Курсовая с практикой на тему Жанр баллады в поэзии В.А. Жуковского : методика изучения жанра.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ БАЛЛАД В. А. ЖУКОВСКОГО КАК ЖАНРА.. 4
1.1 Понимание своеобразия жанра как
непременное условие при изучении баллады.. 4
1.2 Основные подходы к изучению баллад В. А.
Жуковского на уроках литературы.. 7
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ БАЛЛАД В. А. ЖУКОВСКОГО В
ШКОЛЕ.. 14
2. 1
Художественное
своеобразие балладной лирики В. А. Жуковского. 14
2.2 Воспитательная сила уроков
литературы при изучении баллады «Кубок» 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 32
Введение:
В истории
русской поэзии В. А. Жуковский известен прежде всего своими балладами, об этом
он сам он писал так: «Баллады мой избранный род поэзии; следовательно, их число должно
быть по крайней мере 10, ибо и заповедей Божних такое же число» [1]. В.
Жуковский создал 39 баллад, для которых он использовал как античные («Ахилл», «Кассандра»,
«Ивиковы журавли») и средневековые («Рыцарь Тогенбург», «Граф Гапсбургский», «Адельстан»),
так и русские («Вадим», «Светлана») сюжеты.
В традиции
сентиментализма баллада – это лироэпическое произведение необычного «легендарно-исторического,
фантастического и драматико-героического характера». Именно этот жанр более
всего соответствовал романтическому мироощущению поэта, став, таким образом,
ведущим в его творчестве не случайно.
Выбор нами
темы курсовой так же не случаен, поскольку обусловлен рядом причин,
составляющих его актуальность.
В апреле
следующего, 2022, года исполнится 170 лет со дня смерти великого русского «балладиста»,
а год спустя, в январе 2023 года, – 240 лет со дня его рождения.
Написанные
В. Жуковским более двух веков назад баллады всегда изучались в школе на уроках
литературы, а значит, и сегодня интерес с ним не ослабевает, ведь необыкновенная
магия удивительного и романтичного, загадочного и таинственного влечет к ним
подростковую аудиторию.
Главное же, что определило актуальность нашей работы, – те проблемы,
которые затрагивает поэт в своих произведениях. Балладный мир Жуковского
многолик и многогранен. Уходя корнями в глубину веков, он тем не менее
повествует о тех же чувствах и поступках, которые свойственны человеку в любые
времена, вечные проблемы, и прежде всего этические проблемы.
В
центре баллад Жуковского – борьба света и тьмы, проблемы добра и зла,
преступления и наказания, смысла жизни, благородства, долга, совести,
возмездия, счастья.
На
наш взгляд, именно эта. нравственная составляющая должна стать основной в
методике изучения баллад Жуковского.
Так,
например, тема аморальности власть имущих, стремящихся приумножить свои
богатства в балладе, звучит абсолютно современно и в наши дни, точно так же,
как естественное стремление любой современной девушки узнать, кто ее суженый,
Именно
поэтому цель нашей курсовой работы – проанализировать разные подходы к изучению
баллад В. А. Жуковского как некие алгоритмы и выявить то, что будет наиболее
современно и действенно в наше время, с тем, чтобы извлечь нравственные уроки,
так необходимые современной молодежи.
Поставленная
цель определила ряд задач для ее достижения:
– определить
жанрообразующие признаки баллады;
–
рассмотреть подходы литературоведов к изучению жанра баллад В. А. Жуковского; – выявить
художественную и идейную специфику баллад В. А. Жуковского при изучении
обучающимися баллад В. А. Жуковского;
–
подчеркнуть, что учет жанровой специфики баллады Жуковского будет
способствовать целостному восприятию данных текстов и нравственному развитию
подрастающего поколения.
Объектом
исследования данной работы является жанр баллады В. А. Жуковского.
Предмет исследования:
жанровые особенности баллад В. А. Жуковского.
Методы
изучения: описательный, сравнительный.
Практическая значимость исследования заключается в том, что может
использоваться учителями-словесниками в преподавании литературы.
Заключение:
Изучив
литературные статьи, посвященные жанру баллад, используя словари, справочники,
интернет-сайты, можно сказать, что интерес к балладе как жанру сформировался
благодаря В. А. Жуковскому. Он познакомил русский народ не только с переводными
балладами, но и создал собственные оригинальные баллады: его герои не всегда
могли найти ответы на свои вопросы; они не могли смириться с судьбой; они
умирали в попытке найти личное счастье.
Исследователи
творчества Василия Андреевича Жуковского пришли к мнению, что новаторство
писателя как балладиста сводится к тому, что он умел использовать пластичность
и музыкальность в балладах. Неотъемлемым качеством баллад Жуковского является
«пластико-музыкальная драматургия».
Изменения,
которые Жуковский вносил в свой перевод (отклонения от оригинала), придали его
переводу единый эмоциональный колорит, глубокий психологизм, то, что было
близко ему, Жуковскому, что соответствовало его собственным размышлениям и переживаниям.
В ходе
изучения жанрового своеобразия баллад Жуковского мы приходим к выводу, что в
них наиболее ярко проявляется авторский стиль.
Переведенные
баллады имеют общие черты поэтики:
– близость к
элегиям по характеру повествования и эмоциональному содержанию. Обстоятельства
окружающего мира в балладах выступают поводом для философствования героя или
выражением грусти и уныния. На первый план выходят элегические мотивы тоски,
потери, несвободы, печали, страдания, неизбежности предначертанной судьбы, зова
души, предчувствия неминуемой смерти;
–
преобладание описаний персонажей и детализированных пейзажей. Через изображение
внешнего облика героя автор стремится раскрыть его внутренний мир, его чувства
по отношению к ситуации, описанной в балладе.
Таким образом,
баллада в русской литературе – необыкновенный, увлекательный жанр. В центре
событий обычно моральные проблемы, социальные противоречия и переживания, но
прежде всего человек… Жанр баллады как бы уже предполагает трагическую судьбу
главного героя.
Трагическое
событие, раскрытое в художественном произведении, может заключаться в форме
преступления, совершенного против семьи или близких родственников. Это создает
напряженность в сюжете.
Для главных
героев характерны глубокие размышления о своей судьбе и жизни. Автор баллады
часто описывает душевные муки, например, бийцы, а также его раскаяние в
совершенных деяниях. Сюжетная линия произведений этого жанра призвана
рассказать читателю о событиях с ярко выраженным трагическим пафосом.
Жанр
баллады, на наш взгляд, должен быть хорошо изучен и любим обучающимися, он
интересен и несет в себе огромный воспитательный нравственный потенциал,
который так необходим в наше непростое время переоценки ценностей, основные из
которых по-прежнему вечны и непреходяши. Именно о них могут поведать баллады
Жуковского, несмотря на отдаленность в историческом времени
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ БАЛЛАД
В. А. ЖУКОВСКОГО КАК ЖАНРА
1.1 Понимание
своеобразия жанра как непременное условие при изучении баллады
Федеральный государственный
образовательный стандарт основной школы определяет такие цели обучения, как «освоение
текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных
историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; овладение
умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых
литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого
содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании
собственных устных и письменных высказываний» [2].
Эти цели
обучения лежат в основе методики преподавания литературы, в частности при
изучении жанра баллад В. Жуковского.
Баллада (от
фр. ballade – танцевальная песня) – жанр лирико-эпической поэзии:
повествовательная песня или стихотворение относительно небольшого объема, с
динамичным развитием сюжета, в основе которого лежит необычный случай [3].
Изучением
произведений жанра баллады занимались многие литературоведы. В работах М. П.
Алексеева, Д. М. Балашова, М. Л. Гаспарова, Н. И. Кравцова содержатся
исторические сведения по изучению баллад. Ученые рассматривают зарождение
данного жанра, который активно развивался в течение многих столетий, постоянно
вбирая в себя и перерабатывая самый разнородный материал, черпая его из устных
преданий и письменных источников или непосредственно из жизни.
Академик М.
П. Алексеев писал об этом так: «Происхождение сюжетов баллад очень различно:
иные имеют своими источниками книжное предание, христианские легенды,
произведения средневековой письменности, рыцарские романы, даже в отдельных и
редких случаях произведения античных авторов, усвоенные через посредство
каких-либо средневековых обработок и пересказов; другие восходят к устному
преданию, представляют собой вариации «бродячих сюжетов», пользовавшихся
международным распространением. Третьи воспроизводят какое-либо историческое
событие, видоизменяя, стилизуя его соответственно общим условиям песенной
традиции» [4].