Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Зависимость отношения к ребенку с интеллектуальной недостаточностью от интеллектуального развития окружающих его людей

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ КАК ЗНАЧИМОЕ КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ С
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ… 5

1.1.   Общая характеристика психического
недоразвития. 5

1.2.   Психолого-педагогические исследования
проблемы самостоятельности личности детей с интеллектуальной недостаточностью.. 12

2.   РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА С
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ ОТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОКРУЖАЮЩИХ ЕГО
ЛЮДЕЙ.. 17

2.1.   Самостоятельность как фактор развития. 17

2.2.   Методические основы развития
самостоятельности детей в дошкольном возрасте. 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29

СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 32

Приложения. 35

  

Введение:

 

А. Н. Леонтьев считал,
что дошкольное детство — это период первоначального фактического складывания
личности, период развития личностных «механизмов» поведения, а также личностных
свойств

Большое значение
сюжетно-ролевой игры в психическом развитии детей дошкольного возраста отмечалось
такими учеными как Д.В. Менджерицкая, Р.И. Жуковская, А.П.Усова, Л.С.
Выготский, Д.Б. Эльконин.

Л.С. Выготский, Д.Б.
Эльконин рассматривали сюжетно-ролевую игру в качестве ведущего вида деятельности
в дошкольном возрасте, в рамках которой складываются, актуализируются и
проявляются все новообразования психического развития детей. Именно игровая
деятельность точно соответствует возрастным потребностям  и интересам детей. Д.В. Менджерицкая уделяла
внимание руководству сюжетно-ролевыми играми, считая, что только правильный
подход воспитателя и организованная развивающая среда способствуют развитию
самостоятельности на протяжении всего дошкольного детства. Вместе с тем на практике
воспитатели не в полной мере уделяют внимание организации целенаправленной
работы по развитию самостоятельности у детей, считая, что для этого достаточно
тех условий, которые реализованы в педагогическом процессе. В то время как
систематическое и планомерное проведение сюжетно-ролевых игр, продуктивной,
трудовой деятельности с детьми с постепенным усложнением содержания положительно
влияет на развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Выделенная проблема
определила выбор темы исследования: «Особенности развития самостоятельности у
детей дошкольного возраста».

Цель
исследования: изучить
особенности развития познавательной сферы у детей с интеллектуальной
недостаточностью.

Для
достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

· Изучить понятие
интеллектуальной недостаточности в психологических исследованиях.

· Изучить
особенности познавательной сферы у детей с нарушением интеллектуальной
недостаточности в степени дебильности и имбецильности

· Изучить методы
исследования познавательной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью.

Объектом
исследования является
интеллектуальная недостаточность.

Предмет
исследования — особенности
развития познавательной сферы при интеллектуальной недостаточности

Теоретико-методологической
основой исследования являются: положение А. Н. Леонтьева о психическом
развитии как накоплении человеком культуры через овладение знаниями умениями
навыками и выработкой определенных личностных свойств; исследования Д. В.
Менджерицкой по развитию самостоятельности детей дошкольного возраста в игровой
деятельности.

Методы
исследования:

Теоретические: анализ
психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Практическая
значимость работы заключается в том, что составленные
методические рекомендации по развитию самостоятельности у детей младшего,
среднего, старшего дошкольного возраста могут быть использованы педагогами
детского сада и родителями

Структура работы
представлена введением, одной главой, заключением, библиографическим списком,
приложением.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итог проведенного
исследования, мы сделали вывод о том, что одним из эффективных средств развития
самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста является грамотно
организованная сюжетно-ролевая игра.

Изучив и проанализировав
психолого-педагогическую литературу, 
можно вывести сущность и значение самостоятельности в психическом
развитии детей дошкольного возраста. Самостоятельность- это одна из важнейших
характеристик личности, которая находится в совокупности с такими свойствами
личности как произвольность, воля, целеустремленность и запоздание одного из
этих качеств препятствует полноценному развитию и становления личности.

Самостоятельность у детей
дошкольного возраста включает желание детей быть активными, инициативными,
независимыми в собственных действиях, выборе. Феномен самостоятельности
характеризуется: стремлением к самостоятельности (в познании, в общении, в
деятельности), умением действовать по собственной инициативе, замечать необходимость
своего участия в тех или иных обстоятельствах, умением выполнять привычные дела
без обращения за помощью и контроля взрослого,  
умением сознательно действовать в ситуации заданных требований и условий
деятельности (действовать по правилам, поставленным условиям, по
инструкции,  умением осознанно
действовать в новых условиях (поставить цель, учесть новые условия
деятельности, осуществить элементарное планирование, получить результат),   умением 
переносить  известные  способы действий в  новые условия,  комбинировать и вариативно использовать
имеющийся опыт, знания, умения, проявлять творческий подход к разрешению задач.

