Курсовая с практикой на тему «Здоровьесберегающие технологи как средство формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1.Теоретические основы 5
1.1.Теоретический анализ исследуемой проблемы в философской и психолого-педагогической литературе и сущность понятия «здоровьесберегающие технологии», «здоровый образ жизни» и «формирования у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к здоровому образу жизни» 5
1.2.Критерии и уровни сформированности ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира, учитывающие их специфику 11
1.3.Развивающий потенциал здоровьесберегающих технологий как средства формирования у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к здоровому образу жизни на уроках окружающего мира 18
Глава 2. Формирование ЗОЖ на уроках окружающего мира 22
2.1.Особенности уроков окружающего мира в формировании у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к здоровому образу жизни на основе применения здоровьесберегающих технологий 22
2.2.Конспекты уроков по окружающему миру, раскрывающие особенности реализации здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих эффективность процесса формирования у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к здоровому образу жизни 24
Конспект 1 24
Конспект 2 30
Заключение 39
Список литературы 40
Введение:
Актуальность исследования. Современное общество отличается многообразием существующих моделей образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается ребёнок. Это многообразие не всегда является образцом для ребёнка, поэтому перед педагогами ставится задача переосмысления системы «педагог-обучающийся-родитель» и наполнения её новым содержанием. Кроме того, в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к здоровому образу жизни возрастает и требует поиска новых эффективных путей и средств обучения, воспитания и развития младших школьников в условиях целостного образовательного процесса.
Противоречие состоит в разности подходов к преподаванию здорового образа жизни и программой, заложенной в учебниках окружающего мира.
Необходимость разрешения данного противоречения определило проблему исследования: необходимость выявить условия для реализации современных УУД на уроках окружающего мира.
С учетом актуальности и проблематики работы определена ее тема: «Здоровьесберегающие технологии как средство формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать здоровьесберегающие технологи как средство формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира.
Объект исследования: процесс формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира.
Предмет исследования: здоровьесберегающие технологи как средство, обеспечивающее эффективное формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ исследуемой проблемы в философской и психолого-педагогической литературе и уточнить сущность понятия «здоровьесберегающие технологи», «здоровый образ жизни» и «формирования у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к здоровому образу жизни
2. Определить критерии и уровни сформированности ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира, учитывающие их специфику.
3. Охарактеризовать развивающий потенциал здоровьесберегающих технологий как средства формирования у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к здоровому образу жизни на уроках окружающего мира.
4. Раскрыть особенности уроков окружающего мира в формировании у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к здоровому образу жизни на основе применения здоровьесберегающих технологий.
5. Разработать конспекты уроков по окружающему миру, раскрывающие особенности реализации здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих эффективность процесса формирования у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Методы исследования: теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы; наблюдение за проявлениями младшими школьниками ценностного отношения к здоровому образу жизни в целостном образовательном процессе образовательной организации; беседы с младшими школьниками; анкетирование учителей начальных классов и родителей; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий контрольный); количественная и качественная обработка эмпирических данных.
Заключение:
Здоровье людей относится к числу глобальных проблем, то есть тех, что имеют жизненно важное значение для всего человечества. Здоровье — это не отсутствие болезней, а физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и с самим собой. Наметившаяся во всём мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в том случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровье сберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность форм и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников.
В рамках реализации здоровье сберегающих образовательных технологий педагоги могут использовать следующие формы учебной и внеклассной работы: беседы, работу с книгой, утренники, игры, соревнования, уроки и праздники здоровья.
Все эти мероприятия способствуют формированию у ребёнка знаний о ЗОЖ, позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
1.1.Теоретический анализ исследуемой проблемы в философской и психолого-педагогической литературе и сущность понятия «здоровьесберегающие технологии», «здоровый образ жизни» и «формирования у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к здоровому образу жизни»
Успешность школьного обучения определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят, что только 20% -25% первоклассников можно считать здоровыми. Остальные имеют различные проблемы со здоровьем. Приоритетным направлением современной социальной политики государства на повышение качества образования без ущерба для здоровья учащихся. В законе Российской Федерации «Об образовании» говорится, что «образовательные учреждения должны создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся». В ФГОС второго поколения говорится, что программой формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна стать комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижение запланированных результатов разработки основной общеобразовательной программы начального образования. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни основывается на следующих принципах:
Здоровьесберегающие технологии —это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития[7].
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Важно понимать, что здоровье — это состояние полного физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Здоровый образ жизни — это образ жизни, направленный на сохранение и укрепление здоровья человека, а также профилактику заболеваний.
Для достижения этих целей, человек должен быть физически активным, питаться здоровой пищей, соблюдать правила гигиены, отказаться от вредных привычек и следовать рекомендациям, направленных на укрепление организма и здоровье человека.
Ведение здорового образа жизни помогает каждому заботиться о своем теле. Здоровый образ жизни способствует повышение выносливости, стабильности и прочности. Это только при одном условии. Нужно использовать все его составляющие. Существует множество классификаций ЗОЖ. Таким образом, ЗОЖ состоит из:
1. правильное питание;
2. спорта;
3. личная гигиена;
4. различные виды закаливания;
5. отказ или минимизация вредных привычек.
Проблема развития ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников обусловлена потребностью общества в формировании активной и инициативной личности, способной нетрадиционно и качественно решать насущные вопросы. Анализ научной литературы показывает, что существуют различные мнения ученых о существенных характеристиках здоровья. Одна из точек зрения рассматривает этот феномен как способность выполнять социальные функции, участие в общественно полезном труде.