие элегического творчества А.С. Пушкина.
4. Проанализировать развитие жанра элегии в пушкинской лирике.
5. Дать краткий анализ поздних произведений элегического жанра в наследии А.С. Пушкина.
Методологическая база исследования выстраивается на основе историко-функционального, сравнительно-сопоставительного методов современного литературоведения с использованием соответствующих подходов при анализе художественного текста.
Научная новизна исследования состоит в систематизации сведений по изучаемому вопросу.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включившего 20 источников.
Заключение:
В результате проделанной работы мы пришли к следующим выводам.
Творчество А.С. Пушкина отличается большим разнообразием жанров. Более того, для каждого классического жанра Пушкин создает в своей поэзии свой эталон, будь то роман в стихах или элегия.
Судьба пушкинской элегики двояка. Зрелый Пушкин насквозь элегичен. Но чистых элегий мало. Поэтому тексты, собираемые различными редакторами и исследователями в разделе «элегия», далеко не совпадают. Стихотворения, которые, судя по их фенотипу, с трудом причисляются к жанру элегическому, оказываются с точки зрения генотипического чистыми элегиями. Формальные и тематические признаки жанра исчезают с продолжающейся работой над текстом. Пушкин, правда, обращается в тридцатые годы к элегическому дистиху, но это свидетельствует об обновлении не столько элегической, сколько античной тематики.
В пушкинском наследии жанр перестает быть ограниченным рамками конкретного литературного направления, он теряет строгость и приобретает самостоятельность и актуальность. Пушкин берет на себя смелость сочетать различные жанры даже в пределах одного произведения, что безусловно обогащает текст и расширяет тематику стихотворения.
Жанр элегии в пушкинском творчестве проходит определённую эволюцию. Если в ранних элегиях поэт отдавал дань предшественникам в истории элегии, то поздняя пушкинская элегия выражает новые смысловые позиции: принятие жизни такой, какова она есть, ободрение и энергическое утверждение собственной воли.
Рассмотрев особенности элегического текста, мы раскрыли элегию как жанр с большими возможности. Элегия оказалась не только «песней печали» с унылым настроением, но и жанром, способным осветить историческую, политическую и социальную тему.
В поздних элегиях Пушкина наблюдаются такие процессы, как редукция эмоциональности, усиление рефлексивности и активности, конкретизация, индивидуализация, прозаизация и др. Они размывают границы между элегией и другими жанрами. Наиболее разрушительным для единства и тождественности жанра самому себе оказалось последовательное исполнение старого закона «смешанных чувств». Пушкин смешивает чувства так основательно, что сглаживается отличие элегии от других жанров. Но это ничуть не означает конца элегики. Утрачивая свою тематическую и формальную специфику, подвергаясь разложению, элегия распространяет свою семантическую энергию на всю поэтическую систему.
Исследования пушкинской лирики предполагает анализ отдельного текста, так как любое произведение осознается поэтом как уникальное в своем роде создание, никогда и никем неповторимое. Каждый лирический, в том числе элегический, текст Пушкина – это целая вселенная для умного и неторопливого читателя. Склонный к эксперименту, Пушкин сочетал в своих элегиях тематическое и художественное разнообразие.
Фрагмент текста работы:
Жанр элегии в русской литературе первой трети XIX века занимал одно из ведущих мест. Емкость и глубина элегии позволяла воплощать самые разные темы, использовать различные стилистические и образные средства. Зарождение и развитие этого жанра определялись общими закономерностями историко-литературного процесса. Первоначальное представление об элегии восходит к определению, данному В.Г. Белинским: «Элегия – это песня грустного содержания». [Белинский, 1985, с. 446]. Тем не менее, исследователи этого жанра считают, что это определение не передает всей полноты понятия элегии. Как пишет О.В. Зырянов: «В историческом контексте элегия демонстрирует способность к внутренней перестройке и даже к кардинальному обновлению» [Зырянов, 1999, с. 32]. Л.Г. Фризман утверждает, что «и по литературным формам, и по темам элегия близка к эпосу, к тем размышлениям, призывам, которые эпические поэты вкладывали в уста своих героев» [Фризман, 1973, с .7].
Прежде чем разбираться в особенностях жанра элегии, следует выделить основные аспекты в концепции жанра, предложенные основоположником отечественной жанрологии М.М. Бахтиным:
• аспект социологической поэтики (отношения автора и читателя);
• аспект генетико-эволюционный (творческая память в процессе литературного развития);
• эстетический аспект.
Родоначальником элегии считают Мимнерма, использовавшего этот жанр для выражения индивидуальных чувств, прежде всего, любви. Перу Мимнерма принадлежат эротические элегии, пронизанные скорбными размышлениями о быстротечности жизни, о том, что счастье кратковременно, а молодость не вечна, и человек с каждым днем неумолимо приближается к смерти. Любовные элегии культивировали римские поэты-элегики Катулл, Тибулл, Овидий и др. Русские поэты-элегики ощущали себя их наследниками. К.Н. Батюшкову был близок Тибулл стремлением уйти от действительности в свои грезы, противопоставить свой внутренний мир официозу современного общества. Пушкин в юности говорил, что он «Тибуллом окрещен», но «скорее ему был ближе Овидий с его несравненным умением выразить глубину и силу человеческого чувство» [Маркова].
С XVII века специалисты ведут отсчет истории элегии Нового времени. Поэтическое своеобразие эпохи Возрождения было подчинено культу свободной высокоразвитой личности, и жанр элегии более других подходил для того, чтобы выразить новое содержание нового времени. Элегию культивировали поэты «Плеяды» Пьер Ронсар и Дю Белле.
Классицизм провозглашает элегию второстепенным жанром и четко ограничивает диапазон ее тем. Это можно увидеть в произведении Буало «Поэтическое искусство»:
В одеждах траурных, потупя взор уныло,
Элегия, скорбя, над гробом слезы льет.
Не дерзок, но высок ее стиха полет.
Она рисует нам влюбленных смех и слезы,
И радость, и печаль, и ревности угрозы [Буало, 1957, с. 68].
В конце XVII–начале XVIII века элегия находится в некотором упадке, занимая заметное место лишь в прециозной поэзии, культивировавшей манерность, вычурность и изысканную игру слов.
Середина XVIII века возвращает жанру элегии популярность. Это связано с усилившимися предромантическими идеями, выразительницей которых элегия стала лучше, чем все другие жанры. Географической родиной новой медитативной элегии стала Англия. Свершившаяся там буржуазная революция поставила под критическое сомнение реалии окружающего быта и породила желание уйти в мир меланхолических раздумий, иллюзорных идеалов и личных переживаний человека. Родоначальниками этого направления можно назвать Юнга, Блэра, Шенстона и Грея. Один из самых характерных памятников этого времени «Элегия, написанная на сельском кладбище» Томама Грея. «В этих стихах мы обнаруживаем тот образно-тематический комплекс, который будет господствовать в предромантической, а затем в романтической элегии едва ли не целое столетие: вечер или ночь, луна, руины, кладбище, гробницы, звон колокола, раздумья о неизбежной смерти и тщете всех благ» [Фризман, 1973, c. 11].