Анализ
психолого-педагогической работы показал, что проблема формирования
самостоятельности детей дошкольного возраста в игровой деятельности является
актуальной проблемой в наши дни.

В педагогической
литературе понятие «самостоятельность» рассматривается с самых разных позиций.
Одни склонны считать самостоятельным ребенка, способного действовать своими
собственными силами, умеющего преодолевать посильные препятствия без обращения
за помощью к взрослым. Другие полагают, что самостоятельный — это тот малыш,
который владеет собственной инициативой, творчески относится к окружающей
действительности. Третьи, называют самостоятельным ребенка, который играет,
занимается, гуляет отдельно от взрослых, способного в споре отстоять свое
мнение, дать собственную оценку работе или поступкам сверстников, а подчас и
взрослых.

Развитие детской
самостоятельности характеризуется следующими показателями проявления:

1. Если ребенок
инициативен, и умеет действовать согласно собственной инициативе.

2. Когда ребенок способен
выполнять привычные для него действия без помощи взрослого.

3. Если ребенок замечает,
что так действовать необходимо, что этого требуют условия и обстоятельства.

4. Если ребенок умеет
ставить цель по ситуации и осуществляет ее, то тут тоже можно говорить о его
самостоятельности.

5. Самостоятельность
проявляется, когда дети поступают осознанно в сложившейся ситуации.

6. Если ребенок может
контролировать свои поступки и действия, а также результаты, полученные в ходе
деятельности.

Со стихийным, хаотическим
поведением самостоятельная игровая деятельность дошкольника не имеет ничего
общего. За ней постоянно стоит руководящая роль, а также требования взрослого
человека.

Ребѐнок, вынужденный
регулярно повиноваться требованиям взрослых, начинает выполнять ориентирование
на них как на образец определенных норм поведения.

Педагоги отмечают, что
развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста происходит в процессе
овладения предметной деятельностью, во взаимодействие со сверстниками, в
деловом общение со взрослыми, в овладение трудовой деятельностью, в овладение
игровой деятельностью.

Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы
свидетельствуют о том, что для детей старшего дошкольного возраста характерным
является средний уровень развития самостоятельности.  Проведенные на формирующем этапе
опытно-экспериментальной работы, включали в себя приемы руководства
направленные на развитие у детей самостоятельности. Эмпирические данные,
полученные после проведения сюжетно-ролевых игр свидетельствуют о эффективности
проведенной работы.

Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза
подтверждена.

Теоретическое изучение
проблемы исследования и анализ воспитательной работы в группе позволили
сформулировать следующие выводы.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ КАК
ЗНАЧИМОЕ КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ 1.1. Общая характеристика психического недоразвития Умственная отсталость — такое нарушение нормального темпа
развития, при котором ребенок, достигнув школьного возраста, продолжает оставаться
в кругу дошкольных, игровых интересов. В число детей с умственной отсталостью
входят те дети, которые при потенциально сохраненных возможностях
интеллектуального развития демонстрируют: низкий уровень познавательной
активности; незрелость мотивации к учебной деятельности; снижение оперативности
приема и обработки информации; ограниченные отрывочные знания и представления
об окружающем мире; недостаточное формирование мыслительных операций;
отставание в речевом развитии с сохранностью анализаторов, необходимых для
благоприятного формирования речи.

Термин «задержка интеллектуального развития» относится к
синдромам временного отставания в развитии психики в целом или отдельных ее
функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), более медленного
темпа реализации свойств. организма, закодированного в генотипе. Вследствие
временно и умеренно действующих факторов (ранняя депривация, плохой уход)
задержка темпа может быть обратимой.

В
этиологии умственной отсталости играют роль конституциональные факторы,
хронические соматические заболевания, органическая недостаточность нервной
системы, чаще остаточного (резидуального) характера. Инфантилизм проявляется на
любом этапе развития ребенка, но наиболее ярко — в начале обучения в школе.
Такие дети отличаются наивным поведением и непосредственностью. Во время урока
они не входят в общую работу, играют с учебными принадлежностями и приносят
игрушки в портфеле. Если их можно включить в работу, они останавливают ее при
малейшем затруднении.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы