Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Застенчивый ребенок в школе, особенности взаимодействия.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание. 2
Введение. 3
Глава 1. Глава 1. Теоретические основы
исследования застенчивости. 5
1.1 Понятие застенчивости в психологической
науке. 5
1.2 Факторы и причины проявления застенчивости. 9
1.3 Сущность
психологической коррекции застенчивости у школьников. 13
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по исследованию
застенчивости у школьников. 17
2.1 Характеристика выборки и методика проведения
исследования. 17
2.2 Анализ полученных результатов. 19
2.3 Модель
построения взаимодействия с застенчивыми детьми в школе. 22
Заключение. 25
Бибиография. 27

  

Введение:

 

одной из наиболее актуальных в
современной психологии. Данный феномен изучали многие известные психологи: Ф.
Зимбардо, Р. Кэттелл, Ю.М. Орлов, Т.О. Смолева, В. Штерн и др.

Застенчивость представляет собой
наисложнейший феномен, в основе которого лежат многие личностные проблемы и
особенности. Однако относительно внешнего проявления застенчивость, как
правило, выражена в трудностях общения с окружающими.[1]

Стеснительность ребенка в школе, способна
создать преграды перед качественным усвоением материала (создавая высокое
эмоциональное напряжение, блокирует мыслительные процессы, снижает память) и
наносит вред психоэмоциональному здоровью ребенка (выступление перед классом – это
стресс, способный сформировать страх перед школой).[2]

Застенчивостью пронизаны все сферы
человеческой психики – физиологическая, когнитивная, эмоциональная и
поведенческая. А ее крайняя степень способна перерасти даже в социальную фобию,
несмотря на присутствие у индивида желания общаться. В особенности негативно
застенчивость воздействует на личность в процессе ее взросления, когда только
еще происходит формирование подлинной самостоятельности, аутентичности,
способности нести ответственность за совершаемые поступки и всю свою жизнь в
целом.

Все это говорит о необходимости
построения особого взаимодействия с застенчивыми детьми. Это и обусловило выбор
данной темы исследовательской работы.

Цель
исследования –
рассмотреть особенности взаимодействия с застенчивыми школьниками.

Объект: застенчивые школьники;

Предмет: особенности построения взаимодействия
с застенчивыми детьми в школе.

Гипотеза
исследования: мы
предполагаем, что многие дети в школе обладают высоким уровнем застенчивости,
что говорит о необходимости построения специальной модели психологического
взаимодействия с ними.

Задача
исследования:

1. Рассмотреть,
что представляет собой феномен застенчивости в психологической науке.

2. Обозначить
факторы и причины застенчивости.

3. Раскрыть
сущность психологической коррекции застенчивости учащихся.

4. Провести
исследование и составить модель построения взаимодействия с застенчивыми
школьниками.

Теоретико-методологические основы
исследования: составили психологические подходы к пониманию застенчивости (М.В.
Минаев, Л. Форер, Ф. Зимбардо и др.), теории коррекции застенчивости (А.С.
Спиваковской, Л.А. Абрамяна, А.И. Захарова и др.).

Методы
исследования: в
работе использован комплекс общенаучных методов построения теории (сравнение,
обобщение, конкретизация, анализ литературы); эмпирические методы (опросник).

Апробация: результаты, полученные в данной
работе, могут быть использованы педагогами и школьными психологами для
построения взаимодействия с застенчивыми детьми в школьном процессе.

Структура
исследования: курсовая работа объемом 30 страниц,
состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Текст рукописи
иллюстрирован 1 таблицей и 1 графиком. [1]. Белоусова А.Б. Психологические
детерминанты личностной застенчивости: автореф. дис. … канд. псих.наук:
19.00.01 / А.Б. Белоусова; Казанский гос. ун-т. – Казань, 2014. – с. 68. [2]. Алферов А.Д. Психология развития
школьников: учебное пособие для вузов. / А.Д. Алферов. – Ростов н/Д.: Феникс,
2010. – с. 103.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Застенчивый ребенок – это ребенок,
который, с одной стороны, доброжелательно относится к другим людям, стремится к
общению с ними, а с другой – не решается проявлять свои коммуникативные
потребности, что приводит к нарушению согласованности во взаимодействии.
Причина таких нарушений кроется в особом амбивалентном характере отношения
застенчивого ребенка к самому себе.

Он имеет высокую общую самооценку и
в то же самое время сомневается в положительном отношении к себе других людей,
особенно незнакомых. Поэтому в общении с ними застенчивость проявляется ярче
всего. Неуверенность застенчивого ребенка в своей ценности для других людей
блокирует складывающуюся у него потребностно-мотивационную сферу, не позволяет
ему в полной мере удовлетворять имеющиеся коммуникативные потребности.

То есть, механизмом, запускающим
застенчивость, являются ситуации формального и неформального общения и
взаимодействия, а также мысли о прошлых неудачах и промахах или будущих
межличностных контактах. Застенчивость формируется в детстве и связана в первую
очередь с эмоциональными отношениями, с чувством доверия и безопасности в
семейной системе.

Проведенное
в работе исследование на базе 5-го класса школы №…. города…., позволило
констатировать, что застенчивость в той или иной степени присуща большинству учащихся. Так, из 20
респондентов высокий уровень застенчивости обнаружен у 60% учащихся, средний –
у 30% и только у 10 – низкий уровень.

К категориям людей, которые, по
мнению учащихся, считают их застенчивыми относятся одноклассники, преподаватели
и родители. Присутствует различие в выделении этих групп у девочек и мальчиков.
Так, по мнению девочек чаще всего их считают застенчивыми друзья или подруга. А
мальчиками было указано, что таким человеком является их мать. Причинами
застенчивости служит опасение негативной оценки и недостаточная уверенность в
себе.

Для коррекции застенчивости необходимы
специально созданные психолого-педагогические условия. Коррекция застенчивости
в условиях специально организованного обучения должна производиться путем общей
гармонизации личности испытуемых по значимым для данного феномена профилям:
самооценка и самоценность. С этой целью нами разработана модель программы по
психологической коррекции застенчивости у школьников.

Цель и задачи, поставленные в начале
работы, могут считаться достигнутыми, а гипотеза о том, что многие дети в школе
обладают высоким уровнем застенчивости и нуждаются в построении специальной
модели психологического взаимодействия с ними, может считаться подтвержденной.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1. Глава 1. Теоретические основы исследования застенчивости 1.1
Понятие застенчивости в психологической науке Застенчивость
относится к сложному комплексному состоянию, достаточно широко исследующемуся в
психологической науке. Так, за рубежом данному феномену посвящены работы Д.
Болдуина, К. Гросса, Ф. Зимбардо, К. Изарда, Д.Б. Уотсон и др. В нашей стране рассмотрением
этого вопроса занимались: Е.И. Гаспарова, А.А. Захаров, Я. Копчак, Ю.М. Орлов и
др.

В
отношении развития человеческих эмоций и чувств, застенчивость относится к
синониму чувства страха (Д. Болдуин, К. Гросс), выражению чувства стыда или
вины (Д. Изард, В. Зеньковский).[1]

М.Е.
Бурно указывается на связь застенчивости и робости, совестливости,
нерешительности, неловкости, медлительности, неуверенности в личных силах,
тревожности, склонности к сомнению, страхов, тоскливости, мнительности,
стеснительности и переживания из-за своей неестественности.[2]

То
есть можно сказать, что застенчивость является внутренней позицией человека,
предполагающей слишком большое внимание к тому, что о нем думают другие люди. Человек
в этом плане оказывается чрезмерно чувствительным к неприятию его окружающими,
поэтому испытывает желание избежать людей или ситуаций, которые потенциально
опасны в плане какой-либо критики его внешнего вида или поведения.

К.
Изардом подчеркивается, что у разных людей ситуации, вызывающие это чувство,
могут быть различными. Общее, что их объединяется – это присутствующее в них
возбуждение и удовольствие. Застенчивость рассматривается им именно как
личностная черта, а не эмоция. Автор подчеркивает, что застенчивостью играется
большая роль в человеческих отношениях, процессах социализации и развития
личности.[3]

Исследователем
Д. Капланом застенчивость рассматривается в качестве результата ориентации
«Эго» на самое себя (подразумевается нарциссизм, как черта характера,
выраженная в чрезмерной самовлюбленности и завышенной самооценке).[4]

Ф.
Зимбардо так же говорит о том, что застенчивостью охватывается широкий круг
психологических явлений, начиная от смущения и заканчивая травмирующей
тревожностью. Но обобщая рассуждения об этом феномене, он приходит к выводу,
что все рассуждения психологов относятся именно к патологической застенчивости,
что не объясняет возникновения нормальной черты.[5]

Трудности
рассмотрения формирования застенчивости связываются с тем, что эта особенность
личности близка к боязливости, переживанию и страху. В связи с чем, некоторыми
авторами данный термин по возможности не употребляется. Они говорят о феномене
поведенческого торможения или сдерживания. Данный феномен устойчиво проявляется,
начиная с 21 месяца жизни ребенка и вплоть до 5 с половиной лет.[6]

Психоаналитическая теория, понятие застенчивости рассматривает как
ответную реакцию на неудовлетворенные потребности, что имеет отношение к
отклонению в развитии личности по причине нарушений в гармонии между
инстинктом, приспособлением к реальности и разумом, охраняющим [1]. Петрова С.С. Феномен подростковой
застенчивости в психолого-педагогической науке / С.С. Петрова // Проблемы
современного педагогического образования. – 2018. – С. 215. [2]. Бурно М.Е. О самом главном в терапии
творческим самовыражением М.Е. Бурно (ТТСБ) сегодня // Медицинская психология в
России: электрон. науч. журн. – 2011. – №3. – https://magazine.mospsy.ru/nomer3/bu_gl1.shtml
(дата обращения 23.02.21). [3]. Изард К.Э. Психологи я эмоций /
К.Э. Изард. – СПб.: Питер, 2012. – С. 334. [4]. Валявко С.М. Феноменология
застенчивости: краткий очерк / С.М. Валявко, А.А. Емельянова // Коррекционная и
социальная педагогика и психология. – 2013. – №22(2). – С. 115. [5]. Зимбардо Ф. Как побороть
застенчивость / Ф. Зимбардо. – М.: Альпина Нон-фикшн,
2015. – 308 с. [6] Валявко С.М. Феноменология
застенчивости: краткий очерк / С.М. Валявко, А.А. Емельянова // Коррекционная и
социальная педагогика и психология. – 2013. – №22(2). – С. 115.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы